Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Зачет под расписку
Мысли вслух о современном образовании
30 января 2008 года, 14:04
Текст: Марина ДИДИНА
«Ну поставьте мне, пожалуйста, зачет, я потом все сдам». Эту фразу от студента наверняка слышал любой преподаватель, хотя бы год отработавший в вузе. Однако «новое время – новые песни». Современные студенты ищут более оригинальные способы выклянчить заветную троечку. На днях знакомый преподаватель рассказал, что его просили поставить зачет в обмен на… расписку. То есть студент предложил, чтобы ему сегодня поставили оценку, а он в ответ напишет расписку, что в ближайшее время сдаст все долги. Вот так находчивость! Если бы дело было в каком-нибудь юридическом вузе, наверное, предложил бы обмен на подписку о невыезде. Тоже вариант.
Ситуация, на первый взгляд, просто анекдотическая. Однако задуматься заставляет вот о чем. Студент ведь предлагал расписку на полном серьезе, будучи уверенным в том, что его все равно не отчислят. Не сегодня, так завтра, не этому преподавателю, так другому, но зачет он сдаст. И в большинстве случаев, особенно для тех, кто обучается платно, все заканчивается благополучно. Да и на бюджете тоже. Не будем забывать, что у преподавателей есть дети, внуки, другие родственники, – «ну как не порадеть родному человечку». Кто из коллег откажется натянуть троечку студенту, если за него просят сотрудники. А поставив зачет полному бездарю из «своих», совесть не позволит «прокатить» других, занимающихся на том же уровне. Так, предмет за предметом, курс за курсом, в итоге – дипломированный специалист с нулевыми знаниями. Практика, честно говоря, порочная. Но весьма у нас распространенная.
Если во всем мире платное образование подразумевает оплату обучения, то есть образовательных услуг, то у нас в стране многие считают, что платят за оценки или за диплом, который им просто обязаны выдать. Тем более что повод так считать порой дают и сами вузы. Можно по пальцам пересчитать университеты и институты страны, где взнос денег отнюдь не является гарантией сдачи сессии. Позволить себе роскошь избавляться от нерадивых студентов, отказываясь от дополнительных вливаний в бюджет вуза, многие учебные заведения могут в исключительных случаях. Потому что дополнительные деньги – это дополнительные, а иногда и основные доходы сотрудников. Если не будет студентов, то и учить, соответственно, будет некого, и работать будет негде. Преподаватели это прекрасно понимают, вот и рисуют оценки в зачетных книжках, наступая на горло собственной песне.
Не меньшая ответственность в создании стереотипа – плата за образование равна плате за оценки – лежит и на общеобразовательной школе. Приведу простой пример, наверняка знакомый родителям школьников. Ваш ребенок не успевает (или недостаточно хорошо успевает) по какому-нибудь предмету. Что делать? Мысль первая: найти хорошего репетитора. За советом мы обращаемся к кому? Правильно, к педагогу, который ведет у ребенка проблемный предмет. Тот нам сообщает, что сам, конечно, по этическим причинам не может заниматься с учеником, но может порекомендовать хорошего репетитора. Иногда этот репетитор по счастливой случайности работает в той же самой школе, иногда нет, это, по сути, неважно. Важно то, что после определенного количества занятий ребенок начинает получать те оценки, которые нужны. Хорошо, если они подкреплены знаниями. Но это уже зависит не только от педагога. Как бы ни был хорош преподаватель, он не сможет помочь человеку, который не прилагает никаких усилий для получения знаний. И здесь, как ни крути, вина лежит полностью на родителях. Если с детства ребенка не научили учиться, результата не будет, сколько бы денег ни было вложено в образование.
Мы сами зачастую формируем у собственных детей мнение, что все можно купить. Брошенную вскользь фразу воспитателю в детском саду или учителю в школе «я плачу деньги, вы обязаны…» ребенок воспринимает дословно. При этом ему забывают объяснить, чем именно обязаны. А став студентом, он уже сам заявляет преподавателю: я вам плачу, вы должны. Замкнутый круг, разорвать который можно только в том случае, если изменится отношение к образовательному процессу всех сторон, в нем участвующих. А пока – «поставьте мне зачет под расписку».
0

Читайте также в этом номере:

ДУДИНКА НА ГРАНИ ГОЛОДА (Денис КОЖЕВНИКОВ)
НЕДЕТСКАЯ ИСТОРИЯ (Елена ПОПОВА)
До и после Устава (Лариса ФЕДИШИНА)
В гостях у Мисс Наоборот (Татьяна РЫЧКОВА)
Песня под звуки ложек (Денис Кожевников)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск