Век учись
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ
27 марта 2012 года, 15:05 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
“Я вас прекрасно вижу и слышу. А вы меня?” Все присутствующие в аудитории смотрят на экран, с которого к ним обращается проректор корпоративного университета “Норильский никель” Владимир Жеребцов. Кто-то машет ему рукой.
В корпоративном университете школьникам из “норникельклассов” демонстрируют возможности дистанционного общения. Молодые люди находятся в одной из аудиторий, проректор – двумя этажами выше, в конференц-зале. Посредством экранов и видеокамер они могут видеть друг друга и свободно разговаривать. Владимир Жеребцов поясняет, что это один из используемых в университете способов обучения персонала. Видеоконференц-связь позволяет, к примеру, проводить семинары с участием специалистов из профильных вузов других городов. – А с Москвой связь такая же хорошая? – интересуется кто-то из школьников. – Как правило, да, – отвечает проректор. – Хотя все зависит от спутника. Если магнитная буря создает помехи, то связь хуже. На столах перед ребятами – чай, конфеты, печенье. – Не стесняйтесь, подкрепитесь, – предлагает Владимир Жеребцов. – Вам еще предстоит поездка на нашу производственную базу. Докажи, что не верблюд Знакомство с корпоративным университетом входило в план поездки в наш город десятиклассников из “норникельклассов”, открытых с этого учебного года в пяти населенных пунктах Красноярского края. Всю прошлую неделю молодым людям показывали город и предприятия ЗФ, на которые они, возможно, приедут работать после окончания профильных вузов. – В горно-металлургических классах ребята обучаются по специальным программам, разработанным нашим университетом совместно со специалистами компании, – рассказала “ЗВ” ведущий специалист корпоративного университета “Норильский никель” Инна Гаврина. – Этот проект нацелен на формирование кадрового резерва прямо со школьной скамьи и на привлечение к работе в “Норильском никеле” перспективных молодых людей. Как говорят сами ребята, попасть в “норникелькласс” можно было только пройдя конкурс – учащихся набирали по сумме личных достижений в учебе и школьной жизни. Организовав для них экскурсию по корпоративному университету, преподаватели ставили задачу дать понять, что если молодые люди решат жить и работать в Норильске, в подразделениях Заполярного филиала, то сотрудничать с университетом им придется постоянно. Ведь технологические знания, как известно, устаревают через каждые три-пять лет. И любой работник компании должен регулярно повышать и подтверждать свою квалификацию. Доказывать, что способен выполнять свои профессиональные обязанности. Школьникам рассказали, что история подготовки специалистов в Заполярном филиале исчисляется с 1938 года. Тогда приказом начальника Норильского комбината Авраамия Завенягина был организован отдел подготовки кадров. Потом его неоднократно переименовывали и постепенно расширяли. В 1975 году учебно-курсовой комбинат из района Нулевого пикета переехал в здание на Талнахской, 31, а в 2003-м стал называться центром подготовки персонала. В 2006-м решением учредителя – ГМК “Норильский никель” – было создано негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования “Корпоративный университет “Норильский никель”, а центр подготовки персонала реорганизован в Заполярный филиал университета. По аудиториям детей водили – Сегодня университет обеспечивает потребность в высококвалифицированном персонале всех предприятий группы “Норильский никель”, – говорит Инна Гаврина. – Мы имеем лицензию на образовательную деятельность по 40 направлениям и более чем 300 профессиям. Среди них – повышение квалификации и подготовка специалистов в соответствии с требованиями надзорных органов, курсы дистанционного обучения, тренинги, семинары. Ежегодно у нас обучаются больше 20 тысяч слушателей. Ребят ведут по аудиториям. Их 25, в том числе пять компьютерных классов. – Дистанционное обучение мы считаем наиболее перспективным и инновационным, – рассказывает главный специалист корпоративного университета “Норильский никель” по информационным технологиям Павел Шевцов, демонстрируя в одном из классов работу университетского портала. – Слушатели без отрыва от производства, со своих рабочих мест могут подключаться к корпоративной сети, изучать нужный курс, сдавать тесты. Наш портал насчитывает более 60 курсов по разным специальностям. Вот, например, “Основы производства цветных и драгоценных металлов”. Вы видите, что здесь есть видеовставки, анимированные схемы, все очень понятно и наглядно. – А если все-таки возникнут вопросы? – С вопросами можно обратиться к преподавателям в любое время. Экскурсия по зданию университета завершилась видеоконференцией, о которой мы рассказали в начале. А после чая с конфетами старшеклассников повезли на производственную базу университета. Долгая дорога к базе Учебно-производственная база расположена на территории хлорно-кобальтового цеха никелевого завода. Едем довольно долго, и сопровождающие нас специалисты по пути рассказывают школьникам, что из 53 элементов периодической системы, обнаруженных в разведанных недрах Таймыра, “Норильский никель” добывает 14. Производство здесь очень разветвленное и сложное, имеет замкнутый цикл. В это время за окном автобуса – словно подтверждение: сплошная промплощадка с множеством сооружений и коммуникаций. Человека неподготовленного эти виды не могут не впечатлить. – Да-а, – произносит кто-то. – Страшно? – Да нет, масштабно. У нас нет таких гигантских производств. – А сейчас мы проедем мимо цементного завода, – продолжает гид. – Вы, наверное, уже знаете, что пройденные горные выработки заливают цементным раствором, чтобы земная кора не деформировалась от пустот. Молодые люди кивают – в профильных классах им уже многое рассказывали. Теперь в дополнение к теории у них появилась возможность своими глазами увидеть, как выглядит горно-металлургическое производство. Желтый или синий? Наконец приехали к нужному цеху. Стоит отметить, что собственная производственная база – гордость корпоративного университета “Норильский никель”. Здесь расположены сварочная лаборатория, специализированные тренажеры, гараж с горнодобывающей техникой. Все это предназначено для закрепления теоретических знаний на практике. Инструктор производственного обучения Виталий Касьяненко подводит ребят к одному из тренажеров: – Обратите внимание, это крепь. Она поддерживает форму и состояние горной выработки в шахте. С одной стороны, крепи имеют относительно простую сборку. Но под землей нет права на ошибку, действовать надо слаженно, поэтому крепильщики должны все действия отработать на поверхности. Макет забоя позволяет отработать и закрепить навыки закладывания взрывчатки. Взрыватели, конечно, ненастоящие – муляжи. Сопровождающий нас Владимир Жеребцов берет один из них и показывает, как производить закладку. – Я сам бывший горняк, 13 лет отработал в шахте, чего и вам желаю, – говорит он. И задает провокационный вопрос: – Помните, в фильмах: какой провод перерезать, желтый или синий? Школьники задумываются, одни говорят – желтый, другие – синий. – А не надо ничего резать, – улыбается проректор. – Это все киношные выдумки – без детонатора ничего не взрывается. Дали порулить По-настоящему сильный эффект произвела на ребят горнодобывающая техника. Они впервые увидели гигантские многотонные машины не на фотографиях или по телевизору, а вживую. Инструкторов засыпали вопросами. – А сколько весит этот “Бумер”? – Именно этот – 13 тонн, он не самый большой. “Съедает” 22 с половиной литра топлива в час. – А сколько руды помещается в ковш погрузчика? – Эта пэдээмка берет восемь тонн, но сейчас есть машины с ковшами, которые могут и 14 тонн поднимать. – А это бур? – Самоходная буровая установка. Стрела может поворачиваться на 180 градусов и бурить в любых направлениях. Кто желает с инструктором в кабину? В кабину пожелали все. Но взять можно было только одного, чтобы показать машину в действии. Остальным пришлось довольствоваться фотографированием и видеосъемкой. На улице учащимся показали работу наземного погрузчика. И даже дали одному из школьников порулить. Другие смотрели и завидовали, что прорывалось в критических замечаниях (“Эх, вот я б щас форсаж устроил!”). За рулем – десятиклассник школы №163 города Зеленогорска Дмитрий Ельяшевич. – Ну как? – спрашиваем у него, когда он закончил кататься по пригаражной площадке и выпрыгнул из кабины. – Вообще нормально! И ничего сложного, там автоматическая коробка передач. На вопрос, почему выбрал учебу в “норникельклассе”, Дмитрий ответил, что это даст возможность поступить в профильный вуз и потом трудоустроиться в “Норильский никель”. – Не знаю еще, кем буду конкретно. Но скорее всего, выберу горное дело. Улетели, но обещали вернуться В общей сложности ребята из иногородних “норникельклассов” пробыли в нашем городе неделю. За это время их свозили на Надеждинский металлургический завод, Талнахскую обогатительную фабрику, рудник “Октябрьский”, они пообщались с горняками и металлургами, побывали в Дудинском морском порту и даже поднялись на борт одного из дизель-электроходов ледового флота компании. В свободное время были в музее, кино и театре. – Мы заинтересованы в том, чтобы молодежь приходила работать в компанию, – напутствовал ребят во время одной из экскурсий по промплощадке начальник ТОФ Тамерлан Тинаев. – Все вы, конечно, к нам не вернетесь, так не бывает, но хотя бы какой-то процент – приезжайте. Нам нужны профессионалы. Начальник фабрики, наверное, прав насчет “так не бывает”. Но никто из молодых людей не сказал, что пожалел о поездке. Напротив, каждый заметил, что она поможет определиться с выбором профессии. А многие высказали желание вернуться, чтобы делать здесь карьеру. Это был первый визит в Норильск школьников из других городов. Подобные экскурсии для учащихся “норникельклассов” планируется сделать регулярными. |
0 | Твитнуть |