Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
«Золотые» дороги
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
22 июня 2010 года, 13:01
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
С приходом лета в Норильске начался ремонт дорог. Почему ремонты идут, а дороги с каждым годом становятся хуже? С этим вопросом «ЗВ» обратился к тем, кто непосредственно занимается укладкой асфальта.
Один из участков автодороги Норильск – Талнах огорожен знаками: здесь идет ремонт. По еще горячему асфальтобетонному покрытию ездят катки, выравнивая и уплотняя новый асфальт. Начальник участка, работник ООО «Байкал-2000» Руслан Коккозов, объясняет нам принцип работы асфальтоукладчика:
– Сначала машина принимает асфальтобетонную смесь в бункер, потом равномерно ее распределяет по дороге. Современные асфальтоукладчики имеют автоматическое управление, вот здесь стоят датчики, здесь – компьютер. Нужно ввести параметры, и машина будет укладывать асфальт слоем заданной ширины и толщины.
На вопрос, что мешает в работе, Руслан Коккозов и его коллега – оператор асфальтоукладчика Абус-супьян Ибрагимов в один голос говорят: невнимательные автомобилисты. Часто сбивают знаки, проезжают по свежеуложенному асфальту.
– Напишите в газете, чтобы водители обращали внимание на знаки и не затрудняли нам работу, – говорят ремонтники. – Ведь для них же дороги делаем!
 
Объемы падают
В этом году на ремонт проезжей части городских  улиц из бюджета выделено около 130 миллионов рублей. Этих денег не хватит на то, чтобы подлатать все места, которые в этом нуждаются.
– В ведении нашего предприятия – дороги и тротуары Талнаха и автодорога Норильск – Талнах (до поворота на Оганер), – рассказывает руководитель ООО «Байкал-2000» Сергей Хороших. – Мы занимаемся ремонтом и обслуживанием этого участка городской улично-дорожной сети почти десять лет. Наш заказчик – муниципалитет, он же определяет нам фронт работ.
По плану во всем Норильске за лето должны отремонтировать чуть больше 100 тысяч квадратных метров дорог. Специалисты отмечают, что объем дорожных ремонтов в последние несколько лет существенно уменьшился. Это связано с нехваткой денег в городском бюджете.
– С тех пор как бюджет стал дефицитным, – поясняет Сергей Хороших, – объемы ремонтов уменьшились примерно в три раза. Теперь давайте посчитаем. Есть понятие срока службы дороги, для нашего региона оно установлено в пределах трех-четырех лет. То есть на каждый отремонтированный участок дороги мы даем гарантию на три-четыре года. Всего у нашего предприятия в эксплуатации почти 500 тысяч квадратных метров дорог. Чтобы поддерживать их в хорошем состоянии, мы каждый год должны ремонтировать примерно 120 тысяч квадратных метров дорожного полотна. А сейчас ремонтируем всего 28 тысяч. С такими темпами через пару лет в Талнахе просто не будет дорог.
На вопрос, почему часто асфальт кладут в дождь и можно ли это делать, Сергей Хороших отвечает, что качество дорожного покрытия не зависит от того, в какую погоду – сухую или влажную – его кладут.
– Я занимаюсь дорогами шесть лет только в Норильске, не считая работы по этому профилю на материке, – говорит он. – Самое главное в дорожном полотне – это основание, то есть нижняя часть дорожного покрытия, так называемый подстилающий слой. А основание – это природные материалы: гравий, щебень. В Норильске, к сожалению, нет качественного материала. Например, щебень здесь с большим содержанием глины. А если везти такие материалы с материка, то, сами понимаете, они будут «золотыми».
 
Социальный заказ
Что касается асфальтобетонной смеси, то ее качество во многом зависит от различных полимерных добавок, которые связывают твердые фракции смеси, например щебень, и придают ей эластичность. Добавок сейчас существует очень много, износостойких и сохраняющих свои рабочие качества при температуре до минус 50 градусов, что позволяет использовать их в условиях Крайнего Севера.
– Нынешним летом мы купили новую, шведскую добавку, – говорит Сергей Хороших. – По своим свойствам она должна существенно улучшить качество асфальта. Пока пробуем. Вообще же, такие добавки недешевы. Эта, шведская, стоит в 10 раз дороже российской, одна двухсотлитровая бочка – около полумиллиона рублей. В соответствии с заказом на ремонты за это лето мы израсходуем 10 тысяч тонн асфальтобетонной смеси. Процентов десять в ее стоимости будет составлять стоимость добавки.
По подсчетам экономистов предприятия, в прошлом году заасфальтировать один квадратный метр дороги стоило 1450 рублей (чистая стоимость квадратного метра асфальтобетонной смеси составляла 1100 рублей). В этом году материалы подорожали: щебень – на 15%, битум – почти на 30%. Однако в смете заложена чистая цена – 860 рублей за квадратный метр. То есть на 28% ниже прошлогодней.
– У города нет денег, – вновь возвращается к вопросу дефицитного бюджета Сергей Хороших. – Нам предложили работать за такую цену. Конечно, проще было бы отказаться и не работать себе в убыток. Но есть понятие социального заказа. Вы же понимаете, что дороги ремонтировать все равно надо, без нас этого никто не сделает. Кроме того, у нас коллектив порядка двухсот человек, и мы не можем этих людей оставить на лето без куска хлеба. Но кроме дорожных ремонтов мы занимаемся приемкой и захоронением твердых бытовых отходов в Талнахе, принимаем промышленные отходы. И, конечно, содержим дороги в течение всей зимы. Это те направления, которые дают нам зарабатывать.
Сергей Хороших: “Вот такие объемы”
Несмотря на проблемы, ремонтировать дороги надо
0

Читайте также в этом номере:

В стране Виталии (Екатерина СТЕПАНОВА)
Не судьба (Ольги Литвиненко)
Лето без туалета? (Марина БУШУЕВА)
Два года и вся жизнь (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск