Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Аргиш возвращается
БОЛЬШОЙ АРГИШ
21 октября 2011 года, 15:55
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Скоро в Норильске вновь пройдет Большой аргиш – общегородской этнический праздник встречи зимы. В прошлом году он собрал больше десяти тысяч человек.
Название празднику дали вполне закономерно. “Аргиш” – почти единственное слово, которое присутствует в языках всех пяти коренных этносов Таймыра – ненцев, долган, нганасан, эвенков и энцев. С фонетическими вариациями оно есть в языках и других северных народов. Например, у зырян это “арьюш”, у коряков – “аргиз”.
Этому понятию нет аналога в русском. Аргиш – не просто обоз из нескольких вьючных или запряженных в нарты оленей, как написано в словарях. Это еще и сборы в дорогу, пастбище, путешествие, долгое кочевье по тундре. Можно сказать, что аргиш – это философия и жизненный путь северного человека, часть его миропонимания и социального порядка. Как дао у китайцев.

Жить, а не пережидать

Инициатором и организатором праздника встречи зимы под названием Большой аргиш стала медиакомпания “Северный город”. Превратиться в реальность Аргиш смог благодаря поддержке Заполярного филиала “Норильского никеля” и активному участию в проекте администраций Таймырского муниципального района, городов Дудинки и Норильска.
– Не секрет, что многие норильчане с волнением ждут наступления полярной ночи и холодов, – говорит куратор спецпроектов медиакомпании “Северный город” Наталья Федянина. – Негативное воздействие на человека полярной ночи в условиях и без того сурового климата – это социальный, психологический и даже медицинский факт. Особенно тяжело переживается ноябрь – время вхождения в полярную ночь. Между тем ключ к пониманию природы Севера и источник любви к суровому таймырскому краю можно и нужно искать среди тех, для кого Таймыр – родная земля. Среди коренных народов.
Главная идея Большого аргиша – опора на мудрую жизненную позицию коренных народов Таймыра. В прошлом году, готовясь к Аргишу, корреспонденты “ЗВ” много времени проводили в Дудинке, общаясь с представителями коренных этносов. Их особые отношения с природой сразу бросаются в глаза. Например, они относятся к зиме – сезону, который не любят многие норильчане, – так же, как к любому другому времени года, а то и лучше. На наш постоянный вопрос: “Как вы относитесь к зиме?” – они только удивлялись и даже не сразу понимали, о чем, собственно, мы спрашиваем.
– Ну как можно жить на Севере и не любить зиму, – смеялась одна нганасанка из Усть-Авама. – Ведь это главный сезон для нас, естественное условие жизни. В это время года есть добыча – рыба, зайцы, куропатки. Дикие олени, которые дают не только пищу, но и одежду. С этим сезоном надо гармонировать, а не пережидать его, как вы, жители города.
В понимании коренных народов все наши разговоры про “депрессивное” время года – выдумки урбанизированного человека, не умеющего жить в нормальных отношениях с природой. “Зима – это хорошо” или “Зима-кормилица пришла” – так безо всякого лукавства и самоубеждения говорят они. Зима – основной сезон для них, время большой охоты и подледного лова рыбы, время аргиша.

Не юколой единой

“Мы живем на их земле и ничего о них не знаем”, – часто можно услышать от норильчан, побывавших в таймырских кочевьях. “Ничего не знаем” следует понимать как очень поверхностную осведомленность не только об укладе жизни коренных северных жителей, но и об их миропонимании.
В этом смысле на первом Аргише в прошлом году за норильчан, к сожалению, бывало неловко. Например, они создали настоящий ажиотаж вокруг установленных в городе чумов. Желающих в них попасть было так много, что хозяйкам иногда приходилось напоминать о том, что у входа ждут другие. (Это было маленькое нарушение обычаев: у коренных в тундре не принято намекать гостю, чтобы он не злоупотреблял гостеприимством, – путник может оставаться в чуме столько, сколько захочет.)
Так вот, норильчане выстраивались в очереди в основном затем, чтобы попробовать традиционную тундровую еду. И далеко не каждый интересовался у хозяек чумов чем-то, кроме тонкостей национальной кухни. Мало кто спрашивал, например, о том, в чем отличие долганского чума от нганасанского. Или чем отличается одежда разных этносов и что означает тот или иной орнамент на ней.
(– Вы, норильчане, не только нашу одежду, но и нас самих не различаете, – с улыбкой, но и не без досады в голосе поделилась тогда с корреспондентами “ЗВ” одна из долганок. – Меня, например, тут ненкой назвали. А у ненцев ведь совсем другие черты лица. Они не такие смуглые и скуластые, как, к примеру, нганасаны…)
– Цель Большого аргиша не только формирование более оптимистичного восприятия наступающей зимы, но и создание новой традиции и знакомство с культурой народов, на земле которых мы живем, – говорит Наталья Федянина. – Уже после праздника многие норильчане и дудинцы звонили и спрашивали, будет ли продолжение. Поэтому, учитывая успешность проекта и взаимную заинтересованность его участников, мы предложили проводить Большой аргиш традиционно в начале ноября.

Узнай больше

Если помните, год назад начало ноября было аномально теплым. В день Аргиша выпавший уже было устойчивый снег растаял. Антициклон, естественно, принес с собой и сильный ветер (стоило больших трудов установить чумы на асфальте под шквальными порывами). Несмотря на это, на Большой аргиш пришли больше десяти тысяч норильчан. Многие приходили семьями, с детьми. Почти 200 человек из творческих коллективов и семейных родовых хозяйств Дудинки – представители пяти коренных этносов – знакомили Норильск со своей культурой и жизненным укладом.
В этом году Большой аргиш состоится 5 ноября. Местом его проведения будет уже не площадь перед зданием “Северного города”, а Комсомольская площадь, между Дворцом культуры и музеем.
– Учитывая, что Большой аргиш стал таким популярным, решено было перенести его в центр города, – рассказывает Наталья Федянина о том, чем нынешний праздник встречи зимы будет отличаться от прошлогоднего. – Поскольку многие наверняка опять придут с детьми, будет организована специальная детская площадка, будет больше детских игр, будут аниматоры. Чумов установят уже не пять, а шесть или даже семь.
Как и в прошлом году, норильчане смогут поучаствовать в национальных и спортивных играх, общем хороводе хэйро, попробовать северную кухню, купить сувениры.
Стоит отметить, что в этот раз в проекте усилена информационно-просветительская составляющая: в течение предпраздничной недели в городе пройдут интерактивные мастер-классы и познавательные встречи для всех желающих. Например, в медиакомпании “Северный город” запланирована программа по истории национальных костюмов и орнаментов народов Таймыра с участием представителей пяти этносов, а также дефиле и мастер-класс по изготовлению традиционной одежды.


Подробнее о том, как Норильск готовится встречать Большой аргиш, читайте в “ЗВ” на следующей неделе
Ансамбль “Хэйро” – визитная карточка Таймыра – известен далеко за пределами нашего полуострова
В одежде коренных народов многие элементы характерны только для одного этноса
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск