Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
А моральная компенсация?
Права потребителей
17 марта 2010 года, 13:15
Текст: Наталья СМИРНОВА, ведущий специалист отдела потребительского рынка и услуг по Талнаху и Кайеркану
Практически в каждом исковом заявлении потребители, чьи права были нарушены, требуют от продавца (изготовителя, исполнителя) компенсации морального вреда. Кто имеет такое право? И, самое главное, в каком размере?
Определение понятия «моральный вред» содержится в статье 151 Гражданского кодекса РФ. Это «физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага».
Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается только при наличии вины. Вина продавца (изготовителя, исполнителя) может выражаться как в определенных действиях (например, некачественный пошив выпускного платья, переданного заказчику накануне торжественного события), так и в бездействии, то есть в неисполнении заказа вообще. И в данном случае у потребителя возникает право требовать компенсацию морального вреда. В качестве примера мы привели услуги, но все вышесказанное относится  к товарам и другим нарушениям прав потребителей.
 
По принципу разумности
Житель Кайеркана в одном из пунктов по оказанию услуг населению заключил договор на изготовление, доставку и установку окон ПВХ. Согласно условиям договора все работы должны были быть выполнены в течение 31 рабочего дня, но в реальности срок исполнения заказа затянулся на пять месяцев. Многочисленные обращения и попытки потребителя решить вопрос в досудебном порядке оказались безрезультатными, и  тогда он подал исковое заявление в суд с требованием обязать ответчика выполнить условия договора, выплатить неустойку в размере стоимости цены заказа по договору, компенсировать причиненный моральный вред. Решением мирового судьи эти требования были полностью удовлетворены. Плюс ко всему с ответчика в пользу истца было взыскано 4000 рублей компенсации морального вреда, что он и требовал в своем иске.
Следует отметить, что законодательством не предусмотрено ограничений в отношении суммы компенсации морального вреда, потребитель может указать любую сумму. Однако это вовсе не означает, что он непременно ее получит, потому что реальный размер компенсации будет определяться судом с учетом принципа разумности и справедливости.
Жена купила  второй половине в подарок дрель. Муж, который с удовольствием ею пользовался, очень огорчился, когда при сверлении стены в квартире дрель задребезжала и перестала функционировать. Он обратился в магазин с претензией вернуть деньги за некачественный товар. В письменном ответе на претензию потребителю сообщили, что при проверке качества дрели была выявлена поломка передаточного вала ротора, которая возникла в результате заклинивания инструмента во время работы по вине потребителя. С заключением проверки качества владелец категорически не согласился. За защитой своих нарушенных прав он обратился в суд. В исковом заявлении потребитель требовал расторжения договора купли-продажи и взыскания с продавца стоимости неисправной дрели в сумме 3370 рублей, а также  компенсацию морального вреда, который он оценил в 10 000 рублей. Мировой судья удовлетворил требование потребителя в части расторжения  договора купли-продажи и возврата денег за товар в сумме 3370 рублей. Компенсацию морального вреда суд определил в размере 1000 рублей, посчитав, что это отвечает требованиям разумности и справедливости с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств.
 
С учетом достоверности
Как доказать, что вам причинили моральный вред? Все доказательства должны собираться с учетом достоверности и достаточности. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и решения дела, и оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном  исследовании имеющихся в деле доказательств.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и не зависит от размера причиненного имущественного вреда. Ее размер зависит от степени вины ответчика, физических и нравственных страданий и обстоятельств, при которых был причинен моральный вред. При этом доказать наличие и степень нравственных и физических страданий должны сами истцы.
С иском о компенсации морального вреда нужно обращаться к мировому судье или в суд общей юрисдикции. Так же как и по всем делам, которые рассматриваются в рамках «потребительского» законодательства, госпошлину в данном случае платить не надо.
При возникновении затруднений в составлении претензии или искового заявления потребители могут обратиться за помощью в УПРиУ администрации города Норильска.
 
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефонам 48-45-62 (город Норильск), 37-26-12 (район Талнах), 39-27-45 (район Кайеркан) с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до14.00. При необходимости можно прийти на прием в УПРиУ по адресам:
г. Норильск, пр. Ленинский, 23а, в среду и пятницу – с 9.00 до 17.00,в четверг – с 14.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до 14.00;
район Талнах, ул. Диксона, 10, каб. 205, во вторник и четверг – с 9.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до 14.00;
район Кайеркан, ул. Шахтерская, 9а, каб. 214, в понедельник и четверг – с 9.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до 14.00.
Информацию о деятельности УПРиУ по защите прав потребителей и другую информацию, касающуюся потребительского рынка и услуг, можно найти в Интернете на сайте: http://www.upriu.ru
0

Читайте также в этом номере:

«Иванов слушает!» (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Весна талантов (Мирослава САДЫКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск