Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Да, были люди…
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ, ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
14 сентября 2017 года, 15:40
Текст: Евгения СИДОРУК, директор Норильского городского архива
Иван Береснёв, Леонид Анисимов, Василий Ксинтарис… Что, казалось бы, объединяет таких разных людей? Их имена и судьбы  навсегда вписаны в историю Норильска. У всех в этом году был бы юбилей.
Металлург экстра-класса
Начать хотелось бы с мончегорцев, с приездом которых в начале войны в норильскую металлургию влились новые силы:  высококвалифицированные строители, металлурги, обогатители, которые были тогда особенно необходимы. И в первую очередь вспомним Ивана Симоновича Береснёва, инженера-металлурга, стоявшего у истоков никелевого производства в Норильске. До приезда на Север он успел поработать мастером  на заводе “Красный выборжец” в Ленинграде, был помощником  директора Полевского медеплавильного завода. Затем работал  заместителем главного инженера Калотинского горнозаводского комбината в Свердловской области и главным металлургом  Средне-Уральского медеплавильного комбината. После чего стал главным инженером, а затем и заместителем  начальника медно-никелевого комбината “Североникель” в Мончегорске.
С началом Великой Отечественной войны у Ивана Береснёва начался отсчет норильской биографии. В июле 1941 года его назначили заместителем главного инженера Норильского комбината.
Из автобиографии Ивана Береснёва, написанной им в 1942 году в отдел кадров комбината и сохранившейся в Норильском городском архиве:
“Родился 21 сентября 1902 года в крестьянской семье в деревне Гаревская Кировской области. Из нашей семьи прожили безвыездно в деревне только родители. Хозяйство было подвергнуто раскулачиванию, но по жалобе отца это решение было отменено. Учение свое я начал в 1910 году и прошел его в следующем порядке: 1910–1913 годы – земская школа в деревне, 1913–1920 годы – школа II ступени в г. Котельниче, 1920–1927 годы – Горный институт в г. Ленинграде. Работать начал с 1919-го, во время учебы в школе – на канцелярской работе, а во время учения в институте – на заводах и в металлургической лаборатории института, совмещая учение со службой”.
В Норильске личным приказом Завенягина (тогда уже – заместителя наркома внутренних дел) Иван Симонович был назначен на должность главного инженера по эксплуатации, впоследствии – главным инженером комбината. При непосредственном участии Береснёва развивалась норильская металлургия. Это было непростое время – годы нечеловеческого напряжения, трудностей и большой ответственности за выполнение поставленных задач по вводу промышленных объектов и выпуску такого нужного стране металла.
В 1943 году ответственности прибавилось: Иван Береснёв стал еще и главным инженером проекта комплекса Большого металлургического завода (впоследствии – никелевого), причем эту работу он совмещал с основными обязанностями. Уже в апреле 1943-го первые 16 блоков электролизных ванн никелевого были поставлены под загрузку.
В 1944 году у нашего героя новая должность – главный металлург. А с 1948-го и до самого своего отъезда на работу в Ленинград в 1951 году он трудится главным инженером всего Норильского  комбината. За работу по освоению обогащения и металлургии в Норильске в 1949-м Иван Береснёв был удостоен Сталинской премии.
Как вспоминал впоследствии об этом удивительном человеке Борис Алексеевич Логинов, кстати, тоже мончегорец, директор Норильского комбината в 1954–1957 годах: “Это был металлург экстра-класса, прекрасный инженер и организатор. Многие из нас, такие крупные металлурги, как Терпогосов, Иевлев, его ученики, принимали участие в создании никелевой и кобальтовой промышленности в Союзе. Береснёву по праву принадлежит одно из первых мест”.
Первый гидростроитель
О почетном гражданине Норильска, в честь которого названа одна из улиц северного города, Леониде Ивановиче Анисимове,  думаю, знают все горожане. Он тоже из плеяды мончегорцев, приехавших в Норильск в 1941 году.
Интересно, что днем рождения Леонида Ивановича считается 30 июля, хотя в документах его личного дела стоит другая дата – 17 июля. По паспорту. И рядом пометка карандашом: “день рождения празднует 30. 07. 2007”.
Родился Анисимов в Рязанской губернии, в селе Трехсвятское, в семье сельского фельдшера. После окончания Московского строительного техникума и курсов инженеров работал в столице и Подмосковье. А в 1937 году был направлен на работу на комбинат “Североникель” в Мончегорск, откуда страшным летом 1941 года вместе с семьей прибыл в Норильск.
В северном городе он прожил все военное лихолетье и четыре послевоенных года, но и за это время сумел внести неоценимый вклад в строительство гидротехнических сооружений в условиях Крайнего Севера.  
В конце ноября 1950 года Анисимов был отозван из очередного отпуска и командирован в распоряжение начальника “Дальстроя” МВД СССР, трудился в Хабаровском крае, Магадане.
Спустя десять лет, в 1960-м, вновь вернулся в Норильск и продолжил строить.  
Среди инженерных решений Анисимова – системы водоснабжения и канализации города и комбината, оборотное водоснабжение металлургических предприятий. В частности, оригинальная конструкция бассейнов северной системы оборотного водоснабжения “Надежды”, которая позволила сократить сроки строительства на три месяца и обеспечить бесперебойную работу плавильного цеха. И техническое водоснабжение ТЭЦ с насосной станцией на озере Долгом мощностью 20 тысяч кубометров в час, и водоводы протяженностью 10 километров от реки Норильской, по которым вода поступала в поселок, а потом и в город. Под непосредственным руководством Анисимова строилось и  хвостохранилище “Надежды”.
В 1963 году ему было присвоено звание “Заслуженный строитель РСФСР”. В 1966-м он среди прочих заслуженных норильчан стал лауреатом Ленинской премии.
На пенсию Леонид Иванович Анисимов ушел в 1986 году в возрасте 79 лет.
Хозяин снаба
В июне 1917 года в семье одного из таганрогских служащих родился Василий Николаевич Ксинтарис. Семья маленького Васи была интернациональной: отец – грек, мама – русская. Что такое родиться во времена советской власти в интернациональной семье, многие знают не понаслышке.
Борис Алексеевич Логинов, лично знакомый с Ксинтарисом, вспоминал, что, когда Василию пришло время получать паспорт, в графе “национальность” он указал – грек:
– Национальность не очень благоприятствовала его дальнейшей судьбе. В 24 часа его выселяли первый раз из Норильска, а второй раз – с комбината “Апатит”. Друзья помогли ему перебраться в Якутию, он руководил там строительством слюдяного рудника.
Но это было потом, а пока, в 1935 году окончив Таганрогский планово-экономический техникум, Василий решил продолжить образование. И поступил на экономический факультет в Московский плановый институт, который успешно окончил в 1940-м. Летом того же года он был направлен на работу в Норильск, где начал с должности старшего экономиста планового отдела комбината. Затем работал на руководящих должностях в Дудинском порту, а в 1944 году его назначили заместителем начальника “Норильскснаба” по водному транспорту, и после этого вся дальнейшая деятельность Ксинтариса в Норильске была связана с вопросами снабжения.  
Заместитель директора комбината – начальник управления снабжения – по тем временам это был невероятно ответственный пост. Во все периоды истории Норильского социально-производственного комплекса его судьба в значительной мере предопределялась жизнеспособностью, адекватным обликом транспортно-снабженческой и сбытовой составляющих. Пройдя долгий, сложный путь, норильский снаб, благодаря в том числе и неустанной работе Ксинтариса, постепенно превратился в крупное многофункциональное объединение, сфера деятельности которого включала в себя не только Большой Норильск, Таймыр, но и практически все регионы бывшего СССР.
Из воспоминаний Бориса Алексеевича Логинова о Ксинтарисе:
“В период моего директорства он уже был полным хозяином снабжения комбината, и никто больше к нему не приставал, тем более что времена изменились к лучшему. В его ведении были снабжение, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, жилищное хозяйство, взаимосвязь с лагерем. Я удивлялся его способности удерживать громадный объем информации, вовремя принимать необходимые решения и многому у него научился. Прежде всего способности давать указания, как бы в рамках совета, не диктовать. Василий Николаевич очень хорошо разбирался в технологии, знал людей, умел нажать на нужную кнопку.
В его квартире в Москве, на Тверской площади, был большой и уютный зал – повелось называть его греческим залом. Создавалось такое впечатление, что стол там накрыт всегда и разносолов очень много. Здесь велись длинные беседы, посетители получали советы и уходили удовлетворенными”.
После Норильска, в 1957 году, Василий Николаевич  Ксинтарис был переведен в Красноярский совнархоз начальником управления снабжения, затем стал заместителем председателя Совнархоза и, наконец, председателем.
В 1965 году его назначили заместителем министра вновь образованного Министерства цветной металлургии СССР, а в 1973-м он был назначен первым заместителем Госснаба СССР.
Красный росчерк по судьбе
Замечательный ученый, исследователь вечномерзлых грунтов Заполярья – Михаил Васильевич Ким родился 8 августа 1907 года в деревне Кедровая Падь под Владивостоком в обычной  крестьянской семье. Учебу начал в сельской школе, затем сумел окончить высшее начальное училище во Владивостоке. В 1922 году, когда началась советизация Дальневосточного края, Кима направили на шестимесячные курсы по подготовке фининспекторов, по окончании которых он полтора года работал районным инспектором по единому сельхозналогу. Казалось бы, ничто не предвещало интересной судьбы. Но…
В 1927 году 17-летний Михаил поступил на рабфак при Государственном Дальневосточном университете, затем – в Ленинградский гидротехнический институт, после чего был принят в аспирантуру. Талантливый молодой ученый занимался гидротехническими исследованиями, пока эта страница в его судьбе не оборвалась. Вот как он сам вспоминает об этом.
Из автобиографии Кима (февраль 1948 года):
“В 1935 году я был арестован и осужден военной коллегией Верховного суда СССР на 4 года по ст. 58. Освобожден из лагеря 1 марта 1939 года. С 1939 года работаю на мерзлотной станции по исследованию устойчивости сооружений, построенных на вечной мерзлоте, сначала инженером, затем руководителем группы, а с 1941 года по настоящее время начальником Норильской мерзлотной станции”.
На протяжении всех лет работы в Норильске Михаил Ким провел ряд научных исследований по изучению вечномерзлых грунтов как основания сооружений. Эти исследования имели огромное практическое значение для Норильского комбината и не только, став ценным вкладом в дело освоения районов вечной мерзлоты в нашей стране. Разработанные Михаилом Васильевичем сваи, вбиваемые в грунт специальными ударными станками, произвели революцию в строительстве на Крайнем Севере, позволив в разы увеличить количество возводимых за Полярным кругом зданий.
Михаил Васильевич Ким был не только ученым, автором огромного количества научных трудов и работ, но и педагогом. Интереснейшие лекции читал он в Норильском горно-металлургическом техникуме, проводил практические занятия для специалистов комбината, трепетно опекал молодые кадры.  
В 1956 году Михаил Васильевич Ким был реабилитирован, о чем в личном деле есть соответствующая справка и росчерк красным карандашом.
Десять лет спустя группа норильских ученых, архитекторов и строителей, среди которых был и Ким, получили высокое признание – стали лауреатами Ленинской премии 1966 года.  
 

Лауреаты Ленинской премии 1966 года. Михаил Ким в центре
0

Читайте также в этом номере:

Они не ищут легких путей (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
За большим столом сидели (Лариса ФЕДИШИНА)
Под защитой (Виктор ЦАРЕВ)
Работа для энтузиастов (Наталия НИКОЛАЕВА)
Кто владеет информацией (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мировые стандарты (Татьяна РЫЧКОВА)
На то оно и утро (Лариса ФЕДИШИНА)
Уверенная победа (Лариса МИХАЙЛОВА)
Ночные кубы горняцкой столицы (Екатерина СТЕПАНОВА)
Посоветовались (Татьяна СОКОЛОВА)
Последний срок (Лариса ФЕДИШИНА)
Еще одну стену раскрасили (Татьяна СОКОЛОВА)
Все по зубам (Екатерина СТЕПАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск