Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дорога в будущее
Норильский хронограф
16 июля 2010 года, 12:53
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
История города и комбината начинается с известного постановления 1935 года, но решению строить его силами Наркомата внутренних дел предшествовали многочисленные попытки “разработать промзадание”, создать проект и тому подобное. Не единожды “вопрос Нориля” обсуждался в Политбюро. И всегда находилось немало скептиков, считавших этот заполярный, выражаясь языком документов того времени, “никель-платиновый клад недоступным и нереальным для эксплуатации”.
Не на пустом месте
Почему лед тронулся именно в 1935-м? 29 апреля народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе подписал приказ о форсированном строительстве никелевого завода в Мончегорске. За полгода до этой даты по инициативе того же ведомства в Ленинграде организовали союзную контору по проектированию предприятий никелевой и оловянной промышленности – Союзникельоловопроект (сегодняшний институт Гипроникель). Создание крупного производства в Мончетундре предполагало переработку файнштейна Норильска.
Появившийся в Норильскстрое через три года после постановления Авраамий Завенягин концепцию правительства пересмотрел, обосновав необходимость изменения технического проекта, законченного СНОПом в апреле 1938-го. В конце этого же года началось строительство Малого металлургического завода (ММЗ), на котором отрабатывались основные технологические процессы для будущего Большого (никелевого) металлургического завода.
Когда были выплавлены первые сотни тонн чернового никеля на ММЗ и началось проектирование Большого завода, Норильск получил статус рабочего поселка, оставаясь при этом лагерем. Привезенный в Норильлаг осенью 1939-го писатель, историк, философ Лев Гумилев так вспоминал довоенный Норильск:
– Здесь начиналась самая северная в мире дорога, которая шла на восток, вдоль 70-й параллели. Длина ее была 102 км, и вела она в будущее, а точнее – в рождавшийся город Норильск. Тогда в нем было четыре дома из бутового камня, Малый металлургический завод с обогатительной фабрикой, силуэт которой на горизонте напоминал средневековый замок, и два скопления бараков, вмещавших около 24 тысяч заключенных...
 
Для фронта и после Победы
В год, когда началась Великая Отечественная война, Норильск приступил к строительству БМЗ и ТЭЦ. В том, что уже в 1942-м был получен электролитный никель (пока на ММЗ), огромную роль сыграли эвакуированные в Норильск специалисты комбината “Североникель”, занявшие ключевые посты в рождающемся самом северном горно-металлургическом производственном комплексе.
Норильску военных лет принадлежит восьмая часть произведенного страной за эти годы никеля, лучшая по качеству. В разгар войны в Норильске была выдана электролитная медь, выплавлен кобальт. Десятый год строительства комбината ознаменовался награждением норильчан орденами и медалями и присвоением переходящего Красного знамени ГКО, оставшегося впоследствии в Норильске навечно. В год Победы заработали Малая обогатительная и Большая агломерационная фабрики, а норильчане вновь получили ордена и медали за успешное выполнение заданий правительства по добыче топлива и цветных металлов и за строительство горно-металлургических предприятий.
С первого военного приказа и до 8 июля 1948 года у руля Норильского комбината и ИТЛ стоял бывший начальник Дудинского отделения Норильского комбината Александр Панюков, выбранный в качестве преемника Авраамием Завенягиным, отозванным из Норильска в апреле 1941-го. Но три послевоенных года комбинатом практически руководил главный инженер Владимир Зверев, сменивший в 1948-м Панюкова. В этом же году завершился переход комбината на постоянную технологическую схему, включавшую переработку вкрапленных руд. При строительстве медного Зверев, как Завенягин в свое время, отстоял право строить завод с полным циклом, включая анодный и электролитный цехи. Зверев отказался от первоначального проекта “Гипроцветмета” и привлек к работе собственных проектировщиков.
Ровно через год, в 1950-м, был пущен цех электролиза меди, цементный завод, утвержден проект города, коим Норильск стал вскоре после смерти Иосифа Сталина, в июле 1953 года.
 
На вольных хлебах
22 августа 1956 года заместитель министра внутренних дел СССР Олег Толстиков подписал приказ о ликвидации с 1 сентября 1956 года Норильского исправительно-трудового лагеря “в связи с завершением вывоза заключенных из города Норильска”. Эти четыре года стали переломными не только для всей страны, но и для Норильска. И дело не только в выходе из ГУЛАГа и переходе на вольнонаемный труд. За 20 лет Норильск поисчерпал сырьевые запасы, стал ощущаться дефицит не только рабочей силы, но и энергетических мощностей. Зато оказалась востребованной комплексная автоматизация и механизация, о чем было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и правительства. Важнейшим событием в плане внедрения новой техники в металлургическом производстве никеля стал пуск в 1959 году первой мощной автоматизированной рудно-термической электропечи, сэкономившей по сравнению с шахтной плавкой 94 миллиона рублей.
Еще в 1958-м был создан горно-металлургический опытно-исследовательский цех, вечерний факультет Красноярского института цветных металлов (при этом в городе с 1944 года работал горно-металлургический техникум), годом раньше из Ленинграда в Норильск перевели НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера.
В этот период началось поточное строительство домов на свайном фундировании, был получен кобальт высокой чистоты, но главное, что в год 25-летия Норильского горно-металлургического комбината геологи открыли Талнахское месторождение медно-никелевых руд.
 
Под знаком Талнаха
Открытие и освоение Талнаха изменило облик Норильского комбината. Началось активное проектирование и строительство талнахских рудников и Хантайской ГЭС. Кроме рабочего поселка Кайеркан в это время появились поселки-спутники Талнах и Снежногорск.
В год 30-летия комбината была выдана первая руда Талнаха и открыто Октябрьское месторождение. Комбинат получил первый орден Ленина. Церемония вручения награды прошла на сцене построенного и открытого к юбилею Дворца культуры комбината.
В 1966 году норильский никель кроме отечественных потребителей стали получать и за рубежом.
Это десятилетие завершилось переводом на газовое топливо основных предприятий комбината, промышленным током первого агрегата Хантайской ГЭС.
В 1971-м орден Трудового Красного Знамени уже городу Норильску вручил секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих, возглавлявший комбинат семь лет, с 1962-го по 1969 год.
 
Надежда
В 1970-м было принято постановление Совета министров СССР о строительстве Второго никелевого, впоследствии Надеждинского металлургического, завода. Генеральным проектировщиком металлургического гиганта стал институт “Гипроникель”, бывший СНОП, начинавший проектирование комбината в 1935-м. Даже ГИП был тот же самый – Яков Осташевский. Кроме Гипроникеля к совместной работе были привлечены институты “Гинцветмет”, “Механобр” и другие организации Минцветмета.
Из десяти лет активного строительства наиболее трудным оказался предпусковой период, когда, например, из-за аварии на газопроводе и по ряду других причин при температуре ниже минус 50 градусов за три зимних месяца пришлось шесть раз сбрасывать и запускать всю тепловую схему, то есть 10 тысяч кубометров горячей воды…
Первая очередь “Надежды” вступила в строй в конце 1979-го, вторая – в феврале 1981-го.
В этом же году начала давать продукцию первая очередь Талнахской обогатительной фабрики. Заработала вторая очередь комбината, так называли цепочку: рудники Талнаха – ТОФ – “Надежда”. В 1976-м Норильский ордена Ленина горно-металлургический комбинат имени А.П.Завенягина получил второй знак отличия – орден Трудового Красного Знамени.
70-е вместили в себя 40-летний юбилей НГМК, отмеченный пуском домостроительного комбината, началом строительства Курейской ГЭС и первыми почетными гражданами Норильска. Открыли список почетных первооткрыватель Норильска Николай Урванцев, создатель геологической службы комбината Александр Воронцов, начальник службы снабжения Владимир Всесвятский и медеплавильщик Александр Шереметов.
 
На оптимальную мощность
Надеждинский металлургический завод стал последней масштабной производственной стройкой Норильска не только ХХ века, но и первого десятилетия ХХI. После его пуска производство цветных металлов на Норильском комбинате выросло в пять раз, если сравнивать с доталнахским периодом. Через год институт “Норильскпроект” получил задание разработать генеральную схему развития комбината на оптимальную мощность. В этом же 1982-м на ТОФ ввели вторую очередь. На никелевом заработала новая серия ванн, газоочистка №3 и рудно-термическая печь. Были введены новые мощности и на медном заводе.
Год 50-летия комбината прошел под знаком пуска ПЖВ-2 на медном. Первые тонны металла печь плавки в жидкой ванне выдала в апреле 1985-го в присутствии автора технологии Андрея Ванюкова. (Опытно-промышленный плавильный агрегат был запущен на заводе еще в 1977-м.) На следующий год новая технология была отмечена в проекте основных направлений экономического и социального развития СССР до 1990 года, а на медном приступили к строительству третьей печи Ванюкова.
Юбилейным подарком НГМК городу стал пуск завода по переработке мяса и молокозавода. В 1985-м комбинат получил последнюю награду в этом статусе – орден Октябрьской революции.
В 1986-м отметил 40-летие Норильский Заполярный театр, получивший к очередному 41-му театральному сезону новое здание, третье по счету за свою историю.
В 1988-м пост директора комбината оставил Борис Колесников, назвавший 15 лет у руля периодом большого строительства.
80-е завершились взрывом на газопроводе, забастовкой горняков и созданием по инициативе нового директора НГМК Анатолия Филатова и его команды концерна “Норильский никель”.
 
Ветер перемен
Через два года, в 1991-м, концерн “Норильский никель” из советского стал российским, а в июле 1993-го первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о его акционировании.
60-летие Норильский горно-металлургический комбинат отметил во главе со своим ровесником, генеральным директором РАО “Норильский никель” Анатолием Филатовым, в предчувствии больших перемен. И эти перемены не замедлили сказаться: контрольный пакет акций из рук государства был передан в доверительное управление частному капиталу, а в 1997-м акции из доверительного управления перешли во владение группы “Интеррос”.
Собственно, перевод комбината на новую систему хозяйствования в условиях рынка выпал на долю Джонсона Хагажеева, бывшего директора медного и “Надежды”. Проведя непопулярную во все времена процедуру высвобождения численности взамен на новые технологии, антикризисный штаб, куда вошли и руководители РАО, приступил к выполнению планов реконструкции основных переделов комбината.
 
Новый век, новое тысячелетие
В 2002 году в Норильск с деловым визитом приехал президент России Владимир Путин, предложивший начать процесс объединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края в единый субъект Федерации. Через три года состоялся референдум, по итогам которого 90 процентов норильчан проголосовали за объединение. В “президентский год” в Норильске изменилась терминология: норильские промышленные активы стали именоваться Заполярным филиалом “Норильского никеля”.
Первое десятилетие третьего тысячелетия прошло в постоянных изменениях: наименований, структур, лидеров и их команд. Неизменной оставалась надежная сырьевая база и созданный на ее основе комбинат, как бы он ни назывался. За эти 10 лет “Норильский никель” сумел создать собственный ледокольный флот, собственную авиакомпанию, запустил масштабные производственные проекты.
На VI региональном корпоративном форуме – 2010 генеральный директор “Норильского никеля” Владимир Стржалковский и директор Заполярного филиала Евгений Муравьев с руководителями департамента геологоразведки, блока товарно-транспортной логистики и топливно-энергетического отраслевого комплекса озвучили итоги предъюбилейного года и планы компании на ближайшие несколько лет, отметив, что ГМК достойно встречает свой 75-летний юбилей.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск