Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Со всеми вытекающими
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
4 июня 2009 года, 14:30
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
После выхода в «Заполярном вестнике» интервью с главным гидрогеологом Артуром Гареевым на редакцию обрушился шквал звонков. Читатели напомнили: а вода-то в Норильске – с хлоркой! Бежит по старым трубам. И в паводок становится мутной. Не угрожают ли эти факторы здоровью? Чтобы расставить все точки над i, «Заполярный вестник» напросился на экскурсию по водоводам с энергетиками. Мы решили проследить путь воды от источников до очистных сооружений, где сейчас горячая пора: идет подготовка к паводковому периоду.
Норильск питается водой из Норилки и из артезианских скважин Ергалахского водозабора. До Ергалаха весной можно добраться только на специальной технике, поэтому вместе с главным инженером управления тепловодогазоснабжения НТЭК Андреем Ворониным мы едем на Валек, к водозабору на реке Норильской. Водозабор – небольшое кирпичное здание, объект, находящийся под охраной МВД, на его территорию мы попадаем только благодаря присутствию главного инженера. Посторонним вход воспрещен. Но, во всяком случае, мы своими глазами увидели точку отсчета. 7–8 километров труб – и вода отсюда доходит до очистных сооружений города.
 
Похищение Европы
Знакомые всем трубы тянутся в два ряда слева от дороги, когда едешь в Талнах. Надо признать, с виду они не очень красивые: изолированы минплитой и деревянной рейкой. А ведь несколько лет назад, помнится,  их начинали приводить в порядок. Небольшой участок водовода вдруг заиграл красивым, мягким металлическим цветом. Даже ландшафт от этого стал меняться, запахло Европой. Потом все куда-то пропало. Пока мы едем к очистным, главный инженер объясняет куда: уже через неделю блестящий цинк сняли. Украли. Поэтому дальнейшего развития проект не получил.
Впрочем, горожан больше волнует не внешнее, а внутреннее состояние труб. Пластиковые для нашего климата не годятся, рассказывает главный инженер, подходят только стальные. У них есть свои сроки эксплуатации, энергетики производят замену и ремонт по необходимости. Что касается хлорирования, то без него не обойтись: вода должна соответствовать санитарным  нормам.
– Методы обеззараживания разрабатываются при строительстве очистных сооружений, – поясняет Андрей Воронин, – менять технологию сейчас – все равно что делать реконструкцию всех сооружений, грубо говоря, построить новые. Можно лишь экспериментировать с реагентикой, что и происходит. Появилось много производителей, присылают нам тестовые образцы. Пробуем, пытаемся внедрять.
  
Хлорка улетучится без следа
Очистные сооружения в Норильске находятся в районе ТЭЦ-1 и хлебозавода. Этот объект также охраняется МВД. Андрей Воронин передает нас в руки технолога Марины Никитиной  и начальника лаборатории Марины Андроновой. Обе дружно выступают в защиту норильской воды. Говорят, обидно видеть по телевизору рекламу с перечеркнутым краном и призывом покупать воду в магазине. Вода в Талнахе вообще чистая, из артезианских скважин, рассказывает начальник лаборатории, да и с норильской все в порядке. Пить можно спокойно. Прямо из-под крана, в любое время года, кроме начала лета. В паводок гипохлорита добавляется все же чуть больше, лучше дать воде пару часов отстояться в банке. Хлорка улетучится без следа. А если без хлорки?
– В таком случае мы получим вспышку кишечных инфекций, – поясняет Марина Андронова. – Есть другие способы обеззараживания: озонирование, обработка ионами тяжелых металлов. Но это очень дорого, а хлорирование – простой и доступный способ. По России наша вода – одна из лучших.    
Река Норильская через речку Талую и озеро Мелкое питается водой из Ламы. Кто там был, никогда не забудет, какая она чистая и прозрачная. Правда, иногда народ вспоминает про произведенные в этих местах ядерные взрывы.
– Ежегодно мы проверяем воду на радиологию, – говорит Марина Андронова, – вот санитарно-эпидемиологическое заключение: все у нас в порядке.
 
На очистных – горячая пора
Наступает паводок. Это чувствуется уже во дворе на улице: кран выгружает мешки с новыми реагентами и кварцевой крупкой (похожа на крупные песчинки или крохотные камешки), доставленные из Екатеринбурга. Привозят в Норильск и песок с Волги. Енисейский для очистки воды малопригоден.
Марина Андронова говорит, что сейчас самое интересное время. Все паводки разные и требуют от технологов особой изобретательности. В лаборатории чисто, уютно и оживленно – идет подготовка к началу паводкового периода. В зимнее время для очистки воды достаточно пропустить ее через фильтрующую загрузку. С потеплением, когда мутность Норилки увеличивается, добавляют реагенты.  
Марина Андронова и Марина Никитина провожают собственно на очистные сооружения. Это большие помещения с бетонными резервуарами, заполненными фильтрующей загрузкой (кварцевой крупкой и кварцевым песком). Фильтрация в контактных осветлителях идет снизу вверх, проходит слой фильтрующей загрузки, затем поступает в резервуары для чистой воды, уже оттуда идет к нам, потребителям.
Питьевую воду обязательно проверяют на соответствие ГОСТам и СанПиНу, для этого производится ее полный химический анализ.  
– Где еще вы такое найдете? – заключает начальник лаборатории. – Ваши стиральные машины и чайники не ломаются из-за накипи, так как вода очень мягкая. Вода в домах – и холодная, и горячая – круглогодично.
Так что эта история – со всеми вытекающими из нее последствиями: с водой у нас все благополучно. Можно пить даже из-под крана в любое время года. Кроме июня. Начинается паводок, сейчас все же лучше ее отстаивать.
Водозабор – круглое кирпичное здание
Лаборанты очистных сооружений готовятся к паводку
Внутрь посторонних не впустят даже с главным инженером
0

Читайте также в этом номере:

Коллекторский подход (Татьяна РЫЧКОВА)
Отомстить соседу (Инна ШИМОЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск