Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД…
Как построили Норильск
11 августа 2008 года, 12:17
Фото: Архив "ЗВ"
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Каждый из нас, живущих в Норильске, наверняка хоть раз задавал себе этот вопрос. Как в голой дикой тундре построили целый город? Вместе с неутомимым исследователем норильской истории Ю.В.Прибытковым, обнаружившим в архивах ранее неизвестные документы, мы постарались восстановить  краткую историю рождения и становления нашего города.
С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ
Интересно, что долгое время такого проекта – построить в Заполярье большой благоустроенный город – просто не существовало. Возможно, одной из причин этого стала Великая депрессия 1929 года, обрушившая капиталистическую экономику в пучину многолетнего кризиса. Мировые цены на сырье упали. Советскому Союзу, с одной стороны, это было выгодно: можно было приобретать дефицитные металлы задешево. С другой – пришлось отложить строительство нескольких металлургических предприятий. В 1931 году это ожидало и Норильскстрой: из-за падения цен на платину отменили решение строить в Норильске металлургический завод по переработке платиновых руд. В навигацию даже успели вывезти на материк часть рабочих и почти все предназначенные для стройки механизмы.
Что собой представлял тогда Норильск, можно догадаться, читая старые приказы Норильскстроя. В 1932 году в Норильске провели первую «перепись недвижимости». На балансе значилось 33 постройки, каждой дали свой номер. Среди первых норильских зданий были такие дома, как «кипятильница» и «сушилка динамита». Впрочем, большего количества домов и не требовалось: весь штат Норильскстроя в 1932-м составлял 243 рабочих, 37 инженеров и пять «счетных работников».
Все изменилось уже в следующем году. Нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе добился, чтобы норильскую стройку переподчинили тресту «Союзникельоловопроект». И дал четкие указания как можно быстрее развернуть строительство. С этого, собственно, все и началось.
 
КАК ВЫБИРАЛИ МЕСТО
Летом 1933 года в Норильск приехала бригада инженеров-строителей. Изучали, как сказано в документах, «контингент местных стройматериалов». Поскольку везти их с материка было очень дорого, требовалось решить проблему на месте. Изыскателям повезло: в окрестностях Норильска нашли и щебень, и песок, и гипс, и пригодную для производства кирпича глину. Нашли известняки, из которых можно делать цемент высшего качества – марки «Портланд». Строительство цементного и кирпичного заводов началось незамедлительно.
Параллельно выбирали место для строительства будущего поселка. Это заняло почти два года (вернее, два летних сезона, когда экспедиции обследовали удобные площадки вокруг Норильска). Понятно, что строить жилой поселок требовалось в непосредственной близости от рудных месторождений. Хотя первоначально была идея строить Норильск на берегу Енисея, рядом с Дудинкой. Начинать стройку «в чистом поле» опасались: опыта массового жилищного строительства в условиях Крайнего Севера тогда еще не было. Спустя 20 лет в одном из  докладов о проектировании Норильска проскользнуло упоминание о том, что опыт строительства жилых поселков в Канаде, в долине реки Макензи, оказался неудачным: из 260 домов две трети вышли из строя.
Тем не менее вскоре нашли несколько пригодных для строительства площадок. Первая – на берегу Медвежьего ручья. От нее вскоре пришлось отказаться: пробурили разведочную скважину, наткнулись на ледяную линзу (тогда еще не знали, что ледяные монолиты залегают именно по берегам водоемов). Зато не жалели сил на изыскания и эксперименты. В разных точках построили несколько моделей домов из теса, проверяли устойчивость и снегозаносимость.
Учились, как и все первопроходцы, на собственных ошибках. Первый дом, построенный на улице Октябрьской, внезапно стал оседать: оказалось, что в десяти метрах от фундамента проложена труба с горячей водой, растопившая мерзлоту. «Пополз» и построенный неподалеку склад: металлические балки, установленные как колонны эстакады склада, не выдерживали подвижек мерзлотной подушки.
К тому же с самого начала выяснилось, что строительство на Крайнем Севере – крайне затратное предприятие. Даже при том что производство основных стройматериалов удалось наладить на месте (к концу войны норильские стройки получали цемент, кирпич, бетонные блоки, сборные железобетонные конструкции, керамическую плитку, жидкое стекло, облицовочные панели, стеклянные изоляторы и гипсовые украшения – все из местного сырья). Однако зависимость от поставок с материка вынуждала содержать немалое складское хозяйство, что увеличивало непроизводственные расходы. Вдобавок еще не существовало строительных норм, разработанных специально для Крайнего Севера. Строителям приходилось возводить дома по СНИПам, которые не учитывали ни ветровых, ни снеговых нагрузок Норильска.
Опыт накапливался по крупицам. Норильск стал первой в мире стройплощадкой, где здания и сооружения ставили на вечномерзлых грунтах. Многие, как сейчас сказали бы, инновации, были придуманы именно тогда. Ленточные фундаменты, шарнирные системы, разрезные панели (чтобы «растягивать» деформации), электропрогрев бетона, кладка в два приема, применение специальных морозоустойчивых растворов и остроумное использование гипсовых барельефов для снегозащиты – подобных секретов в практике первых норильских строителей десятки, если не сотни.
В 1938 году контору Жилстрой переименовали в Горстрой – то есть за полтора десятилетия до статуса города город >«прописали» в названии главной строительной организации. Первым начальником Горстроя стал Моисей Константиновский. И еще одна интересная деталь, о которой в 1945 году, подводя итоги работы комбината в годы войны, упомянул начальник комбината Александр Панюков: «Когда в 1938 году товарищ Сталин принимал группу работников комбината, он уделил большое внимание вопросам строительства города. Ссылаясь на опыт строительства города Ном на Аляске, который тогда считался самым благоустроенным городом в Арктике, товарищ Сталин выразил пожелание, чтобы город комбината был лучше, чем Ном. Строители города обязались свято выполнять эту директиву вождя народов».
 
КАК ПРОЕКТИРОВАЛИ
О том, как создавался первый генеральный план Норильска, написано много. Сам Витольд Станиславович Непокойчицкий, первый главный архитектор проекта Норильска, оставил подробные воспоминания. С учетом преобладающих юго-западных ветров выбрали участок на равнине к северо-востоку от озера Долгого, в двух километрах от действующей промплощадки (то, что сегодня мы называем Старым городом). С запада будущее «место Норильска» ограничивалось рекой Щучьей, с юга – грядой невысоких ледниковых холмов, служивших защитой от ветра. Сам участок представлял собой прямоугольник, вытянувшийся с юго-востока на северо-запад. Особенно отмечалось, что отовсюду открывается живописный вид на просторные равнины, и эти окрестности планировалось закрыть парками и скверами. Было даже выражение, которое Непокойчицкий часто употреблял в описании проекта Норильска – «зеленое строительство». Из 558 гектаров, отведенных под строительство жилых массивов, 96 планировалось отдать именно под озеленение.
Даже сегодня, спустя почти семь десятилетий (проект Норильска был утвержден в 1940 году), нельзя без волнения читать строки документов, описывающие «условия рождения» Норильска. Ничего не упущено, ничего не оставлено без внимания. Микроклиматические условия: в целом благоприятные, хотя отмечаются резкие перепады температур. На границах Горстроя (четыре километра максимум) разница температур зимой достигала десяти градусов. Освещенность площадки естественным светом (солнцем) признана хорошей, но подчеркивалось, что при планировании улиц предстоит уделять особое внимание вопросам уличного освещения. Геологическое строение площадки: гравелисто-галечные грунты, что сделало необходимым «мощение дорог, дворов и проездов колотым камнем». Для примера: когда асфальтовых дорог в Норильске еще не было, первые дома, построенные на лайде озера Долгого (нынешние улицы Севастопольская и Богдана Хмельницкого) весной при разливе заливало так, что приходилось прокладывать деревянные мостки…
Первоначальный проект застройки предполагал строительство 38 кварталов площадью четыре гектара каждый. Соответственно, продумывался и «формат» общественного транспорта. Очень хотелось пустить в Норильске трамвай, но когда посчитали, во что обойдется постоянная расчистка трамвайных путей от снега, остановились на более экономичных автобусных маршрутах.
И самое интересное – планировка будущего Норильска. Впоследствии, в 1943 году, академик Щусев, тот самый, что проектировал мавзолей Ленина, директор советской академии архитектуры, высоко оценил именно принципы городской планировки Норильска. Норильск действительно получился уникальным. Ном тут и рядом не стоял.
 
КАК БОРОЛИСЬ С ВЕТРОМ
«Первым и главным требованием, – писал Витольд Непокойчицкий, – было обеспечить по всей площади застройки максимальную инсоляцию (солнечное освещение), и одновременно сделать так, чтобы жители минимально страдали от угольной пыли (предприятия и ТЭЦ тогда работали на угле – Авт.), ветров и технологических газов».
Ветер тогда был главным врагом архитекторов Норильска. И чтобы его победить, применили сразу несколько «военных хитростей». Сделали направление главных городских улиц (по сегодняшним названиям – Ленинский проспект, Комсомольская и Талнахская) не совпадающим с направлением господствующих ветров. Применили прием «перелома осей» – когда композиционно на плане улица резко уходит в сторону, чтобы ветер не мог разогнаться. Вдобавок придумали несколько «внутренних улиц», способных гасить даже самые сильные порывы метели.
Еще одна чисто норильская фишка – кварталы, выстроенные по замкнутому циклу (посмотрите район первой школы), где сами дома служили искусственными ветрозащитными щитами. Спроектировали несколько «зон затишья». Каждый горожанин знает, что во время пурги в городе есть места, где ветер дует значительно слабее – кто бы знал, что это тоже было специально придумано при проектировании города.
А еще со стороны самых ветроопасных направлений решено было разбивать парки и скверы как естественные ограничители силы ветра. Увы, это осталось только в проекте да в названии автобусной остановки «Комсомольский парк».
 
КАК БОРОЛИСЬ СО СНЕГОМ
Вторым врагом после ветра проектировщики Норильска считали снег. Если читать доклады проектной конторы 40-х годов, там встречаются настоящие поэмы, посвященные снегу. Строители уже знали, что в Норильске придется столкнуться со снеговыми нагрузками, равных которым в действующей мировой практике гражданского строительства попросту не было. Читаем очередной документ: «Действующие нормы и правила предполагали учитывать снеговую нагрузку в двойную высоту снежного покрова. Однако на практике выяснилось, что в Норильске снег под воздействием ветра имеет свойство постепенно уплотняться, вследствие чего его весовая нагрузка возрастает и достигает 200 килограммов на один квадратный метр площади».
Уплотнение – это когда снег по весу и плотности начинает напоминать бетон (взрослый человек не оставляет следов). 200 кг на квадрат – представьте суммарную нагрузку на крышу среднего дома.
Опять же обратили внимание, что снег находит любую складку на местности, за которую может зацепиться, превращаясь в высокие сугробы. Отсюда пошел целый веер инженерных решений: плоские двухскатные крыши, кровли из прессованных гипсовых плиток (позже перешли на железные листы), специальные аэрационные «продувы» между домами. Со снегом шутки плохи: на домах, где были плоские крыши, ни одна кровля не держала снежной нагрузки, лопались даже стальные балки, закрепленные полуметровыми анкерными болтами…
Кстати, благодаря снегу решили планировать улицы города максимально широкими. Например, ширина Ленинского – 45 метров: можно выводить любую снегоочистительную технику. Соответственно планировали и среднюю площадь дворов. Здесь опять же сработал строгий расчет: если двор маленький, он начинал «работать» как аэродинамическая труба, если большой – заносило снегом.
Но главное решение, которое позволило сделать Норильск «снегоупорным» – здесь стали строить многоэтажные здания. Оптимальное количество этажей искали несколько лет. Непокойчицкий предлагал сразу переходить к многоэтажной (10-12 этажей) застройке, но тогда не было соответствующих технологий. Ведь первые здания выше двух этажей начали строить в годы войны, и даже после войны строили «дешево и сердито»: стены – из ангидритовых блоков, фундаменты – из бетона на основе местного цемента, на лестничные балки пускали отбракованные при строительстве железной дороги рельсы и шпалы. Ан посмотрите – эти дома стоят до сих пор.
 
КАК ХВАЛИЛИ
Нынешний Норильск сильно отличается от того, каким его придумали первые архитекторы. Ведь им, создающим первый в истории человечества город в арктических пределах, хотелось передать впечатление торжественности и величия замысла – в том числе и через архитектуру. В Норильске почти не осталось дворов с арочными переходами между домами. Не появились спроектированные, но непостроенные кварталы домов с колоннами, энергичные вертикальные членения которых должны были, по замыслу авторов, «приводить к мысли о высоком подвиге нашего народа». Многое не появилось. Это не вина ни строителей, ни проектировщиков. Даже того, что успели построить, хватило.  
В июле 1943 года норильские архитекторы и строители пережили настоящий триумф. Проект Норильска обсуждала самая высокая инстанция: экспертиза Академии архитектуры СССР. Академики не только высоко оценили работу норильских коллег, но и дали несколько советов.
Например, «отдавая должное авторам в стремлении придать норильской архитектуре некоторую строгость и монументальность, при выборе архитектурного облика следует учитывать климатические и природные условия края. Портики, лоджии и балконы жилых домов вряд ли соответствуют суровому климату Заполярья». Или: «Представляется, что в условиях заполярного климата архитектура жилых зданий должна быть более живописной, красочной и интимной». Для пущей интимности предлагалось при отделке внутренних помещений использовать цветные штукатурки, майолику и даже украшать подъезды изразцами из кости оленя!
Еще академики рекомендовали строить поменьше многокомнатных квартир, разбивать в подъездах зимние сады, а для решения жилищной проблемы освоить выпуск одноэтажных сборных панельно-каркасных домов. Понятно, что не всем советам таких экспертов последовали норильские строители.
В 1945 году, спустя всего пять лет, генеральный план застройки Норильска пересмотрели. В связи с увеличением мощности комбината было решено расширить городскую зону с учетом численности населения 120 тысяч (по первому проекту предполагалось 37). Перешли на многоэтажное строительство. Увеличили нормы жилплощади (8 «квадратов» для инженера и 5 для рабочего, не считая членов семей). Придумали строить магазины, аптеки, ателье, парикмахерские, почтовые отделения и кинотеатры не отдельно, а в габаритах существующих домов (для удобства – чтобы не бегать по морозу).
Собственно после этого и началось «большое жилое строительство» Норильска. В 46-м году норильские архитекторы получили вторую премию на всесоюзном конкурсе на лучшее жилое сооружение – это и были те самые «сталинки», которые по сей день остаются самыми дорогими квартирами на местном рынке недвижимости. А уже со следующего года в Норильске стали каждый год строить по трети миллиона квадратных метров жилья. И хотя жилье это было самым дорогим в Советском Союзе (строительство метра жилой площади обходилось бюджету в 169 рублей), но оно того стоило. Так и построили Норильск.
При подготовке материала использованы документы из хранилищ архивного отдела дирекции Заполярного филиала ГМК «Норильский никель».
 
Экономичные автобусы предпочли трамваям
Кварталы по замкнутому циклу – чисто норильская фишка
Строительство многоэтажных зданий позволило сделать Норильск “снегоупорным”
0

Читайте также в этом номере:

БЕСКОНЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ (Юлия Костикова)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск