Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Путин предложил амбициозный путь
13 февраля 2008 года, 14:31
На заседании Госсовета президент представил концепцию развития России до 2020 года
Впервые о разработке такой стратегии Владимир Путин заявил 2 года назад. Сейчас правительство завершает работу над концепцией. Планы на самом деле выглядят амбициозными, однако, как считает президент, вполне достижимыми. Тем более что многого уже удалось достичь.
С того, что было сделано за последние годы, Путин и начал  8 февраля выступление на Госсовете. России за 8 лет, уверен президент, удалось не просто выйти из системного кризиса и стабилизировать ситуацию в стране, но сделать существенный рывок вперед. Дабы не быть голословным, свою речь Путин традиционно снабдил цифрами: иностранные инвестиции выросли в 7 раз, увеличение товарооборота с зарубежными странами – более чем в 5 раз, ВВП прирос на 8,1%, внешний долг уменьшился до 3%  (это считается одним из самых лучших показателей в мире).
Положительную динамику отмечает президент и в росте доходов населения: «Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Я прекрасно знаю всё, что связано с инфляцией: рост цен и так далее, – но, повторю, реальные доходы всё-таки выросли в 2,5 раза, пенсии – также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза».
Впрочем, головокружение от успехов Путину не свойственно – ситуацию он предлагает оценивать объективно. А реалии таковы, что российская экономика по-прежнему основана на сырье и энергетике. С одной стороны, это помогло государству накопить силы, однако «развиваться дальше  с такой экономикой страна не может».
Единственной альтернативой в данном случае, заявил глава государства, является стратегия инновационного развития страны. При этом темпы должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. «Да, такой путь намного сложнее, – признал Путин. – Он более амбициозен и требует максимальных усилий со стороны государства, бизнеса, всего общества».
 
Приоритеты
Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет.
Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. И то, что я сейчас говорю, это не лозунг предвыборной кампании – это насущная необходимость развития страны.
Главная проблема сегодняшней российской экономики – это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остаётся недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.
Реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет.
 
Инновационный путь развития
Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений.
Это, прежде всего, формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.
Это – закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.
Это – масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого нам потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причём лучшие технологии – это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии, самые экономичные и экологически чистые.
Важнейшее направление – это развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний», – это авиакосмическая отрасль, судостроение, энергетика. А также – развитие информационных, медицинских и других новейших технологий.
Нам, безусловно, необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.
Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры – до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счёте, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров. Это естественно при таком объеме золотовалютных резервов – более 484 миллиардов долларов.
 
Образование
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими стандартами. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом.
Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь, наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
 
Наука
Сегодня, при том что мы занимаем третье место в мире по числу учёных и уже входим в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность, по её результатам мы далеки от передовых позиций. Это прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку.
Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать. А увеличивающиеся государственные ресурсы, направляемые в науку, должны использоваться максимально эффективно и сосредотачиваться на фундаментальных и прорывных направлениях прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.
 
Население
В ближайшие три-четыре года мы уже в состоянии добиться стабилизации численности населения. Считаю, надо сделать всё, чтобы уровень смертности в России сократился более чем в 1,5 раза, а средняя продолжительность жизни в России увеличилась к 2020 году до 75 лет.
Для этого потребуются самые серьёзные системные изменения и в организации медицинской помощи, и в техническом перевооружении медицинских организаций, и в качественном изменении кадрового потенциала здравоохранения.
Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать своё здоровье за счёт профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом.
Необходима действенная политика поддержания семьи. Базу для такой политики составят как уже принятые серьёзные решения, так и новые меры.
Здесь одними из важнейших являются задачи по жилищному строительству и созданию условий, при которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы. Нужно также иметь в виду, что подъём экономики и увеличение доходов граждан приведут к значительному росту спроса на услуги образования и здравоохранения. И для того чтобы эти сферы соответствовали возрастающим потребностям граждан, главным условием их финансирования должны быть качество и объём предоставляемых услуг.
 
Доходы
Надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, – помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать своё здоровье, приобрести жильё, получить достойные доходы. То есть иметь уровень жизни, определяющий принадлежность к так называемому среднему классу. И считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов.
При этом дифференциация доходов семей должна сократиться с нынешнего абсолютно неприемлемого 15-кратного разрыва до более умеренного. Но подчеркну – не лишающего стимулов для профессиональной и творческой самореализации. Уравниловки быть не должно.
Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать, в том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности.
В то же время очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и инвалиды, не имеющие таких возможностей, получали достойные пенсии и пособия.
 
Налоговая политика
Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. Для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан. Обращаю на это внимание и правительства, и депутатов Государственной Думы: освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений.
Требуется упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени, к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.
 
О деноминации
Кстати говоря, всё разгоняются какие-то дурацкие слухи о деноминации национальной валюты – чушь это полная. В современных условиях это нелепо, невозможно и глупо.
 
Занятость
Нам необходимо создать сотни тысяч рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей.
И одновременно государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. Это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом. Пока им заниматься крайне сложно. Мы ещё должны будем вернуться к этому. Что делают центральные федеральные органы на местах, на территориях при поддержке территориальных и местных органов – это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить с взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам – к кому только не нужно ходить, ужас какой-то просто!
 
О государственном управлении
Для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие.
Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития, и за счёт оптимизации функций и изменения системы финансирования создать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников, должны создать конкурентные условия для привлечения на госслужбу лучших кадров, при этом повысить их ответственность перед обществом.
Одной из главных проблем сегодняшнего госуправления остаётся его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные решения принимаются в правительстве месяцами, а то и годами. Вроде бы всё делается по инструкции, всё правильно, но это как раз тот случай, когда порядок превращается в абсурд. Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с чёткой постановкой задач, критериями оценки, объёмом необходимых ресурсов, а не лезть в частности, не тонуть в ненужных деталях.
Министерства, как, собственно, это и задумывалось в начале административной реформы, должны реально управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать необходимые для этого нормативно-правовые акты. Причём эти подходы должны стать основой функционирования не только госуправления, но и всей бюджетной сети и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления.
В этой системе работает около 25 миллионов человек, и это более трети общего числа работающих в стране. Здесь обращаются триллионы рублей инвестиций и текущих государственных расходов. И потому совершенствованием деятельности этой системы, составляющей каркас всего государства, необходимо заниматься повседневно и целенаправленно.
Очевидно и то, что государству не по силам, да и ни к чему такой колоссальный государственный сектор. Многочисленные учреждения и организации должны быть адекватны рынку, должны получать оплату за результат, а не за факт своего существования, а их руководители должны нести персональную ответственность за качество управления.
 
Частный капитал
По возможности, надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера. Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат.
Необходимо продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе от произвола чиновников. Как результат – в России должна быть создана максимально комфортная конкурентная среда: и для привлечения инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные отрасли, и для ведения бизнеса.
 
Региональная политика
Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики. Для сегодняшнего дня характерна большая и всё усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов – с преобладанием количества субъектов Российской Федерации, имеющих низкие показатели. Разница между субъектами Федерации практически по большинству основных параметров феноменальна.
Уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.
Важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также  создание сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры. Убежден, только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны.
 
Политическая система
Характер российской многопартийной системы в будущем будет определяться несколькими крупными политическими партиями. Чтобы сохранить или утвердить свои лидирующие позиции, они должны, конечно, упорно работать, быть открытыми для перемен, расширять диалог с избирателями. При этом политические партии обязаны сознавать огромную ответственность за будущее России, единство нации, за стабильность развития нашей страны.
Политическая система России должна не только соответствовать национальной политической культуре, но и развиваться вместе с ней. Тогда она будет одновременно и гибкой, и стабильной.  При любых разногласиях все общественные силы страны должны действовать по простому, но жизненно важному принципу: ничего – в ущерб России и её гражданам, всё – для блага России, для её национальных интересов, для благополучия и безопасности каждого гражданина в России.
 
Внешнеполитическая стратегия
Уже очевидно, что в мире разворачивается новый виток гонки вооружений. Не от нас это зависит, не мы это начинаем. Наиболее развитые страны, опираясь на своё технологическое преимущество, направляют многомиллиардные средства на разработку оборонительных и наступательных систем следующих поколений. Их вложения в оборону просто несопоставимы даже с тем, что мы делаем, – в десятки раз больше.
Мы в течение десятилетий строго следуем своим обязательствам, выполняем все международные договоренности в сфере безопасности, все международные соглашения, в том числе и договор по контролю за вооружениями в Европе – ДОВСЕ. Но наши партнеры из числа стран – участников Североатлантического договора (НАТО) не ратифицируют даже некоторые документы, не исполняют их, требуя от нас дальнейшего одностороннего их исполнения. НАТО расширяется, приближает свою военную инфраструктуру к нашим границам. Нас пытаются убедить, что все эти действия не направлены против России. При этом на наши озабоченности, вполне обоснованные, нет конструктивного ответа.
На эти новые вызовы у России есть и всегда будет ответ. В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих по своим качественным характеристикам имеющимся в распоряжении других государств, а в ряде случаев – превышающих эти характеристики. При этом расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны и не должны выделяться за счёт приоритетов социально-экономического развития.
 
Армия
Использование новейших технологий потребует и переосмысления стратегии строительства Вооруженных сил. Ведь передовые научные разработки в области био-, нано- и информационных технологий могут привести к революционным изменениям в области вооружений. И доверить вопросы размещения, обслуживания, использования оружия нового поколения можно только армии, отвечающей самым современным требованиям.
Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня.  Для этого необходимо серьёзное повышение престижа военной службы, дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащих, укрепление их социальной защиты, действенное решение проблем с жильём.
Для укрепления национальной безопасности в целом необходима новая стратегия строительства Вооруженных сил до 2020 года – с учётом современных вызовов и угроз интересам нашей страны.
Мы ставим себе амбициозную задачу – достичь качественного изменения жизни, качественного изменения страны, её экономики и социальной сферы. У России есть трудолюбивые и образованные люди – люди, имеющие стремление быть всегда первыми. У России есть колоссальные природные ресурсы и богатый научный потенциал. У России есть ясное понимание того, каким образом и за счёт каких ресурсов мы будем решать наши новые масштабные, грандиозные задачи. И нет ни одной серьёзной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей.
0

Читайте также в этом номере:

Ни ЕГЭ себе! (Лариса ФЕДИШИНА)
За каменной стеной (Татьяна РЫЧКОВА)
Игра большой семьей (Игорь ЛИМОНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск