Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жизнь продолжается
16 июля 2009 года, 15:06
Текст: Беседовала Вера КАЛАБЕКОВА
Всего год прошел с последнего Дня металлурга, а столько всего произошло и в мире, и в компании. Период оказался чрезвычайно насыщенным, бесспорно сложным, но, рискнем заявить, небезнадежным с точки зрения прогнозирования. Кое на что в будущем можно рассчитывать. И это «кое-что» приобретает серьезные очертания, когда речь идет о «Норильском никеле». В любом случае, стагнация экономики не означает застоя ума. А пресловутый кризис как лакмусовая бумажка выявил самых сильных, жизнестойких, обладающих потенциалом. На них и ставка, считает директор Заполярного филиала «Норильского никеля» Виктор ТОМЕНКО.
– Виктор Петрович, как, по вашему мнению, можно оценить это время – «от металлурга до металлурга»? Сложное, архисложное, как-то еще?
– За год действительно произошла масса событий, весьма значимых для различных сфер жизни, а некоторые так и вовсе потрясли весь мир. Но я бы не стал характеризовать это время таким уж звучным эпитетом, как архисложное. Внешние факторы в разные периоды его истории складывались для комбината по-разному: удачно, иногда сложно, случались и очень тяжелые времена. А минувший год, скорее, можно назвать весьма насыщенным знаковыми для «Норильского никеля» событиями.
Во-первых, произошли изменения, целый ряд изменений – в высших органах управления компании. Изменения коснулись и состава акционеров, и совета директоров, и менеджмента. Генеральным директором был назначен Владимир Игоревич Стржалковский, руководитель федерального уровня. Была создана фактически новая управленческая команда, серьезно обновился состав правления и топ-менеджеров, директорский корпус целого ряда наших предприятий. Это вполне естественный процесс, и его можно считать успешно осуществленным: в короткий срок удалось без потрясений наладить практическое взаимодействие между всеми структурами внутри «Норильского никеля» и обеспечить управляемость такой огромной и сложной системы, как наша.
При этом, что важно, коллективы производственных подразделений, занимающиеся непосредственно выпуском продукции, на которой держится благополучие всей компании, никаких негативных последствий на себе не ощутили, хотя в Москве события происходили очень серьезные.
– Даже несмотря на то что случился глобальный кризис?
– Действительно, период столь значительных перемен в компании совпал по времени с мировым финансовым кризисом. Нельзя сказать, что случилось нечто невероятное: кризис – объективное явление, которое имеет цикличную основу, он предопределен самой сутью рыночной экономики. Мир это уже  не раз проходил. Другое дело, что нынешний кризис оказался более жестким и масштабным – именно по причине глобализации. Все в мире стало тесно связано, экономики многих стран находятся в жесткой взаимозависимости друг от друга.
Несомненно, кризис, мировой кризис, не мог не отразиться и на таком предприятии, как «Норильский никель». Предыдущие годы компания работала с многомиллиардными прибылями и высоким уровнем рентабельности. Мы были, пожалуй, самыми эффективными, самыми низкозатратными в отрасли. Производили столько продукции, как в лучшие советские годы. По доходам были и расходы: высокие дивиденды, капиталоемкие проекты – как социального характера («Бобровый лог» в Красноярске, аэропортовый комплекс Норильск, начало строительства «Арены» и «Заполярника», многие городские объекты в НПР – библиотека, детские сады, Ледовый дворец в Кайеркане, школьные спортзалы), так и производственного (строительство ледокольного флота, покупка никелевого производства в Финляндии и в Австралии, а также энергетических активов, начало реализации Читинского проекта и многое другое).
– Все очень неплохо складывалось!
– Отлично все складывалось. Но в 2008 году цены на наши металлы упали в три-четыре раза. Как следствие, остро встали вопросы дальнейшего развития компании и даже  ее существования. По крайней мере, в докризисном виде. Приведу наглядный пример. В 2009-м, согласно утвержденным планам, мы произведем из норильского сырья примерно столько же продукции, сколько в 2008-м. Так вот, в средних ценах 2008-го (даже учитывая, что в начале года они были очень высокими, а к концу резко упали) вся произведенная продукция стоила 235–240 млрд рублей. В 2009-м, если брать за основу наши прогнозы по ценам (осторожные, но, как показал первый квартал, довольно реалистичные: 10 тысяч долларов за тонну никеля и 3300 за тонну меди), стоимость товарной продукции будет составлять 150 млрд рублей. Разница в 90 млрд очень существенная. И хотя цены на никель по сравнению с тем, какими они были в начале года, повысились, существенно изменить эту ситуацию уже невозможно.
– Паники, к счастью, не случилось?
– Ни в коем случае. Это не в наших правилах. В короткие сроки был проведен тщательный анализ ситуации. Мы определились с себестоимостью всех производственных переделов в новых условиях, с возможностью снижения издержек или сохранения их на достигнутом уровне, с рентабельностью как отдельных видов продукции, переделов,  так и в целом производства на наших предприятиях. Проанализировали наши долгосрочные социальные обязательства. Смоделировали работу компании в условиях кризиса, сверстали годовые планы таким образом, чтобы они позволяли обеспечить нормальную жизнь, и желательно без потрясений. Правда, выработка и обсуждение этих планов происходили дольше обычного: нужно было прийти к единому пониманию и сформировать общую позицию.  В конце концов решение о том, как работать дальше, было принято – в марте совет директоров утвердил бюджет компании на 2009 год. В основе этого документа лежит несколько важнейших моментов: сохранение объемов производства на достигнутом уровне, сохранение всех наших предприятий и численности их коллективов, сохранение уровня оплаты труда и размера социальных гарантий.
– То есть удалось сохранить самое главное?
– Несомненно. Сохранение компании, ее потенциала, в первую очередь трудового коллектива, приоритетно. Но понятно, что чем-то пришлось пожертвовать, – чудес на свете не бывает. Акционеры, кроме того что понесли потери на снижении стоимости акций, остались без дивидендов. У компании несколько сократились возможности для инвестиций в программу дальнейшего долгосрочного развития и решения застарелых производственных проблем. И это наиболее острый вопрос – по различным причинам сроки реализации концепции производственного развития, которая была принята в 2006 году, были сорваны. Мы встали перед необходимостью кардинально ее пересмотреть – фактически разработать новую концепцию. Это важная, емкая задача, которой компания сейчас очень напряженно занимается.
– Наверняка определенные итоги работы за первое полугодие уже можно подвести?
– Итоги первого полугодия показали правильность и обоснованность выбранных вариантов работы. Все плановые задания выполнены подразделениями на 100 процентов. Самые важные, определяющие инвестиционные проекты реализуются. В первую очередь в горном производстве, и сегодня мы уже с оптимизмом смотрим на возможность сохранения объемов производства в 2010 году на уровне 2009-го. Трудовые коллективы сохранены в работоспособном состоянии, и, что очень важно, сохранен потенциал для решения новых задач. Большое количество наших работников представлено к наградам – правительственным, корпоративным, краевым, городским.  
Социальная обстановка в Норильске стабильная. Мы благополучно пережили зиму, запустили отпускную компанию, расширив ее за рубеж, отправили детей в летние оздоровительные и спортивные лагеря. Авиакомпания NordStar начала совершать рейсы из Норильска, санаторий «Заполярье» преображается и принимает норильчан. В самом городе вовсю ведутся летние ремонтные работы. Жизнь, одним словом, продолжается.
– Надо отдать должное, норильчане в большинстве своем ощущают мировой кризис не так болезненно, как в других регионах страны. Наверное, приходится прикладывать титанические усилия, чтобы противостоять внешним бурям?
– Опять же, я не стал бы говорить про титанические усилия. Слишком сильно сказано. Просто каждый делает свою работу – ответственно, профессионально, дисциплинированно. Проявляя порой примеры истинного героизма, конечно. Впрочем, это подразумевается самой жизнью на Севере. Компания же создала своим коллективам условия для продолжения нормальной работы. По мере улучшения внешних показателей, повышения нашей собственной эффективности будем вкладывать средства в восполнение выбывающих мощностей в минерально-сырьевом комплексе, в модернизацию основной производственной цепочки. Ведь это то, что кормит нас и обеспечивает по большому счету жизнедеятельность всего региона.
А вот руководство компании, без сомнения, прикладывает серьезные усилия для того, чтобы мы имели возможность продолжать нормально работать. Решение вопросов снижения экспортных пошлин, бесперебойного снабжения, налаживания сбыта, снижения стоимости закупаемых материально-технических ресурсов, финансового обеспечения производства – даже непосвященному человеку ясно, насколько это важно. И тот факт, что проблемы не приобрели критического характера, а, напротив, решаются «Норильским никелем» в целом довольно успешно, в общем-то, невозможно переоценить.
– Город и комбинат настолько срослись, что вряд ли смогут обособиться друг от друга. И победы общие, и проблемы неразделимые?
– Так было всегда. И даже сейчас, несмотря на всю сложность внешнего фона, компания продолжает нести на себе весомое бремя социальных расходов, которые фактически являются расходами по обеспечению жизнедеятельности Норильского промрайона. Например, мы мало говорим об этом, но это факт: проблема коммунальных неплатежей населения в городе в итоге финансово бьет по нашим энергетикам. Причем сумма долга достигла уже полутора миллиардов рублей – примерно столько должны сегодня Норильско-Таймырской энергокомпании жилищные организации, которые, в свою очередь, страдают от должников. А так как НТЭК исправно платит все налоги, заработную плату работникам и так далее, то фактически выходит, что уже в течение нескольких лет кредитует жителей НПР.
Еще один пример, весьма показательный. Никому в Норильске не надо объяснять важность работы аэропорта.  Правда, нередко приходится слышать критику в адрес «Алыкеля», мол, работает он по необоснованно высоким тарифам. Однако объективности ради следует сказать, что доходы по этим тарифам примерно на 400 миллионов рублей в год не покрывают расходов, необходимых для нормальной работы такого аэропорта в таких условиях. Обслуживание пассажиров, поддержание в качественном состоянии взлетно-посадочной полосы, ремонтные работы, замена оборудования – ни одного «проходного» параметра, все требует обязательных затрат. Вот и выходит, что компания не только вложила в реконструкцию аэропортового комплекса два с половиной миллиарда рублей, но и ежегодно тратит около полумиллиарда рублей на то, чтобы он работал как положено.
Компания постоянно находится в курсе всех проблем городского хозяйства и обязательно проявляет самое активное участие в их разрешении. Так было и так будет. Условия жизни в нашем регионе, никуда не денешься, экстремальные.
– Город, выходит, как за каменной стеной, и эта стена – комбинат. Как вы считаете, не слишком ли пафосно звучит?
– Звучит, конечно, пафосно, но по сути верно. Если не впрямую, то косвенно  «Норильский никель» регулярно приходит на помощь и городу, и краю. Прежде всего обеспечивает экономическую цепочку, выплачивая налоги, сохраняя коллективы и заработную плату и формируя таким образом платежеспособный покупательский спрос. Особенно это важно в нынешние непростые времена. Уменьшение объема получаемой прибыли привело к снижению налоговых отчислений. А это одна из основных статей дохода местного и краевого бюджетов. В итоге в норильской казне образовался существенный дефицит – то есть расходы, которые необходимы городу для нормального существования, не покрываются доходами, которые он может собрать в виде налогов. И вот здесь руководство компании в тесном взаимодействии с губернатором, правительством Красноярского края изыскивает способы помощи Норильску. В частности, в апреле было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Красноярским краем и «Норильским никелем», в соответствии с которым возврат «Норильскому никелю» из краевого и городского бюджетов переплаты по налогам, которая произошла еще в 2008 году, будет отсрочен на 2010-й. В свою очередь, край постарается из этих средств решать и краевые, и часть городских проблем.
– Насколько смело мы можем заглядывать сегодня в завтрашний день? Что мы там увидим? Какие перспективы у Заполярного филиала?
– Все-таки вряд ли кризис пройдет для нас совсем уж без последствий, но ощутить их сможем только через несколько лет – в силу инертности нашей системы последствия эти пока отдалены. Что это означает? Если сегодня не будут сделаны какие-то необходимые вещи, аукнется это через четыре-пять лет. Скажем, чтобы добывать руду сегодня, прокладывать к ней путь надо начинать за пять лет до этого. Но, судя по всему, ситуация выравнивается, и руководство «Норильского никеля» и акционеры настроены поддерживать объем производства и наращивать эффективность работы компании. Фатальных последствий руководство «Норильского никеля» не допустит ни в коем случае. Наша задача – наверстать то, что было упущено по причине всех этих серьезных потрясений. Запасы руды здесь исчисляются миллиардами тонн, потребность в нашей продукции в мире существует, умение ее производить есть. Так что у Заполярного филиала, который является сердцем «Норильского никеля», долгое будущее. А значит, и Норильску суждено жить  и развиваться.
Мы, кстати, очень четко осознаем, что свою вахту приняли из рук тех людей, которые строили и развивали город до нас. Многие из этих заслуженных людей уже уехали из Норильска, но мы постоянно чувствуем их заинтересованный взгляд, искреннее внимание к жизни Норильска, событиям на комбинате, его перспективам. И это дополнительное чувство ответственности не позволяет нам работать плохо.
– Праздновать День металлурга и День города одновременно – не находите это символичным?
– Не просто нахожу символичным. А это и есть важнейший символ Норильска. Это город сильных, героических людей, благодаря которым город развивался, зачастую вопреки тяжелейшим страницам своей истории. Именно такие люди обеспечат будущее Норильска. Именно эти люди сделали компанию тем, чем она является сегодня –  столпом российской промышленности и одним из мировых лидеров в своей отрасли. Это норильчане! Так что очень правильное было принято когда-то решение объединить эти праздники. Вместе и радость веселей, и сложности переживать легче. Мы – большая единая нация норильчан.
К слову, вы не находите символичным, что важные для города и комбината исторические вехи так переплетены? В прошлом году мы праздновали 55-летие Норильска, в следующем будем отмечать 75-летие комбината. В 2013 году – городу 60, в 2015-м – комбинату 80. Вдуматься только, какие даты!
– Что бы вы хотели пожелать норильчанам, работникам компании в преддверии Дня металлурга?
– Дорогие норильчане, коллеги, друзья! Я бы хотел пожелать вам быть настоящими патриотами Норильска, гордиться результатами своего труда, быть преданными своему делу и в то же время развиваться, двигая вперед свое предприятие, свой коллектив, свое дело, искать и находить гармонию во всех областях жизни. Пусть в вашей жизни будут стабильность и благополучие, в ваших семьях – любовь, тепло и уют.
0

Читайте также в этом номере:

В ЦАТК работают американцы (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Ждем подарка (Лиза КОТИК)
Мы из солнечной Анапы! (Андрей СОЛДАКОВ)
И это всё о нас! (Редакция «ЗВ»)
Удивили гостей (Ян ГЕРГОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск