Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Ты сюда не ходи!”
АКТУАЛЬНО!
18 июня 2008 года, 15:01
Фото: Иван СТВОЛОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
В понедельник на трех городских перекрестках, оборудованных системой видеонаблюдения, стояли патрульные машины ГИБДД. Сотрудники Госавтоинспекции вели усиленное патрулирование: штрафовали пешеходов, переходящих проезжую часть на красный сигнал светофора. Попал под раздачу и корреспондент «Заполярного вестника».
«Лучшее – враг хорошего» – под таким заголовком в «Заполярном вестнике» за понедельник была опубликована информация о знакомстве Сергея Шмакова с работой системы видеонаблюдения, установленной в городе на самых аварийных перекрестках. В процессе знакомства с техническим новшеством выяснилось: система не отвечает первоначально возлагавшимся на нее задачам.
 
Нарекания главы
Первое и главное – видеокамеры, установленные на оживленных перекрестках, не оборудованы радарами. А значит, не в состоянии контролировать скоростной режим на норильских улицах. Второе – система не в состоянии определять нарушителей в автоматическом режиме, и чтобы обеспечить хоть какую-то эффективность за обстановкой на дорогах, должны наблюдать на мониторах сразу несколько специально выделенных сотрудников. Третье – регистрационные номера транспортных средств прочитываются видеосистемой далеко не всегда.
Очень существенные нарекания. Система видеонаблюдения приобреталась и монтировалась на муниципальные деньги (из городской казны было выделено более 1,5 миллиона рублей). И неудивительно, что Сергей Шмаков, выслушав доклады и.о. начальника Норильской ГИБДД Андрея Заботина и начальника отдела систем безопасности и связи «Канала-7» Юрия Лапшинова, дал указание в течение месяца устранить недостатки, подготовить проект по оснащению системами видеонаблюдения других оживленных перекрестков города, отчитаться об эффективности работы уже имеющихся систем (перекрестки Ленинского проспекта и улицы Советской; Талнахской и Павлова; Красноярской, Комсомольской и Орджоникидзе). Также сотрудники ГИБДД должны предоставить отчетность о количестве штрафов, выписанных с помощью новой техники на означенных перекрестках за календарный месяц.
Указания главы города были приняты как руководство к действию. Во всяком случае в своей последней части. Иначе как объяснить, что на перекрестки, оборудованные видеосистемами, вышли на патрулирование инспектора ГИБДД. Набрать статистику нарушений ПДД, выявленных якобы с помощью видеоаппаратуры? Но ведь установка системы видеонаблюдения в Норильске была направлена как раз на противоположные цели – высвободить сотрудников ГИБДД и патрульные машины для задействования на участках, еще не охваченных системой автофиксации. Увидев инспекторов, приглашающих пешеходов-нарушителей в милицейскую «Волгу» на пересечении Ленинского проспекта и улицы Советской, корреспондент «Заполярного вестника» тоже захотел  познакомиться с «работой автоматических видеосистем» и пошел через дорогу на красный свет.
Сотрудник ГИБДД лейтенант Константин Рунг работает четко. Представляется, объясняет, какое нарушение пешеход совершил, и приглашает пройти в автомобиль для оформления штрафа. Норильчане реагируют по-разному: кто-то возмущается, кто-то пытается убежать (иногда успешно), кто-то доказывает, что переходил на зеленый. Корреспондент «ЗВ» законопослушно прошел в автомобиль, получил постановление-квитанцию о наложении административного штрафа в размере ста рублей и только после этого представился.
Но получить ответы на вопросы, зачем патрулировать перекресток, где и так установлены системы автоконтроля, является ли патрулирование на видеонаблюдаемых перекрестках  целенаправленной акцией, почему это вдруг в Норильской ГИБДД вспомнили о пешеходах-нарушителях, не удалось. Патрульные офицеры отказались отвечать на вопросы журналиста без санкции высшего начальства. Хотя характеристику систем видеонаблюдения все же дали: мол, нужно было сотрудников ГИБДД спрашивать сначала, что им от этих систем надо, и только потом заниматься монтажом…
В настоящий момент неясно, кто кого не понял: ГИБДД – администрацию, организация, осуществлявшая монтаж – ГИБДД или администрация – монтажников системы. Но ясно другое: хорошая идея не получила должного воплощения. Хочется надеяться, что пока…
…Журналисты «ЗВ» еще час наблюдали за действиями сотрудников ГИБДД. Процесс штрафования пешеходов поначалу шел бойко. Потом пошел на спад. А затем вовсе прекратился: мимо патрульной машины ГИБДД, стоящей на видеонаблюдаемом перекрестке, потоком шли люди. В том числе и на красный свет.
 
Как это должно работать
Принцип действия радаров основан на законах физики. Радиолокационный измеритель скорости излучает электромагнитный сигнал, который отражается от поверхности металлических объектов. Отраженная волна снова принимается радаром. Тут начинает работать формула Доплера: частота сигнала, отраженного от движущегося объекта, отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости перемещения объекта. По разнице частот радар определяет величину скорости объекта.
Наиболее совершенными радарами с фото- и видеофиксацией являются системы «Арена» и «Визир». Эти радары обеспечивают надежную доказательную базу. Обе модели российского производства, выпускаются в Санкт-Петербурге. Считается, что по возможностям российские радары, как бы громко это ни звучало, не уступают продукции многих мировых фирм. Возможно, из-за того, что в России повышенные требования к инспектору в плане доказательства нарушения. А за границей полицейскому часто верят на слово.  
«Визир» автоматически считывает номерные знаки проходящего транспорта и проверяет их по милицейским базам, которые включают в себя базы угнанного и находящегося в розыске транспорта, а также транспорта граждан, лишенных водительских прав.
«Арена» предусматривает два варианта: мобильный (на треноге) и стационарный. Информация с радаров передается двумя способами. Ее может забирать инспектор, переписав на ноутбук. Второй вариант – работа в реальном времени, когда за пару километров стоит патрульный автомобиль и инспекторы останавливают зафиксированные «Ареной» автомобили-нарушители. Прибор работает постоянно, и инспекторы тут же привлекают водителя к административной ответственности.
В Норильске данные с систем видеонаблюдения передаются непосредственно дежурному офицеру ГИБДД.
 
Два мифа о радарах
Поскольку не все понимают, «откуда радар знает скорость моей машины», общество родило несколько мифов, касающихся работы радаров. Вот два самых популярных.
Миф первый: CD против радара
Существует мнение, что если подвесить на лобовом стекле компакт-диск, то он будет отражать сигнал «гаишного» радара и, соответственно, не позволит определить скорость автомобиля. Это не так. Напротив, чем лучше детали вашего авто отражают сигнал радара, тем точнее инспектор определит вашу скорость. Увеличится и дальность измерения. Любые плоские металлизированные поверхности наилучшим образом отражают радиосигнал.
Откуда взялся миф? Мода на CD пришла из Германии. На немецких автобанах действуют ограничения скоростного режима, и нарушителей там фиксирует не только радар, но и фотокамера, которая снимает водителя, что и служит доказательством, что за рулем в момент нарушения сидел именно он. Вот в этом случае компакт-диск способен отразить фотовспышку и создать блик, испортив таким образом снимок, служащий доказательством вины.
Миф второй: автокосметика против радара
В Великобритании изобрели средство, которое при нанесении на кузов автомобиля делает его невидимым для радаров, получается этакая машина-невидимка. Это тоже легенда.
Одна из английских фирм, производящих бытовую химию, некоторое время выпускала спрей Flashtec, обладавший интересным эффектом. При нанесении на номерные знаки автомобилей он делал их нечитаемыми для стационарных камер слежения из-за бликов. В итоге полицейские получали фото транспортного средства, нарушившего скоростной режим, однако не могли предъявить официального иска, так как вместо номера на снимке было белое пятно.
Дорожная полиция не стала терпеть подобное безобразие, и транспортный департамент Великобритании выпустил распоряжение: отныне водителей будут штрафовать на 1000 фунтов за использование данной антирадарной жидкости. Кстати, фирма-производитель, узнав о таком использовании своего продукта, тут же сняла спрей с производства.
Пачка штрафных квитанций таяла на глазах
Мимо патрульной машины ГИБДД на запрещающий сигнал светофора потоком шли люди
Система автоматического видеонаблюдения в действии
0

Читайте также в этом номере:

«Норникель» устроил смотр (Анастасия БОРИСОВА)
Живая мишень (Анастасия БОРИСОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск