Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
«Как дела, сынок?»
23 декабря 2008 года, 14:15
Фото: Юлия КОСТИКОВА
Текст: Юлия КОСТИКОВА
В разгар учебного года кайерканские инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН) бьют тревогу. Детей все чаще приходится помещать в социальный приют, при том что в Кайеркане ситуация с трудными подростками обстоит лучше, чем в Норильске и Талнахе. Причина в родителях, говорят в управлении внутренних дел.
На учете в Кайерканской инспекции по делам несовершеннолетних состоят 74 несовершеннолетних ребенка и 18 неблагополучных семей. Это те подростки и их родители, которые требуют над собой особого контроля, нуждаются в постоянном внимании и помощи сотрудников милиции.
 
Час, два, три…
В Кайерканском отделе внутренних дел за работу с несовершеннолетними ребятишками отвечают всего две женщины – капитан милиции Ирина Усанова и старший лейтенант милиции Елена Зиганурова. Не стоит думать, что их работа ограничивается лишь выявлением преступлений, наказанием и оформлением протокола. В первую очередь специалисты стремятся помочь своим подопечным.
Вот в кабинет вошла мамочка, которой еще недавно грозило лишение родительских прав. Ирина Усанова достает сборники законов, книги по теме и начинает растолковывать, разъяснять пришедшей ее ситуацию. Дает понять, что лишиться ребенка, отдав на попечение государства, легко, а вот вернуть его потом будет гораздо сложнее. Женщина проникается чувством материнской любви, долга и уходит счастливая. А Ирина Усанова уже встречает нового посетителя.
– У нас не как у врачей: 15 минут побеседовал, выслушал, отпустил, – поясняет Елена Зиганурова. – Мы не можем выписать лекарство. Должны сначала выслушать, и иногда на это требуется час, два, а то и три. Мы можем помочь человеку психологически, но не всегда на всех хватает времени. Однако в помощи не отказываем никому.
 
По снегу за шарфик
Как работают инспектора ПДН? Они не борются с проблемой в одиночку, а сразу начинают «бить в колокола». Если у ребенка случилась (или только грозит) неприятность, в первую очередь инспектора подключают школу и семью. В зависимости от задачи с детьми занимаются нарколог, специалисты центра внешкольной работы, отдела опеки и попечительства и другие службы. Отличие кайерканского отдела от соседних в том, что компактная территория района словно сплотила всех неравнодушных и желающих помочь.
– Никто из нас не откажется работать даже ночью, – призналась Ирина Усанова. – Мы переживаем за каждого ребенка. Перевоспитываем горе-мамочек и папочек.
Чаще всего информацию об увиденных нарушениях прав ребенка жители сами сообщают по номеру 02. Но был и другой случай, о котором Ирина Усанова рассказывает с ужасом:
– Недавно наш подросток, состоящий на учете, увидел на улице пьянющую молодую женщину с трехлетним ребенком. Позвонил. У малыша при тридцатиградусном морозе не было варежек! И она его даже не вела – волокла по снегу за шарфик. Маму поместили в дежурную часть на вытрезвление, а ребенка – в больницу, оформили документы, так как отдать его некому. Ей нужно было государству потом доказывать, что исправилась, что создала все условия для жизни ребенка. А ведь есть немало пьющих, неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Мы им помогаем: и уговариваем, и трудоустройство предлагаем в центре занятости. Но многие сами отказываются. Главная причина, на мой взгляд, – это нежелание менять образ жизни, подняться со дна. Большая часть родителей, процентов 70, все же берутся за ум. Многие находят в себе силы и восстанавливают права на ребенка.
 
Требуется внимание всех
Другую историю, но уже про папу можно смело заносить в список личных побед кайерканских инспекторов. В начале года в милицию позвонил отец двоих детей и заявил, что, если сейчас же инспектора ПДН не приедут и не заберут его дочек, папа выбросится из окна. Естественно, инспектора поспешили по нужному адресу. Выяснилось, что от мужчины недавно ушла жена, оставив дочерей (одна едва только учится ходить, другая совсем крошка). Мама исчезла в неизвестном направлении, неработающий и не совсем благополучный папа просто не знал, что делать с детьми. Первым делом деток поместили в больницу, начали работать с отцом семейства и одновременно разыскивать «хранительницу очага». Нашли. И вернули в семью. Сейчас инспектора не могут сказать, что в этой семье все прекрасно, но результат налицо: родители с детьми летом выезжали на материк, папа устроился на работу, наконец решен квартирный вопрос и даже сделан небольшой ремонт.
Что касается детских преступлений, то в этом году в Кайеркане их количество снизилось в два раза. На начало декабря числилось 11 случаев.
– Это при том, – говорит Елена Зиганурова, – что у нас есть преступления, совершенные детьми из Норильска, а из местных почти все уже состоят у нас на учете. Это не говорит о том, что мы плохо работаем. Наоборот, эти ребята уже выявлены и требуют не только нашего внимания.
 
Точка соприкосновения
По-прежнему в инспекции ПДН актуален вопрос ухода подростков из дому. Выяснилось, что среди «уходяшек» не обязательно юноши и девушки, у которых в самом разгаре пубертатный кризис. Есть среди них и 17-летние, и даже первоклассники. Мальчики из дому уходят чаще, но в последнее время среди девочек количество уходов тоже возросло. Причем слабый пол ведет себя гораздо более хамски. Здесь задача инспектора – мягко, но уверенно наставить ее на путь истинный. В ходе совместных рейдов в этом году было выявлено 11 детей, которые вовремя не приступили к занятиям в школе.
Причиной детских уходов остаются отношения в семье. Каждый раз инспектора взывают к родителям с просьбой не забывать о нуждах своих детей. Авторитарный метод воспитания не позволяет родителям слышать отпрысков, вникать в их проблемы. Иногда Ирина и Елена знают больше чужих детских тайн, чем родители этих ребят. Какие-то секреты инспектора передают родителям подопечных, что-то не раскрывают, но каждый раз убеждают мам и пап быть внимательнее к своим чадам и ни в коем случае не применять насилия.
Елена Зиганурова рассказала, что в этом году в отношении родителей одного кайерканского парнишки завели уголовное дело за избиение. Потом ребенок привел друзей и вместе с ними в отместку избил своего отца. Тот, в свою очередь, возбудил уголовное дело против мальчишек. В итоге ребенок сейчас сидит в СИЗО. Специалисты ПДН уверяют, что, в принципе, ребята эти не самые плохие, да и родители вполне приличные люди. Просто не смогли найти точек соприкосновения, наладить контакт. А бывало, что дети, убегая из дому, приходили к инспекторам, признаваясь, что готовы жить где угодно, но только не дома.
 
Вторые мамы
В попытках «достучаться до родителей» Кайерканский отдел ПДН обнаружил еще одну закономерность: родители стали чаще отказываться от своих детей. Елена Зиганурова говорит, что в конце прошлого года в социальный приют они поместили 17 человек. В этом только на конец декабря их уже 22. Малышей до четырех лет определяют в детскую больницу. В 2007-м таких ребят оказалось всего двое, в этом уже восемь!
С утра до позднего вечера телефоны в отделе Ирины Усановой и Елены Зигануровой не замолкают. При этом они успевают принимать посетителей и вести работу с другими специалистами по общим с ними темам. На вопрос, что помогает выдерживать такие нагрузки, придает сил в работе, хорошо ответила Елена Зиганурова:
– Как ни парадоксально звучит, но нам чаще приходится перевоспитывать родителей, чем подростков, – объяснила инспектор. – И труднее бывает с родителями, чем с ними, а по отношению к детям я себя ощущаю второй мамой. У меня есть подопечный – самый неблагополучный. Не то что я к нему прикипела, но мальчик требует большого внимания, так что я его образно называю «мой сынок». Они все какие-то родные. Заходит ребенок – в первую очередь спрашиваешь: «Как дела?». Если хорошо – молодец. Если узнали, что ввязался в плохую компанию или школу прогулял, начинаем теребить, родителям сообщаем…
Самой большой благодарностью за свою работу инспектора называют счастливые семьи, которые сумели восстановить отношения. И, конечно, заботу ребят, не забывающих лишний раз позвонить в отдел хотя бы просто так, поздравить инспекторов с праздником, даже спустя годы оставаться достойными, полноценными и благополучными членами общества.
Ирина Усанова за мир в семье
0

Читайте также в этом номере:

Письмо Дедушке (Инна ШИМОЛИНА)
Еще немного (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Все за работу (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск