Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Чудо возможно
КНИГА НЕДЕЛИ
13 октября 2011 года, 15:52
Текст: Юлия КОХ
Вот уже несколько десятилетий общество традиционно задается вопросом: почему современные люди не любят читать? Данные статистики удручают – и дети, и взрослые проявляют поразительное равнодушие к сокровищам мировой литературы.
На страницах авторитетных изданий ведутся оживленные дискуссии о причинах “кризиса чтения”. Обвиняемых в этом “судебном процессе” множество – и телевидение, и компьютерные игры, и недостаток финансирования культурных проектов. Ну а французский писатель и школьный преподаватель литературы Даниэль Пеннак в своей книге “Как роман” предлагает собственное, весьма оригинальное решение данной проблемы, а также рассказывает несколько интересных историй из собственной педагогической практики.

Декларация читательской свободы

Прежде всего следует уточнить, что произведение Пеннака не пособие для учителей и не психологический трактат. Название этой книги весьма полно характеризует отношение формы этой книги к ее содержанию. Несмотря на обилие рассуждений  об истоках любви к чтению, “Как роман” действительно мало напоминает учебник, ассоциируясь, скорее, с художественной литературой. Этот эффект достигается в основном благодаря необычайно богатому и выразительному языку автора. Впрочем, у этого несомненного достоинства есть и обратная сторона – порой писатель так увлекается стилистическими красивостями, что за ними становится сложно разглядеть смысл высказывания. К тому же все эти мастерски примененные выразительные средства здорово увеличивают объем текста. В результате ряд весьма любопытных рассуждений, которые вполне уместились бы в хорошую длинную статью, растягивается на небольшую, но все-таки книжку.
Даниэль Пеннак зачастую обращается напрямую к читателю, с легкостью устанавливая с ним дружеские и доверительные отношения. Как всякий хороший педагог, он избегает громких обвинений, предпочитая безобидно посмеиваться над нашими педагогическими ошибками. Без особых церемоний он почти сразу объявляет о том, что результатом отказа современных детей от чтения стало неумеренное стремление взрослых заставить их читать. Автор разыгрывает перед нами вполне правдоподобные сценки из домашней жизни, показывая, как чтение превращается в обязанность, а просмотр телевизора становится желанной наградой. Однако он не лишает нас надежды, предлагая несколько удивительно простых способов вернуть утраченную радость чтения буквально за недели. Описание волшебного превращения обычных подростков в заядлых библиофилов напоминает художественный вымысел (или, учитывая стилистические привычки автора, гиперболу), но его солидная репутация французского учителя подтверждает – чудо возможно.
Помимо волшебных средств педагогического воздействия Даниэль Пеннак предлагает нам внушительный список избранных произведений мировой литературы. То тут, то там в тексте возникают названия пьес, повестей и романов, сопровождаемые короткими, манящими своей недосказанностью отзывами. Среди упомянутых авторов удивительно много русских классиков. Это доказывает, что пресловутая близость французской и русской культур все же не миф. Автор умело использует цитаты и отсылки к сюжету, чтобы разбудить наш литературный аппетит, но при этом ни на секунду не прибегает к давлению. Фразу “Нельзя не прочитать” Даниэль Пеннак давно исключил из своего лексикона, заменив ее гораздо более тонкими психологическими методами. Ну а завершается эта необычная книга полушутливой декларацией “Неотъемлемые права читателя”, с которой стоит ознакомиться любому родителю, решившему приобщить свое чадо к высокой словесности. Эти десять великодушных разрешений не только избавят ребенка от мучений над “рекомендованными книгами”, но и снимут груз с вашей собственной, измученной требованиями современной образовательной системы совести.
0

Читайте также в этом номере:

Один раз отрежь (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Дальний умысел (Лариса ФЕДИШИНА)
Балкон: жизнь на кон? (Елена ПОПОВА)
Не параллельно (Валентина ВАЧАЕВА)
Все медалисты (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск