Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Нестандартно о повседневном
УВЛЕЧЕНИЯ
5 декабря 2012 года, 13:26
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
По четвергам фотоклуб “Таймыр” стал проводить бесплатные открытые лекции для всех желающих. Одна из первых была посвящена домашней и повседневной фотографии. Вела лекцию профессиональный фотограф Инна Герасимова. В беседе с корреспондентом “Вестника” она рассказала о своих впечатлениях от общения с аудиторией. А заодно убедила нас в том, что повседневные любительские снимки обыкновенной мыльницей можно делать по-настоящему интересными. Главное – знать как.
– Инна, открытые лекции – новый формат общения, который решили ввести в фотоклубе. Для фотолюбителей это возможность услышать дельные советы от опытных фотографов, узнать приемы съемки и возможности работы с фотокамерой. А что это дает членам клуба? Что вам дала ваша первая лекция?
– Я все-таки не склонна называть эти встречи лекциями. Они носят неформальный характер, поэтому мне больше нравится слово “беседа”. Когда выходишь к аудитории с разговором на профессиональную тему, это помогает сформулировать многие вещи и для себя тоже. Это ценно. Порадовало, что чувствовалась заинтересованность тех, кто пришел. Люди слушали, задавали вопросы, шутили.
– Почему темой стала именно повседневная и домашняя фотография?
– Это то, что интересно и доступно всем. Авторская и художественная фотография больше интересны профессионалам, а повседневная – то, что может сделать каждый на свою мыльницу. В эру цифровой техники фотоаппарат уже давно не роскошь, он есть у каждого. Как у каждого есть домашние фотоальбомы. А домашний альбом – это то, ради чего и стоит брать в руки фотоаппарат, я считаю.
– На встрече вы не раз говорили о том, что домашние альбомы – братья-близнецы. Поэтому их неинтересно смотреть. Многие из нас по себе знают, что часто вечер в гостях превращается в пытку, когда хозяева начинают показывать свои снимки: это мы в Таиланде, это мы еще где-то, а это мы и Эйфелева башня. А должна ли домашняя фотография быть другой? Может быть, от нее и не требуется особого качества?
– Не требуется серьезной технической составляющей. Изначально в контексте бытовой фотографии мы говорим только об эмоциональном компоненте, о силе момента. О том, что вспыхнуло и исчезло навсегда. Кусочек жизни, который ушел, но остался запечатлен на фото. Этим и дороги нам семейные снимки. А вот способность фотографии задержать на себе взгляд, заинтересовать постороннего человека – это уже другое. Для этого нужна нетривиальность. И тут мы переходим в профессиональную, но не техническую, а, если хотите, интеллектуальную плоскость.
– Вы имеете в виду, что, прежде чем что-то сфотографировать, надо хотя бы немного подумать?
– Да. Мы часто снимаем, не думая. Доступность и “умность” техники нас развратила. Мы ошибочно рассчитываем, что за нас все сделает фотоаппарат. А все на самом деле в голове. Фотография – это в меньшей степени механический и в большей – интеллектуальный процесс. Ты должен увидеть, что снимать и как снимать. Не просто нажать кнопку на уровне глаз, а подумать, что можно элементарно сделать шаг влево или вправо, опуститься ниже или поднять фотоаппарат над объектом, если объект движется – подождать несколько секунд, чтобы поймать нужную фазу движения, передать на фото динамику.
– Я согласна с вами, что однотипностью грешат все домашние фотоальбомы. Чаще всего это касается дней рождения, свадеб и прочих праздников. Как снимать торжество, чтобы в архиве были не только фотографии в стиле “Мы за накрытым столом на фоне ковра” или “Молодожены в загсе у камина”?
– Во-первых, не доставайте фотоаппарат от праздника к празднику. Чтобы собрать интересное и нешаблонное портфолио, надо снимать каждый день. Фотоаппарат должен быть под рукой всегда. А не только тогда, когда все собрались за столом и уставились в камеру. Такое тоже будет в домашнем альбоме, от этого никуда не деться. Но надо помнить, что дети в игре всегда интереснее, чем дети, стоящие на табуретке возле елки.
Во-вторых, надо обязательно снимать подготовку к празднику. Я просто сразу отказываюсь работать на тех же свадьбах, если мне не дают возможности увидеть и снять подготовку. Это же самое интересное! Суета, телефонные звонки, примерки, волнение родственников. И так с любым мероприятием. Конечно, нужны моменты и самого торжества, официальной и банкетной части. Но надо непременно “играть в подгляделки”, снимать закулисье, то, что не увидят те, кто придет на само событие.
– Этому, кстати, учат журналистов – рассказывать историю не только о спектакле, но и о репетиции. И о том, как во время установки рухнула декорация…
– …и чем потом все закончилось. Есть ли удовлетворение, усталость, разочарование. Чтобы поймать подобные моменты, надо прежде всего хотеть их поймать. Так что опять скажу, что все в голове. Правда, человек получает способность рассуждать только с возрастом. К нам приходит молодежь – креативная, веселая, интересная, а сказать им все равно еще нечего. Вот когда я была на выставке Ляли Кузнецовой, известнейшей из классиков-фотографов, она сказала: в 18 лет я снимала цветочек, а сейчас, в 65, сниму, как он бренен. Это очень хорошая метафора.
– Возвращаясь к технологии съемки: скажите мне и другим любителям, почему фотографии со вспышкой получаются такими уродскими? Красные глаза еще не самое страшное. У всех ведь лица блестят и плоские. Я, по возможности, стараюсь вспышку отключать.
– Можно свет от вспышки направить не в лицо, а в потолок, но с любительскими фотокамерами это невозможно, потому что вспышка у них встроенная. В этом случае можно использовать как рассеиватель лист белой бумаги, тогда свет будет не остро направленным, а равномерным.
Но на самом деле вспышка оправдывает себя в очень редких случаях. Лучше ее действительно не использовать. Для качественного портрета вполне достаточно света от окна. Часто натуральный свет – единственное важное “техническое” условие для хорошей съемки. И главное – доступное.
– А в полярную ночь? Достаточно ли обыкновенной, “среднестатистической” мыльнице освещения от люстры?
– Будет достаточно, если включить дополнительно какой-то светильник, бра или настольную лампу. Необязательно это должен быть теплый свет, он может быть и синюшный – например, от телевизора. Смотря в чем идея фотографии и чего мы хотим добиться. Можно в полутемной комнате поставить свечу и сесть возле нее – и выйдет потрясающее фото. А со вспышкой получится плоское лицо на фоне темноты.
– На лекции вы сказали, что любите бардак на фотографиях…
– Навести порядок в комнате перед съемкой – еще одна типичная ошибка. Я всегда прошу: пожалуйста, только не делайте уборку перед моим приходом. Ведь это и есть жизнь. Никто не живет в стерильных условиях, это неинтересно, когда в комнате ничего не валяется и пульты разложены “по росту”. Мы настроение, характер, жизнь человека передаем через окружающую среду. Зачем инсценировать то, что ты не есть на самом деле?
Бардак отлично смотрится, он наполняет фотографию, его хочется рассматривать.
– На этом принципе основаны коллажи?
– В той же “Инстаграме” (социальная сеть с функциями фоторедактора. – Ред.) почему мне нравятся нащелканные айфонами снимки? Там же вообще речь не идет о качестве. Но есть коллажи, по пять-шесть-семь фотографий, сложенные в пирамидку. Можно снять общий план, крупный план, деталь, и все это вместе дает нужный эффект – это интересно рассматривать.
– То, что видеооператоры называют монтажной фразой?
– Да, несколько последовательных кадров разной крупности. Чаще всего мы делаем общие планы и забываем приближать и отдалять, забываем о деталях. А нет деталей – нет индивидуальности. Подумайте, когда рассматриваете чьи-нибудь фотографии: за что цепляется взгляд, почему одна вам нравится, а другая вообще не вызывает эмоций?
– Если брать во внимание, что фотография – это светопись, о чем надо не забывать, снимая дома?
– О том, что свет может исправить многие ошибки. Портнихи говорят: утюжкой можно исправить 90 процентов брака. Так же любую фотографию можно “вытащить” светом. В Интернете я вывешивала свои снимки первоклашек, черно-белую серию. Многие говорили: так школьников не снимают, так не принято. Принято снимать “Я за партой с букварем “. А у меня все построено на свете: кроме происходящего в кадре события есть еще световая картинка, тени и формы, силуэты. Я неделю не начинала съемку – ждала, пока в классе появится подходящий свет из окна.
– Вы принципиально отказались от школьных фотографий?
– Это скучно. Один общий снимок с виньетками, где подписаны фамилии учеников, нужно иметь в домашнем альбоме. Это тоже своего рода примета времени. Но в остальном своих детей я предпочитаю фотографировать сама.
– Если следовать вашему совету и постоянно снимать, то можно заработать комплекс бездаря. На сколько неудачных снимков приходится один удачный? Можно ли снимать целую неделю, а получить одно-единственное хорошее фото?
– Запросто. Все самые известные, знаменитые, знающие фотографы не снимают по одной фотографии, как любители – щелк, и пошел дальше. Они делают много дублей. Все равно человеческий глаз видит одно, а камера – другое. Попал удачно – повезло. Но может быть одна удачная фотография в день. Я выхожу на съемку, делаю две тысячи фотографий одного события или объекта, но мне нравится только одна. Так это из двух тысяч! И у меня профессиональная техника.
А что можно выбрать из пяти снимков, сделанных мыльницей?
Так что это нормально – сделать много и не найти среди этого ничего интересного.
– Какие идеи можете подсказать? Допустим, фотографировать одного и того же человека в одном и том же сквере в разное время года?
– Это будет скучновато, если он будет в одной позе. Но посыл правильный. Можно снять забор в лесу в разное время, как он падал, гнил и умер. Историю жизни этого забора. Можно менять времена года, место, возраст человека на снимке. Я вот за одним и тем же столом в квартире снимаю ребенка много лет. Только сначала он рисовал пальцем, потом кисточкой, потом ручкой писал, сейчас пользуется айпадом. Вполне возможно, через пять лет не станет айпадов, и тогда этот снимок будет настоящей историей.
Это тоже одно из правил, как сделать фотографию интересной: снимайте приметы места или времени. Что надето на людях, что висит на стенах, какие обои, мебель, какие машины и лавочки во дворе. Очень интересно, когда в портрет за столом попадают детали интерьера – часть холодильника, розетка, корешки книг.
Но главное, что надо все-таки понимать, – для идеи не нужна супертехника. Надо просто чуть-чуть задуматься во время съемки.
 

Завтра, 6 декабря, в фотоклубе “Таймыр” – очередная открытая лекция. Тема – “Документальная фотография”. Норильский фотограф Николай Щипко расскажет о своем опыте уличной съемки.
Всех, кому это интересно, ждут в клубе по адресу: ул. Кирова, 14, 13-й этаж (домофон 56).
Начало в 19.30. С вопросами можно звонить по телефону +7-906-901-52-48.
Эмоциональные снимки – самые притягательные
Из черно-белой серии “Первоклашки”
“Первоклашки”: утренние сборы в школу
0

Читайте также в этом номере:

Кто первым зажжет елку? (Андрей СОЛДАКОВ)
Бесценный проект (Екатерина БАРКОВА)
Справились (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Пробки онлайн (Екатерина СТЕПАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск