Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Легков на подъем
ЗНАЙ НАШИХ!
12 декабря 2012 года, 11:54
Текст: Екатерина БАРКОВА
В одном из престижных горных сверхмарафонов Европы – трансальпийском – принял участие сотрудник Норильского филиала ОАО “Авиакомпания “Таймыр” Георгий ЛЕГКОВ. 55-летний спортсмен прошел дистанцию, маршрут которой в этом году пролегал через Германию, Австрию и Италию, за восемь дней.
Сотвори себе здоровье
Георгий Легков спортом не занимался. Разве что в студенчестве, да и то, как говорит, для души. А сейчас, когда смотришь на крепкого, накачанного мужчину, даже мысли не возникает, что когда-то он весил больше центнера.
– Шесть лет назад очередной профосмотр определил, что мои показатели – вес, холестерин, сахар – находятся на верхнем пределе, – рассказывает марафонец. – Тогда-то я и решил восстановить свой организм. Любое дело, особенно когда касается оно твоего здоровья, резко начинать нельзя. Сам для себя выстроил систему восстановления организма. Планомерно и постепенно убрал часть лишнего веса лыжами и продолжительной ходьбой. Когда уже весил чуть больше 80 кг, увеличил нагрузки на лыжах.
Вообще, Георгий считает, что человек в большей части сам  творец своего здоровья. Его подход это подтверждает. Одновременно с лыжным бегом Легков приступил к легкоатлетическим тренировкам. Начал регулярно бегать на небольших скоростях и дистанциях. Стал следить за питанием. Тщательный рацион и никакой химии. За два-три года вес сбросил.
– Сейчас я вешу 74 кг. Ношу студенческую одежду, – шутит наш герой. Из графика личных тренировок не выбиваюсь. Нет такого: не хочу, устал, может быть, завтра. Здоровье такого отношения к себе не любит.
Сейчас Георгий ежедневно тренируется на легкоатлетическом манеже во Дворце спорта “Арктика”. Пробегает 10–30 километров в день, а это 80–250 кругов (один круг на манеже – 125 метров). При таком ритме и подходе к здоровью о вредных привычках говорить не приходится. Георгий Легков не курит. Теперь его цель – познать свои возможности на марафонах различного уровня.
Первый 31-й
– В прошлом году я осуществил план преодолеть свой первый марафон. В России не хотел, потому что, когда прочитаешь на форумах любителей бега об их организации, так и  желание пропадает, – делится опытом Легков. – Например, когда бежишь, на промежуточных пунктах или пунктах питания не хватает воды, губки, трасса меняется без всякой маркировки. Это не мелочи. Для тех, кто бежит, это жизненно важно. На Западе такого нет, подход там профессиональный.
В августе прошлого года Георгий Легков участвовал в 31-м городском марафоне в Хельсинки (Финляндия). Он самостоятельно зарегистрировался, получил визу. Приехал и пробежал первый марафон протяженностью 42 км по холмистой местности. Главное условие было – “выбежать” из четырех часов. Норильчанин пробежал марафонскую дистанцию за 3 часа 46 минут. Результатом остался доволен, а своим бегом – нет. Местами переходил на шаг. Позже понял, что неравномерно распределил силы. По итогам первой международной гонки получил памятную медаль.
Lapty Rus
О трансальпийском беге Георгий Легков узнал случайно. На одном из форумов любителей марафонов он по ссылке вышел на сайт русской версии журнала Men’s Health и прочел публикацию “Бежать, идти, ползти” о трансальпийском беге. Его автора пригласили на восьмой, последний этап. Это был первый человек из России, который стал участником в трансальпийской гонке. Журналист передал свои впечатления так, что вызвал немалый интерес у норильчанина. Георгий изучил все, что было в Интернете по интересующей теме. Решил участвовать, потому что каждый год хочется испытывать что-то новое.
В европейском мире скайраннинга трансальпийская гонка – знаменательное событие. Скайраннинг (англ. skyrunning – “небесный бег”) представляет собой способ передвижения в горной местности на высоте выше двух тысяч метров над уровнем моря по рельефу не сложнее второй категории сложности (11-й уровень) и с уклоном не более 40 градусов.
В России эта гонка пока известна считаному числу людей. В сентябре 2012 года состоялась восьмая по счету трансальпийская гонка, с каждым годом на старт выходит все большее и большее число команд-участников. Восемь дней, более 500 участников, 320 километров, свыше 15 000 метров суммарной высоты подъема и столько же спуска – все это трансальпийская гонка 2012 года. Эта дистанция считается одним из сложнейших беговых маршрутов в Европе, участникам предстоит ежедневно в течение восьми дней преодолевать в среднем по 40 километров дистанцию классического марафона, усложненную горным рельефом, подъемами и спусками. Часть дистанции проходит на высоте свыше 3000 метров над уровнем моря. Трансальпийская гонка собирает как профессиональных спортсменов, так и просто поборников активного образа жизни.
Прием заявок начинается 1 декабря и проходит около двух месяцев. Участвовать могут 250 команд, в каждой по два человека. Команды разделены на пять групп: мужчины, суммарный возраст участников до 80 лет; Masters – мужчины, суммарный возраст до 100 лет; Senior Masters – более 100 лет; смешанные – мужчины и женщины; женские команды. Требования к марафонцам довольно простые: быть старше 18 лет и иметь предварительную физическую подготовку. Именно поэтому среди желающих стать победителями этих экстремальных соревнований есть альпинисты и скалолазы, легкоатлеты и лыжники.  
Легков стал искать напарника. На форуме марафонцев он увидел объявление москвича, бегуна со стажем Дмитрия Сулимова, который тоже искал напарника. Он регулярно участвует в соревнованиях в Москве и Подмосковье. Норильчанин и москвич скооперировались, заплатили взнос по 700 евро с каждого. Легков говорит, что все сделанное организаторами стоит таких денег. Организаторы берут на себя все заботы, облегчая быт участников. Сюда входят и амуниция, и питание, и даже транспортировка по этапам личных вещей спортсменов. Команду назвали Lapty Rus. Заявились в группе Masters.
После этого началась активная подготовка. Организаторы предоставили свою трехмесячную программу тренировок. В Интернете по программе подготовки к таким соревнованиям Георгий Легков нашел почти все.
– Насколько было возможно, я ее придерживался. Но к бегу в горах и по горным лестницам, которых здесь нет, готовиться не мог. По такой лестнице нужно вбежать вверх, потом обратно. Эти упражнения я заменял гладким бегом, увеличивал объемы. Дима у себя по пересеченке бегал больше. Думаю, программу выполняли, объемы тоже хорошие были, – объясняет Легков. – У каждого из нас в июне-июле набралось почти по 600 км объема бега за месяц. Каждый день почти по 20 км. Один раз 36 км, другой раз 15–16 км, так и чередовали, длинные с короткими.
Три трудности
При подготовке к поездке норильчанину пришлось столкнуться с трудностями. Первая – оформление визы.
– Легче всего визу в Европу оформить через Финляндию, – делится спортсмен. – Оформление через визовый центр. Сам лично можешь не ехать в посольство. В прошлом году посольство Финляндии просто переговорило со мной по телефону. В этом году автоматически дали разовую визу. Она закрывала весь период марафона в Хельсинки, две недели между соревнованиями и трансальпийскую гонку.
Вторая существенная проблема – норильский Интернет, который не дает толком даже гостиницу забронировать.
– Начинаешь заходить, заполнять анкету, Интернет висит и висит, а потом сбрасывает. Такое же случалось, когда я пытался даже в Москву ответить. В столице были удивлены, когда называл скорость передачи данных. В Москве говорят, что у них такой трафик был аж в середине 90-х годов, – рассказывает Легков.
Помимо организационных моментов и связи с Москвой по Интернету он заказывал себе снаряжение для трансальпийского бега. Заказ оформлял в одном из интернет-магазинов Англии. Говорит, что так дешевле и качественнее. Во-первых, рассчитываешься сразу по карточке, фирма все расходы по пересылке берет на себя. Во-вторых, не взимается НДС. Легков заказал себе для бега велосипедки Nike, футболку с короткими рукавами и две пары обуви Salomon. Одна пара элитная, другая чуть ниже классом. И обязательно трекинговые палки для скандинавской ходьбы. Товар обошелся в два раза дешевле, чем в Москве. Вообще, с учетом всех приготовлений, кроме взноса, участие в беге стоило нашему герою 2000 евро.
Третья сложность – знание языка. Но она проявилась уже в самой поездке за границу.
– Я знаю немецкий язык в пределах школьной программы. Но мне этого хватило, – рассказывает норильчанин. – Вот, например, в Рупольдинге (из этого города стартовал горный сверхмарафон. – Авт.) хотел взять на прокат велосипед. Перед этим в программе на ноутбуке переводил необходимые фразы, запоминал их и пользовался. Или нужно было купить билет на железнодорожном вокзале в Мюнхене. В баварских билетах довольно сложно сориентироваться. Я говорил: “Help me!” Ко мне подходили люди, и я им объяснял, куда хочу, когда и каким поездом. Совместными усилиями на электронном терминале вводили необходимые данные, и я покупал билет.
Разминка в Финляндии и Германии
Перед поездкой в Германию на старт восьмой трансальпийской гонки Георгий Легков решил размяться в Финляндии. В Хельсинки как раз проходил 32-й городской марафон. Единственное, что в этот раз доставило дискомфорт, – погода. Плюс 27 по трассе. Но норильчанин выдержал испытание жарой и прошел марафонскую дистанцию. Даже улучшил собственный результат на 15 минут.
Поскольку виза позволяла задержаться в Европе на две недели дольше запланированного, Легков отправился в Германию. Время провел с пользой. Посмотрел Мюнхен и Рупольдинг, мекку биатлона Германии. Воспользовался возможностью немного побегать по горам. Потом решил нагрузки изменить – перестал бегать и начал кататься на велосипеде.
– Рупольдинг – спортивный городок. Наша трасса проходила в десяти километрах от этого места. Удивило, что в этом городе молодежи почти нет, в основном пожилые люди 70–80 лет, – делится впечатлениями Легков. – Когда начал кататься на велосипеде и ездить в горы, обратил внимание, что все пожилые люди с утра дружно по два-три человека идут с трекинговыми палками в горы и полдня гуляют. Там все условия для этого. Есть хорошо маркированные трассы. Есть и тропы, и дороги. В городе множество спортивных баз. Все, что душа пожелает. К примеру, открытые и закрытые теннисные корты, аквапарк, множество полей для гольфа. В аквапарк я сходил как-то на целый день. Цены удивительные. Всего три евро на день. Прокат велосипеда – в неделю 45 евро. В прокат пришел, спросили фамилию, имя, в какой гостинице остановился. Я спросил о залоге в виде паспорта. Мне ответили, что ничего не нужно, дали под честное слово. Через неделю я его вернул. Катался по 30–40 км в день по окрестностям Рупольдинга, с поездками в Австрию, на Чимзее (знаменитое озеро Баварии). Отдых чередовал с циклической нагрузкой на велосипеде.
Нужные вещи
Восьмые соревнования по трансальпийскому бегу проходили с 1 по 8 сентября. Считается, что это сложная многодневка для любителей горного бега, мультиспортсменов, триатлонистов. Событие знаковое.
В этом году регистрацию прошли 330 команд, стартовала 281 команда. До финиша добежали 179 команд. Кого-то дисквалифицировали, некоторые команды по разным причинам снимались с соревнований. Многие участники – профессиональные спортсмены. Например, из украинской команды Юрий Ким – рекордсмен Украины по марафонскому бегу, участвовал в марафоне по Сахаре, альпинист, по Килиманджаро поднимался и на Эверест. Российских команд в этом году участвовало больше, чем в предыдущие годы. Но из шести до финиша дошли только две, в том числе Lapty Rus, в которой бежал норильчанин.
Каждому участнику организаторы выдали рюкзаки, которые бегуны наполняли сами. В них находились куртка с длинными рукавами, длинные непромокаемые брюки, головной убор и перчатки на случай дождя или снега, сотовый телефон, карты этапов, питьевая система с наполнением не менее одного литра. Питьевую систему заполняют изотоником – спортивным напитком, который компенсирует все, что выходит с потом, восстанавливает водный и минерально-солевой баланс организма, насыщает его микроэлементами. Рюкзак весил в среднем три-четыре килограмма. Вес ничуть не мешал. Необязательными были трекинговые палки, но у Георгия Легкова они были. Норильчанин – лыжник, палки ему помогали бежать, снимали нагрузку с ног и частично передавали ее на руки. На одежде спортсменов был чипованный номер. По нему считывали время старта, дважды в ходе гонки на каждом этапе и на финише.
На старте бегунам выдали сумки под номерами, которые нужно было наполнить личными вещами и сдать. На финише сумки возвращали, вещи всегда ждали своих хозяев уже в гостиницах. Если гостиница была очень далеко от места финиша, организаторы выдавали талончик на такси. За шесть евро можно было совершить четыре поездки.
Старт в Рупольдинге
Первый этап был самым длинным – 50 км. Стартовали из Рупольдинга в 7.00.
На место старта явились за час, чтобы встать в первые ряды стартующих. Перед стартом врубали неизменную песенку AC/DC Highway To Hell, под которую хочешь не хочешь, а ноги сами побегут (что потом было проверено неоднократно). Над стартующими завис вертолет организаторов с фото- и видеооператорами. Выстрел – и вперед.
– В ходе бега на первом этапе не очень верилось, что способен буду преодолеть все восемь этапов. Скорее, надеялся на русское авось. Первые 15 километров были немножко в горку, с небольшим подъемом, мы с достаточно высоким темпом бежали. Потом начались горы. Я здесь уже ничего не видел, – рассказывает о своих эмоциях Георгий Легков. – Там была узкая тропинка, шел дождь, и местами было скользко, многие падали. Нужно было постоянно смотреть под ноги. Иногда видел красоты, но чаще всего смотрел под ноги. Так незаметно, за подъемами и спусками закончился первый этап, который занял 6 часов 3 минуты.
На первом этапе норильчанин набил мозоли. Он надел кроссовки элитного класса. В Норильске тест-драйв они прошли, но на ровной поверхности. Увы, на холмистой местности они доставили проблемы.
– В элитной паре первый день пробежал, проблемы возникли сразу в горах. Во второй день я надел вторую пару. Тоже были проблемы – шнурки тонкие и острые, когда стопу затягиваешь, бежишь, шнурки стопу перетягивают и быстро появляются мозоли, причем до крови. Потом зашнуровал обыкновенные шнурки, но с мозолями боролся  до конца трансальпийской гонки.
В конце первого, сложнейшего этапа гонки у напарника из Москвы Димы даже слезы появились, что мечта сбывается, он бежит здесь.
После каждого этапа бегуны отдыхали в гостиницах. Причем они бронировали номера и платили за них сами. Номера разного класса.
– Завтрак переносили с восьми утра на шесть, за два часа до гонки, либо на пять. Нас кормили, и мы выходили к месту старта. Можно было жить и в кемпингах за 35–40 евро, но в этом есть но: в зале будут жить, по крайней мере, еще 150–200 человек, хотя вся инфраструктура (душ, туалет, спальный зал и старт-финиш) находится рядом, – рассказывает норильчанин.
В гостиницах были созданы все условия для восстановления, но за отдельные деньги. Можно было и массаж заказать. В основном все восстанавливали мышцы и связки мазями и кремами.  
Ежедневная Pasta-party – главное событие всех вечеров гонки. Pasta-party продолжалась около трех часов – традиционное награждение во всех группах по итогам прошедшего этапа, определение организаторами героев дня, показ замечательных слайд-шоу и видеоролика, оперативно смонтированного по итогам дня, презентация этапа следующего дня.
Второй этап был легче – 35 километров.
– Обычно если длинный этап, то набор высоты и спусков чуть меньше. Если короче, то и больше перепад высоты. То есть всего в среднем было примерно по две тысячи метров подъема и столько же спуска на каждом этапе, – объясняет норильский марафонец.
Георгий Легков рассказывает, что запомнились местные жители и болельщики, которые, казалось, непрерывно аплодировали и кричали “зуппа!” и “браво!”, невероятно красивые Альпы и Доломитовые горы, сами участники с удивительно дружелюбной атмосферой и постоянной поддержкой друг друга.
Самый главный
Для Георгия Легкова самым тяжелым был восьмой этап. К этому времени накопилась усталость. Неожиданно для участников из России и самой команды Lapty Rus после первого этапа они стали 14-е в своей группе Masters. Это позволило россиянам стартовать на втором этапе в группе А, в первой беговой группе. Всего было три стартовые группы: А (сильнейшие), B (средний уровень), C (любители). По итогам второго и третьего этапов ребята стали девятыми, четвертый и пятый этапы бежали восьмыми, шестой и седьмой – уже седьмыми.
– Постепенно поднимались вверх по протоколам гонки. И не потому, что мы сильнее бежали, а потому, что мы более равномерно распределили свои силы, – объясняет Легков. – После заключительного этапа были одиннадцатыми. Было тяжело, потому что уже не слушались ноги. Мне показалось по прошествии времени, что я еле-еле полз. Если вверх, в гору, и по равнине ноги еще бегут, то вниз – уже с трудом. Вообще, я понял, что мы, русские, почему-то не умеем бегать вниз. В Европе вниз бегут в два раза быстрее. Они как-то летят, не обращая внимания на камни и другие препятствия. А тут приходилось внимательно смотреть. Дима несколько раз падал. Я сам себе помогал трекинговыми палками. Ни разу не упал. Но мы бежали вниз так медленно, хотя по идее должно быть намного легче.
На всей трассе мужчины ошибались дважды, “когда не соображала голова”. Трасса хорошо подготовлена, поэтому россияне никогда не пользовались картой. Но она всегда была в рюкзаке как необходимая вещь. Маршрут дважды перепутали из-за невнимательности. Один раз заплутали в каком-то городке метров на 300, когда поняли, что все это время нет ни одной отметки, а они встречаются всегда через 50–100 метров. Естественно, вернулись. Второй раз тоже пробежали лишних 300 метров. За 600 лишних метров потеряли четыре минуты.
Ты это можешь
Финишировали Lapty Rus в итальянских Доломитовых горах. В общей сложности за восемь дней они пробежали 320 километров за 41 час 45 минут 40 секунд. В среднем каждый день чуть больше пяти часов бега.
– Если мы пришли седьмые по итогам всех гонок, это значит, что все остальные были не так хорошо подготовлены. Я понял, что многие участники – офисные работники. Мы пробежали на уровне, – делится первыми мыслями после финиша Георгий Легков. – Мы шли не за спортивными целями. Наверное, как и у нас, у большинства главное было – преодолеть себя, трассу, дистанцию, все трудности. Хватило и здоровья, и подготовки, и дыхания, в том числе в горных местностях. Финишировал с чувством, что все закончилось. Мы с Димой были безумно рады. Для меня главное в этой гонке то, что я сумел ее преодолеть. Теперь вижу, как надо было готовиться, и я доволен, что сумел сделать это.
В общем, так и прошли невероятно насыщенные и увлекательные и страшно тяжелые восемь дней трансальпийской гонки, и совершенно не верилось на финише, что завтра не придется бежать, что только что ты выпил шампанского, а на груди у тебя висит большая медаль.
И как сказал один из участников Трансальпийской гонки, “если вы жалуетесь на жизнь и говорите, что у вас проблемы и вам тяжело, приезжайте лучше на Трансальпайн – и тогда вы узнаете на самом деле, что такое “тяжело”.
Вечером состоялась заключительная Pasta-party, на которой царила совершенно другая атмосфера – атмосфера финиша и всеобщего ликования, победы не только лидеров, но и каждого.
Трансальпийская гонка дает три очка. Если и в следующем году Легков побежит марафон, в общей сложности у него будет семь очков. Это позволит Георгию участвовать в беге вокруг Монблана. Здесь трасса разной протяженности, разной высоты, и она считается еще более элитной.
Приятное знакомство
На столь значимом для Европы забеге россияне познакомились с соотечественниками. Среди них – Юлия Романова, которая родилась в Нижнем Новгороде, а сейчас живет в Голландии. Английский у нее теперь родной, на русском языке разговаривает с акцентом. Юлия – физиотерапевт. На Западе, чтобы советовать своим пациентам физические нагрузки, врач должен сначала испытать их на себе. Юлия испытала. “Видимо, эффективно”, – не без улыбки подчеркивает Легков.
Легкий бег
После трансальпийского бега Георгий Легков приехал в Россию. Встретился с тренерами, которые ему посоветовали режим восстановления организма после такого сложного соревнования. Два-три месяца легкий восстановительный бег в среднем до 10 километров, и не каждый день.
Начинал восстановительный бег только через неделю после восьмидневного марафона, – рассказывает норильский спортсмен. – Вышел на стадион. Было впечатление, что вообще бегать не умею. Я еле пробегал четыре километра. С разминкой. Моя максимальная скорость была 7 мин/ км. Это практически быстрым шагом идти.
Ритма легких нагрузок норильчанин придерживается до сих пор.
Весь мир у ног
– Пока ничего не планирую, – говорит Легков, – но если найдутся компаньоны, то буду участвовать. Вот Дима уже пишет: может, теперь пробежать по Западному участку трансальпийского марафона? Пока предметно об этом не думал. У нас ведь тоже не так просто планировать. Зависит от того, когда поставят в график отпусков, совпадет ли он с какой-нибудь гонкой. Сейчас хорошо: гонки проходят в разное время, можно выбрать любую. Главное – успеть подготовиться к конкретному старту и чтобы финансы позволяли.  Есть хорошие марафоны: в июне в Стокгольме, в сентябре в Берлине. Но нужно планировать все заранее, например, Берлинский марафон 2013 года: всего за 3,5 часа после начала регистрации сорок тысяч мест участников были распроданы.
Заинтересовал Легкова марафон по Сахаре, этапы проводят ночью, когда прохладно. Но это пока не по карману – только регистрационный взнос 2500 евро. И поездка обходится еще в 2500 евро. Сумма существенная. Есть и скоростная гонка по Эльбрусу, ее проводят в сентябре в полнолуние. Идеальная погода. Нет ветров и снега. Но это пока только мысли, даже не планы. Главное – знать возможности своего организма.
– По итогам участия в трансальпийской гонке я понял, что мне нужна горная подготовка. Есть двухнедельные сборы в Геленджике, Сочи, а также в Финляндии. В тех же Доломитовых горах. Но пока я об этом только думаю, – улыбнулся Легков.
Самым длинным был первый этап
Долгожданный финиш восьмидневного марафона
0

Читайте также в этом номере:

Находка для сладкоежек (Екатерина СТЕПАНОВА)
Модернизация нон-стоп (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Пить или не пить (Елена ПОПОВА)
Целевым назначением (Лариса СТРЮЧКОВА)
Перспектива на Долгое (Екатерина БАРКОВА)
Честная фотография (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск