Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кайзен
СПОРТ-ТАЙМ
28 декабря 2011 года, 16:47
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
В японской философии слово “кайзен” означает стиль мышления и поведения, направленный на непрерывное совершенствование. Именно это понятие наиболее точно определяет философию косики карате.
Удар, еще удар… Бей сильнее!
Но Алиса, услышав скрип двери, вместо удара оборачивается. Видит меня и расплывается в улыбке.
– А, мама, это ты...
Мы с фотокором снимаем обувь, на цыпочках проходим в спортзал. Дети глядят с любопытством – вообще-то, родителям приходить на тренировки строго запрещено. Хорошие ребята, думаю я, глядя на Алискиных одноклассников, с такими можно будет отпускать дочь гулять. Словно в подтверждение Артем из второго “в” заговорщицки мне подмигивает. Что не мешает ему отразить удар соперника.

Две Алисы

Тренера моей дочери тоже зовут Алиса.
Алиса Войташина второй год подряд преподает карате малышам из гимназии №4.
– Алиса, почему пришла в карате?
– Я с самого детства с мальчишками. Куклы, платья, обсуждения мальчиков – никогда не понимала этого. Много всего испробовала: акробатика, баскетбол, волейбол. В косики карате пришла уже в 12 лет. С первой тренировки поняла: это мое. Больше уже не искала.
– Приходилось применять приемы в реальной жизни?
– Ни разу. Тренер говорил: “Все, что я проходил на тренировке, потом отрабатывал на улице”. Я всегда могла договориться.
– А с братом?
– С братом – да (смеется). Но потом перестали.
– Он стал сильнее?
– Нет. Он же спортом не занимается. Просто мне не нужно доказывать свою силу.
– Алиса, почему косики карате? – спрашиваю у дочери.
– Мне нравится.
– А конкретнее?
– Мне нравится считать по-японски.
– Еще.
– Мне нравится бить по огромной перчатке, которую Алиса Андреевна надевает себе на руку.
– Еще.
– Я хочу получить желтый пояс.
– Еще.
– Я не знаю.
– Зачем тебе ходить на карате, если ты не знаешь, зачем оно тебе, если ты не можешь сформулировать?
– Я знаю. Я хожу на карате, чтобы узнать и чтобы сформулировать.
– Хорошо.

Личное

Мы с братом погодки. Дрались часто и жестко. В ход шли табуретки, столовые приборы и все, что плохо лежит. Тетка, оставшись с нами, залазила на спинку дивана и плакала. Перестали, когда я поняла, что он стал сильнее меня. Тогда начали договариваться.
Я занималась спортом – художественной гимнастикой. Когда переехали в Норильск, у мамы не было возможности ежедневно возить меня на другой конец города, а потом не стало секции художественной гимнастики. В командных видах спорта, таких как баскетбол и волейбол, мне не везло. Там надо было нести ответственность за кого-то, кроме себя. Мне не хотелось. Я уже несла ответственность за брата.
Он тоже занимался спортом – хоккеем. Во втором классе учился во вторую смену, вставал в семь утра, одевался, взваливал на плечи огромный рюкзак и шел на автобусную остановку. Кажется, тот рюкзак был больше моего брата. Но он был доволен. Последние деньги вкладывались в амуницию – шлем, налокотники, наколенники. Хоккей – не дешевый спорт. Деньги стали причиной того, что ребята перестали ездить на соревнования, в “Арктике” заливать лед, а тренерам платить зарплату. Но тренер все равно ходил на работу, а брат тренировался на поле без льда… Потом, правда, он получил серьезную травму колена. И с профессиональным спортом было завязано.

Родион

Родион Бажеев – тренер по косики карате, по совместительству мой бывший одноклассник.
– Родион, я вообще-то не пишу про спорт. Мне это тяжело. Я не умею описывать поединки.  
– Но ты любишь спорт?
– Да.
– А что тебя интересует в спорте?
– Новые практики, человеческие истории, делает ли спорт сильным и хорошо ли быть сильным.
– Спрашивай.
– Почему косики карате?
– Потому что отец был тренером.
– Брал с собой на тренировки?
– Нет, ждал, когда попрошусь сам. Так и случилось. В саду напали два мальчика крупнее меня, так как их было двое, “оттолкаться” не получилось, прибегнул к услугам конструктора. После попросил отца брать с собой
– И потом уже ты всех обижал?
– Нет. От природы или от маминого воспитания терпения у меня много, и человек я неконфликтный. Пару надоедливых задир терпел класса до седьмого, а потом как-то достали окончательно, пошел и по очереди разобрался. Справедливо. Мать и отца вызвали в школу и сказали, что я самый-самый мальчиш-плохиш.

Между добром и злом

– Алиса, у тебя на страничке “Вконтакте” изречение: “Хочется быть хрупкой девушкой, но то кони скачут, то избы горят”. И часто приходится останавливать коней и входить в горящие избы?
– Физически – нет, но душевно, психологически приходится. Карате помогает. Потому что здесь есть триединство ума, души и тела.
– Начнем с тела…
– Карате улучшает координацию, развивает физически и дает ощутимый оздоровительный эффект. Ко  мне ходил мальчик с бронхиальной астмой. Хорошо себя чувствовал, но решил бросить. Как перестал ходить на тренировки – астма начала прогрессировать. Когда занятия возобновили, приступов не стало. Хочу отметить, что все дети, стоит им полгода позаниматься, перестают болеть вовсе или болеют намного меньше.
– А что касается ума?
– Во время спаррингов, которые длятся всего две минуты, необходимо понять, что хочет сделать противник, что хочешь сделать ты, как реагировать, – должны быть очень правильные и четкие мысли. Если будет каша в голове, то потеряешься и проиграешь.
– А души?
– Это, наверное, вопрос о добре и зле. Детям, если научились каким-то приемам, тяжело никак это не проявлять. Чтобы не было соблазна, я объясняю им на их языке: “Вот вы мультики смотрите. Там что побеждает – добро или зло? Вот и в жизни вы всегда должны быть за добро”.
– А еще ведь особая культура…
–  Да. Японский язык, традиции. Мне вначале думалось, что первоклашкам-второклашкам это будет непонятно, но им очень интересно. Видно, как они впитывают это в себя, спрашивают, просят написать счет по-японски.
Вообще, для меня важно, чтобы дети не просто позанимались, получили пояса и медали, а чтобы это умение пригодилось им в жизни. Чтобы они гармонично развивались как духовно, так и физически.
– Испытываешь гордость за учеников?
– Конечно. Мои каратисты у меня на первом месте. И в любую свободную минуту я думаю о них.

На пиковых нагрузках

–  Родион, что самое сложное в работе тренера?
–  В ситуации стресса помочь ученику поверить, что он сам уже все может и у него все получится. И получится лучше всех.
– Отец был хорошим для тебя педагогом?
– Из всех педагогов он со мной проводил большее количество времени. Но мне было сложно. Он был очень строгим тренером. Требовал в два раза больше и наказывал в два раза чаще, чем других учеников.
– При этом ты также берешь ребенка на тренировки.
– Да, брал, когда он еще ходил в ходунках. Но в последующем мне бы хотелось, чтобы если он будет заниматься профессиональным спортом, то тем, который приносит много денег.
– Вот в чем сила, брат?
– Нет профессионального спорта без травм. Это работа и, как правило, на пределе возможностей. Поэтому “профессиональный спорт” не равняется “здоровье”.
– Карате не единственный спорт, которым ты занимался?
– Да, я занимался легкой атлетикой, акробатикой, боксом, дзюдо, футболом. Мне очень нравился мой учитель по классической гитаре в лицее искусств – Василий Викторович Ковальчук. Благодаря ему я осознал, что спорт, музыка, учеба – это одно и то же. А карате – это тот вид искусства, который позволяет смотреть на мир шире.
– В смысле?
– Именно на пиковых нагрузках приходят в голову очень интересные и полезные вещи. Что время – явление относительное, что все мы едины, что внутренняя сила значит гораздо больше, нежели физическая. Это очень сложно объяснить, но это можно прочувствовать, когда ты уже тысячу раз сделал одно и то же, не чувствуешь ни ног ни рук и в голове уже совсем пусто, но ты продолжаешь. А тем временем вокруг все меняется – ценности, приоритеты, подрастающее поколение, которое наблюдаешь, находясь в раздевалке, сначала как ученик постарше, потом как взрослый спортсмен, потом как тренер.
– Тренер – последняя ипостась?
– Тренер – тот же ученик. Так что скорее первая, но на новом витке.

Карате или гитара?

– Алиса, тренерская работа – это твое?
– Я  с детского сада организовывала детей, что-то придумывала, чувствовала, что это по-настоящему мое. Когда меня позвали помочь провести тренировку у малышей, я, конечно, согласилась и увидела воочию, что дети меня понимают и слушаются. Кто-то говорит, что учителя учат. Я считаю, что это взаимный процесс – я учу детей и учусь у них сама. Они мне тоже помогают развиваться.
– Легко держать внимание малышей?
– Я стараюсь сделать тренировку такой, чтобы им было интересно. Ведь карате – это постоянное повторение одних и тех же приемов на протяжении многих лет. Это все долго и утомительно, поэтому я стараюсь вплести все эти упражнения в игровую форму. Но с другой стороны, монотонное повторение одного и того же воспитывает характер.
– Почему кто-то уходит?
– Здесь очень большое влияние родителей. Мальчик год отзанимался карате, а в этом году пришли родители и сказали, что у него совпадают тренировки и занятия в музыкальной школе, поэтому они могут ходить только один раз в неделю. Но один раз в неделю – это мало, потому что мы проходим базовую технику. И вот папа говорит, иди на карате, а мама с бабушкой – занимайся гитарой. Женщины у нас обычно одерживают верх, и ребенку пришлось бросить карате.
– А отчислить кого-нибудь случалось?
– Был один мальчик, который отвлекал других. И мне приходилось всю тренировку уделять внимание только ему одному. Поэтому пришлось попросить родителей забрать его из секции.

То избы горят, то кони скачут

– Алиса, твой мужчина должен быть сильнее?
– Нет. Главное – любовь. А кто кого защищает – это дело десятое.
– А какая, по-твоему, роль современной женщины в семье?
– Я считаю, что, если есть дети, женщина не должна работать. Она должна заниматься собой, детьми, домом. Увлечение, хобби должно быть, но не на первом месте.
– Как ты относишься к спиртному?
– Отрицательно. Видела на примерах, что к хорошему это не ведет. За других говорить не буду – это личное дело каждого, но для себя я выбираю другой путь.
– То есть все вечеринки проходят мимо?
– Больших пьянок я стараюсь избегать, а если люди выпивают культурно, то я с ними дружу и общаюсь. Не могу же я себя изолировать от общества. С другой стороны, я действительно мало хожу на вечеринки, дискотеки. Карате занимает все свободное время, помимо учебы. А еще хочется прыгнуть с парашютом, научиться играть на пианино, выучить иностранный язык…
Родион Бажеев с сыном Степаном
Практика – непременное условие “пути”
0

Читайте также в этом номере:

Корпоративная стипендия (Марина БУШУЕВА)
Горки нашего городка (Денис КОЖЕВНИКОВ)
И шашечки, и ехать (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
“Хорошо, что мы здесь” (Татьяна РЫЧКОВА)
Большой урожай (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск