Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Универсальная профессия
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
14 декабря 2012 года, 12:37
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
На обжигово-плавильном участке обжигового цеха никелевого завода работают машинисты крана Вячеслав, Юлия и Анна из династии Майоровых.
У обжигового цеха есть свои эмблема, гимн и, конечно же, династии – например, Майоровых. Ее родоначальник Павел Майоров работал плавильщиком, его дети – Вячеслав, Юлия и Анна – машинисты крана на обжигово-плавильном участке №2.  
Начальник участка Юрий Лыман провожает на отметку плюс 23,40 – к кабине мостового крана, на котором работает старший из детей Павла Майорова.
Мы заглядываем в кабину к Вячеславу, которому через полчаса выходить на смену. Внизу крутится анодная карусель, ведется ее подготовка к розливу, полыхает заревом шлак, сливаемый из электропечей в металлургические ковши. Ковшик тяжеленький, тонн пять-шесть, не меньше. Все остальные предметы также соответствуют масштабам флагмана металлургии – “Норильского никеля”, и со всеми связана работа крановщика.
Очень качает
– Машинист крана – участник всех процессов, происходящих на участке, – рассказывает Юрий Лыман. – Буквально все технологические материалы и металлосодержащие продукты перемещаются с его помощью, он также участвует в процессе разборки, сборки и загрузки плавильных печей.  
В кабине крана тепло, летом даже чересчур, потому что весь жар, когда производится розлив металла (а температура расплава +1450 градусов), поднимается наверх. Рабочие-плавильщики, все агрегаты и грузы внизу с высоты кабины мостового крана кажутся маленькими. Поэтому одна из задач начинающих машинистов – научиться соотносить эту кажущуюся миниатюрность с реальными объемами, почувствовать габариты.
Вячеслав Майоров перечисляет качества, необходимые машинисту: внимательность, хорошее зрение, ответственность, реакция, отточенность движений, навык хорошо чувствовать высоту.
– За спиной у новичков стоит наставник?
– У меня было пять стажеров. Прошу их задавать мне вопросы. Объясняю, что такое качка, как ее ловить. Это главное – поймать качку, высота же 28 метров.
– А качает?
– Очень качает.
Ювелир
Собственно, качает не кран, а грузы внизу. Если, конечно, машинист неопытный. Поймать качку удается не сразу и не всем, рассказывает по телефону (сейчас она в отпуске на материке) старшая из сестер Майоровых – Юлия, чей стаж работы в обжиговом цехе – семь лет.
– Кто-то за месяц учится, кто-то за полгода, а кому-то это вообще не дается. Такие уходят.
– Юля, почему выбрали именно эту профессию?
– Брат рассказывал, и я решила: почему бы не попробовать?
На вопрос, когда приходит ощущение свободы на рабочем месте, от лица родственников отвечает Вячеслав Майоров.
– Я думаю, по прошествии полугода, не раньше. От человека, опять же, зависит: насколько быстро ты к высоте привыкаешь.
– Футболка к спине прилипает первое время?
– Не без этого, конечно.
В конкурсах профмастерства Вячеслав Майоров участия пока не принимал, но Юрий Лыман уверен, что, если такое случится, Слава себя покажет с лучшей стороны:
– Он ювелир. Если надо будет пронести ведро с водой – не разольет. Он работает в бригаде плавильщиков, и от него, так же как от других машинистов крана, зависят плановые показатели смены, производительность труда и своевременность выполнения всех операций.
А тут печки шумят
Юлия и Анна в профессии тоже освоились, хотя, по словам Лымана, самая младшая представительница династии первое время соглашалась сесть в кабину крана только “за шоколадку”. Правда, с тех пор прошло пять с половиной лет.
– Страха высоты у меня никогда не было, потому что до этого я работала на механическом заводе, тоже крановщицей, – уверяет Анна. – Просто непривычно, другое производство. На механическом в этом плане легче: меньше операций, тихо, а тут у нас печки шумят.
– Почему выбрали эту профессию?
– Когда училась в школе, даже не задумывалась, кем буду работать. Брат – крановщик, средняя сестра – крановщица, вот и я пошла туда же.
Юрий Лыман отвечает на вопрос, по сути мужская или женская это профессия – машинист крана:
– Универсальная. Лучше, если занимаются ею женщины, предрасположенные к технике. Работа точная и ответственная, на весах стоит человеческая жизнь. На больших кранах в основном работают мужчины, на средних – женщины.
Бонусы есть
Неизвестно, с чем это связано, но многие машинисты крана любят необычное. Например, Валерий Семенов с “Надежды” выучился на астролога, Татьяна Чехлатая из МЦ освоила йогу, машинист крана с медного Василий Иваницкий увлекся общественной деятельностью и получил звание почетного гражданина Норильска.
– А я “Форексом” увлекаюсь, – отвечает Вячеслав на вопрос о хобби. – Начинающий трейдер, но успехи есть. Считаю, это очень перспективное направление.
– Можете назвать свою работу любимой?
– Я на работу хожу с удовольствием. Она меня совсем не напрягает, “Форекс” напрягает больше.
Увлечение Анны Майоровой – маникюр и наращивание ногтей. Чуть не сделала это занятие своей основной профессией, но захотела стабильности. Потому и пошла работать на кран.
– Это все-таки комбинат, бонусы, социальный пакет, путевки в санатории – очень удобно. В “Заполярье” я уже съездила.
Юлия Майорова в основном занимается детьми, их у нее двое, как и у Вячеслава. Раз родители работают на никелевом, значит имеют возможность каждый год вывозить своих чад на материк за счет предприятия. Один из немаловажных бонусов.
…Мы внизу, где свеженькие, с малиновым припеком, аноды складывают в стопку, как горку свежеиспеченных блинчиков. Только вес у этой стопки другой. Теперь на краны мы смотрим, задрав головы.  Плавильщик Николай Зыков готовится при помощи металлических петель-цепей зацепить груз.
– Николай, насколько важна работа крана для вас, тех, кто внизу?
– Очень важна. Мы без него как без рук. Грузоподъемность очень большая, вы сами видите. За смену столько всего надо перетягать, вручную ничего не сделаешь.
Из кабины Вячеслава обжигово-плавильный участок как на ладони
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск