Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дошкольные годы чудесные
ВОСПОМИНАНИЙ ТРЕПЕТНАЯ НИТЬ
8 февраля 2010 года, 13:30
Текст: Вера ЧУНТОНОВА, начальник управления детских дошкольных учреждений в 1974–1997 годах
Молодой педагог, выпускница красноярского пединститута, с небольшим стажем работы в средней школе Минусинска, с годовалым ребенком на руках, я приехала в не знакомый мне северный город. Шел 1960 год.
В Норильске все было необычно: дома при въезде в город, на Октябрьской площади, красивая Гвардейская, электричка, ходившая по расписанию в Дудинку. Нет зеленых насаждений, но какие белые ночи!
Моя мама, Зинаида Федоровна Нечаева, работала заведующей общежитием, где обитали молодые москвичи и ленинградцы, прибывшие в город по комсомольским путевкам.  Кстати, улицы Московская и Ленинградская, на которой я потом проживала и где стояла средняя школа №10 (ее окончила моя дочь), построили «десантники».
 
Сад на окраине
Поскольку работы по специальности не оказалось, мне предложили стать учителем в вечерней школе. Из-за маленького ребенка вынуждена была отказаться и устроилась воспитателем в ясли-сад №23. Старое, приспособленное для дошкольников здание находилось на улице Севастопольской, рядом с (уже бывшим) драматическим театром, напротив пожарного депо. Можно сказать, детский сад стоял на окраине, за ним была голая суровая тундра. Мороз ли, пурга ли, сбивающая с ног, а к семи часам надо быть на работе. Приходилось далеко идти пешком: автобусы туда не ходили.
Моей первой заведующей была Галина Викторовна Богодухова – энергичная, требовательная женщина. Условия работы были нелегкими. Здание холодное, трещало по швам от ветхости. Старшая медицинская сестра Наталья Викторовна Сизых при приеме детей осматривала их прямо в коридоре. Группы без спален, раскладушки ставили в игровой комнате. Игрушек для детей по разнарядке было мало. Воспитатели оформляли группы своими руками: шили, мастерили, рисовали. Проводили конкурсы на лучшую группу. Хотелось дать детям домашнее тепло, создать уют, вырастить их физически развитыми, здоровыми.
Через два года Галина Викторовна Богодухова открывала новые ясли-сад №48, а меня назначили заведующей 23-го. После одной из планерок Галина Викторовна Сендек, начальник отдела детских дошкольных учреждений (ОДДУ), предложила мне выпускать стенгазету, в которой бы уделялось большое внимание истории дошкольного воспитания в Норильске, освещалась работа лучших учреждений и педагогов. Так я стала редактором первой информационной стенгазеты ОДДУ, которую назвали «Норильчонок». Оформлением занималась мой помощник Раиса Ивановна Сатушева. Стенгазета пользовалась  большой популярностью и у родителей дошколят: они очень часто присылали письма «в редакцию».
 
Наши огоньки
Благодаря газете многие, в том числе и я, узнали, что первый детский сад в Норильске открылся на Нулевом пикете в 1937 году. Он был рассчитан на 35 мест. А в 1945 году садов было уже три. Мне пришлось изучать архивы комбината и начать писать историю развития дошкольного воспитания в Норильске. Замечу, что все детские сады тогда находились в ведении Норильского комбината, содержались на его балансе и входили в состав коммунальной службы. Первыми заведующими были Софья Григорьевна Воронцова, Марфа Ивановна Сапрыкина, Руфина Александровна Леонтьева.
Посчастливилось мне работать с Марфой Ивановной Сапрыкиной. Норильчанка с 1935 года, она стояла у истоков дошкольного образования. Проработала с ребятами полвека, перед уходом на заслуженный отдых возглавляла детские ясли №40. Жизнерадостная женщина, с чувством юмора, деловая, ответственная. Мы, заведующие, любили и уважали Марфу Ивановну, не говоря уже о детях и сотрудниках.
Судьба подарила мне возможность поработать еще с одной замечательной женщиной – Анастасией Тимофеевной Карташовой. Начинала она трудиться в далекие годы становления Норильского комбината. Долго работала с дошколятами старшей медицинской сестрой. Таких оптимистов, как Анастасия Тимофеевна, редко встретишь в жизни. Мы любили слушать, когда она рассказывала о своей молодости, общении с семьей Георгия Степановича Жженова в тяжелые для него годы пребывания в Норильске.
Марфу Ивановну и Анастасию Тимофеевну я называла «наши огоньки». Уже будучи на пенсии, они всегда встречались с молодежью, были почетными гостями на детских праздниках, юбилейных датах ОДДУ.
 
У громкого рудника
В те годы многие детские учреждения располагались в приспособленных помещениях по Ленинскому проспекту, на улицах Комсомольской, Советской и других. В основном сады занимали первые этажи жилых домов. В последующие годы стали очень интенсивно закрываться нетиповые дошкольные здания. Вспоминаю, как я, уже будучи руководителем, долго добивалась закрытия яслей-сада №7 в поселке Медвежий. Старое-престарое здание, в нем постоянно появлялись трещины после взрывных работ на руднике «Медвежий ручей». Недаром этот рудник называли громким. Приходилось постоянно держать здание сада под контролем, а главное, очень переживать, как чувствуют себя дети.
С закрытием старых нетиповых учреждений появлялись новые, построенные по разным проектам. Совершенно не похожие друг на друга ясли-сад №51, дошкольные учреждения №39, 40, 41, 43, стоящие рядом на Ленинском проспекте (площадь четырех садиков. – Ред.). Санаторные ясли-сад №48, с небольшими усовершенствованиями детские ясли №20, 22, 56, 57 и другие. Но не было комфортно в них ребятишкам. Опять большинство групп без спален, один небольшой зал. Здесь проводились физкультурные, музыкальные занятия, все праздники. Строго по графику зал использовали для разных возрастных групп.
 
Закалка, тренировка
В 1964 году я стала заведующей яслями-садом №52, в котором проработала десять лет. Наш коллектив первым организовал художественную самодеятельность. Мы с коллегами проводили  литературные вечера, КВН, сочиняли песни, частушки, я проводила занятия по системе йогов.  Сами придумывали фасоны платьев, костюмов. Несмотря на небольшую зарплату, покупали ткани и шили одежду. Выступали на педагогических  конференциях, шефских предприятиях, в общежитиях. Это было время интересного досуга, жизнь, как говорится, била ключом.
Но главной, конечно, оставалась работа. Наш сад стал одним из участников эксперимента по развитию физической активности детей. В дошкольных учреждениях ввели дополнительные физкультурные занятия, разработали специальный комплекс  утренней гимнастики, стали использовать контрастное обливание рук и ног, обтирание старших детей  мокрой рукавичкой. Даже в зимние холода дети спали при открытых  форточках. Какого результата мы достигли? Норильские дошколята в своем развитии не отставали от детей, живущих в благоприятных климатических зонах.
Норильский опыт физического воспитания дошкольников изучали представители многих городов и республик страны, в начале 70-х годов съехавшиеся в Заполярье для участия во Всесоюзной научно-методической конференции. Впоследствии наработанные материалы вошли в книгу «Физическое воспитание детей на Севере», выпущенную издательством «Просвещение» в 1981 году. Опыт работы наших детских учреждений и сейчас широко используется в стране.
 
От «Улыбки» стало всем светлей
В 1975 году открывается новый экспериментальный детский сад №45 «Улыбка» на 280 мест, выстроенный по проекту Ларисы Григорьевны Назаровой. Такое было впервые: внутренний дворик на 600 квадратных метров, крытая веранда, бассейн, правда небольшой. Дети счастливы. Раньше они на автобусе «Веселый дельфин», как и другие норильские дошколята, ездили в «лягушатник» городского плавательного бассейна.
В новом детском учреждении появилось еще одно чудо – зимний сад. Но вначале у заведующей Раисы Ильиничны Алехиной прибавилось головной боли: растений и цветов в нем было мало. Помогла наполнить зимний сад изумительная женщина Павлина Максимовна Беспалова, руководитель санатория-профилактория «Валек», заслуженный врач РФ.
В «Улыбке» мы проводили большие спортивные праздники, спартакиады, олимпиады. Одно из занятий описал Анатолий Львов в книге «Спортивный климат Норильска».
 
К нам прислушивались
Казалось бы, все хорошо, но и этот проект нас не устраивал: группы маленькие, не во всех есть спальни, приемные тесные. При оттепели постоянно протекала кровля. Нужен был новый проект. И в 1980–1990-е годы прошлого века Норильский комбинат начинает интенсивно строить дошкольные учреждения улучшенной планировки. Как руководитель управления, я работала со специалистами института «Норильскпроект». Обговаривали каждую мелочь, вплоть до расстановки мебели. Благо к нашим предложениям прислушивались.
Все вновь вводимые трехэтажные здания для дошколят строились с плавательными бассейнами, прогулочными верандами, зимними садами, спортивными комплексами для детей разного возраста. Появилась возможность открыть группы для мальчиков и девочек, нуждающихся в речевой коррекции, страдающих патологией зрения. Улучшились условия санаторного детского учреждения. Дети пили кислородный коктейль, фиточай, дрожжевой напиток, травяные настои. Появились детские сауны. Все под контролем медицинского персонала, который находился в штате детской городской больницы. В каждом учреждении работали врачи-педиатры, старшие медсестры.
Хочу особо отметить работу детского сада №71 «Антошка» (заведующая Галина Ивановна Шевченко, методист Валентина Александровна Марфидина). Здесь открыли первый компьютерный класс, внедрили методологию ТРИЗ, обучение детей дошкольного возраста письму и чтению. Опыт этого педагогического коллектива впоследствии стали успешно применять коллеги.
 
Времена не выбирают
В 90-е годы прошлого века норильская «детсадия» насчитывала 101 дошкольное учреждение, в которых работало более семи тысяч человек. Но конец 90-х стал очень тяжелым для меня временем. В стране заметно снизилась рождаемость, в Норильске тоже многие дошкольные учреждения оказались недоукомплектованными. Руководство комбината приняло решение объединить сады, а освободившиеся здания передать различным предприятиям. Наши доводы, что со временем положение изменится, не дали результатов. И это надо было пережить.
Ко мне на прием приходили подлежащие сокращению сотрудницы и задавали один и тот же вопрос:  «Где найти работу?» Иногда я сидела в кабинете и плакала, оттого что ничего не могу предпринять.
…Почти сорок лет я проработала в дошкольном образовании Норильска. Разве могу я забыть наши «Ладушки», «Зернышко», «Сказку»,  «Аленький цветочек», «Светлицу», «Золушку»… Своих коллег. Благодаря их поддержке я выдержала столько испытаний, закалила свой характер, поэтому всегда ценила и ценю добрые человеческие отношения.
С большой теплотой, благодарностью за понимание, слаженность в работе вспоминаю своих заместителей: Эмилию Ивановну Соловьеву, Татьяну Степановну Софронову, Ольгу Михайловну Гусеву. Они были замечательными помощниками и советчиками. Своим профессионализмом, пунктуальностью, скрупулезностью в работе запомнилась главный бухгалтер Полина Павловна Шпакова. Благодаря ей в управлении дошкольных образовательных учреждений никогда не было финансовых нарушений.
Рада, что имею возможность сказать добрые слова норильчанам, с которыми общалась.
“Улыбка”-2010. После капитального ремонта
0

Читайте также в этом номере:

7 000 000 тонн файнштейна (Ален БУРНАШЕВ)
Зависит от нас (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск