Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Городу нужна теплота и образность
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
19 июля 2010 года, 14:14
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Юбилейные торжества Норильская художественная галерея открыла встречей  с членом Союза архитекторов, Союза художников России Борисом ПАЛЕЕМ, прилетевшим в юбилейный Норильск в свой юбилейный год.
И через 15 лет в городе нашлось немало людей, работавших под началом Палея в художественно-производственных мастерских или в отделении Союза архитекторов. Кроме коллег в галерею на выставку пришли норильчане со стажем, помнящие разработанные им интерьеры, которыми так гордился город. Ателье “Норильчанка”, Дом быта, украшенные гобеленами, необычными панно из металла и дополненные авторскими светильниками из стеклянных трубочек, остались на фотографиях, вошедших в экспозицию выставки “Мой город”. Впрочем, в свое время эти интерьеры вызывали восхищение и гостей города: их даже собирались выдвинуть на Государственную премию.
Преемник Бориса Палея на посту председателя местного отделения Союза архитекторов Михаил Волгин на открытии выставки, где представлены и проекты его творческой мастерской, отметил, что благодаря Палею в Норильске была хорошая дизайнерская школа. И добавил, что в экспонируемых проектах молодых есть отголоски идей того времени, когда “благоустройство не привозилось с материка”.
К сожалению, сегодня город стал отказываться от интерьеров, которые так важны на Севере, констатировал Волгин. И выразил надежду, что, может быть, юбилейная экспозиция не просто напомнит о золотом времени, но и поможет изменить ситуацию.
Для сегодняшнего архитектурного лидера Палей остался образцом руководителя.
– Борис Ильич долго и успешно возглавлял художественный фонд, который еще называли художественно-промышленными мастерскими, – говорит Волгин. – То, что он был архитектором по образованию и владел художественными навыками, удачно совпало в его интерьерах. Он участвовал, кажется, во всем, что происходило в городе в то время. Мы, молодые, учились на его работах.
 
Интерьеры долго не живут
Сам гость, открывая вернисаж, сообщил, что уже походил по городу, побывал в бывшем Доме быта. Отсутствие прежних интерьеров его не обескуражило:
– Это нормально – интерьеры долго не живут. Прожили 20 лет – и хорошо. Кое-где еще сохранилось теплое внутреннее пространство, но и здесь все уходит в евро, а Норильск – город нестандартный: нужна теплота, образность.
О себе Палей сообщил, что живет под Питером, занимается в последнее время прикладным искусством и регулярно выставляется в питерском Манеже.
Декоративные свечи, ноу-хау Палея 70-х, вспомнили практически все, кто пришел на выставку, а вот птицы, расположившиеся в центре зала на подиуме, стали для зрителей настоящим открытием.
– Я видел таких на Ниле. Видимо, наши прилетали. Сделал сначала небольшие скульптурки из дуба, а потом в питерском художественном салоне, куда я их принес, меня попросили сделать птиц в натуральную величину. Попробовал и увидел, что большими они приобретают новое качество, – комментирует работы автор.
Архитектурно-дизайнерскую экспозицию удачно дополняют и два авторских перпетуум-мобиле под названием “Фуэте” и “Дуэт”.
Художник Евгений Малышев признался, что на выставке испытал ностальгические настроения, на фоне гостей (вместе с Палеем на юбилей приехал художник Валерий Костаринов) почувствовав себя почти мальчишкой, каким пришел в 1975 году на работу в художественно-производственные мастерские.
– Это было самое замечательное время в моей жизни. Фонд как раз перебрался с Талнахской на Октябрьскую, 34. Я попал в атмосферу такой творческой концентрации, что порой терялся: у кого учиться, куда смотреть. В город постоянно приезжали художники. Все кипело, бурлило. Было безумно интересно, поэтому я так рад этой выставке. То, что на ней представлено, имеет норильские корни. Если не все, то почти все.
 
Магия творчества
О замечательной эпохе расцвета всех искусств в Норильске вспоминал и сам Палей в тесном кругу единомышленников, оставшихся для разговора с ним после официальной части юбилейного мероприятия.
– Раньше театр, в старом здании на Севастопольской, был звеном, объединявшим архитекторов, художников, журналистов. Была в нем какая-то магия творчества. Мы обсуждали все городские проблемы. Нормально, когда собираются люди с опытом и проговаривают проблему. Неважно, кто ее ставит, директор комбината или житель города. В результате  все вместе набрасывают несколько вариантов ее решения, среди которых непременно будут и жизнеспособные.
Нужен механизм обсуждения идей, но делать это должны профессионалы. Те, у кого, как у нас с Костариновым, вся жизнь прошла в этом городе. Важно, чтобы они согласились, что это хорошо, что это всем надо.
Естественно, что присутствовавшие на встрече с архитектором и дизайнером заговорили о судьбе стадиона “Заполярник” и площади Металлургов.
Палей вспомнил, как главный архитектор города Витольд Непокойчицкий, с которым он успел поработать в “Норильскпроекте” в начале 1970-х, не давал застраивать площадь. Привел пример из более позднего времени, когда Союзу архитекторов удалось предотвратить строительство жилого дома на Комсомольской ниже бассейна. Тогда “Норильскпроектом” руководил Алексей Козюра, очень недовольный решением своих подчиненных (все архитекторы, кроме Палея, работали в институте). Зато через два года Алексей Иванович признал, что союз был прав, и сказал спасибо его  председателю.
 
Сила личности
Говоря о сегодняшнем дне, главный архитектор архитектурно-строительного центра Леонид Скрябин, вернувшийся с подведения итогов конкурса идей по благоустройству территории озера Долгого, очень одобрительно отнесся к инициативе Заполярного филиала, выразив надежду, что новому директору небезразличен архитектурный вид города.
Известный норильский журналист Ольга Филюрина, прилетевшая в родной город с командой краевой администрации, заявила, что всегда верила и продолжает верить в силу личности:
– Личности создают мощное поле, способное формировать среду.
К сожалению, время работает против Норильска. Так считает художник Юрий Афонов, стоящий во главе региональной организации художников:
– Город теряет свое культурное сообщество из-за естественных процессов, а его ниша остается незаполненной.
Хочется добавить, что не все так безнадежно, если проблемы обсуждают профессионалы. Как уже цитировалось: они всегда предложат варианты их решения, в том числе и жизнеспособные. Среди предложений, прозвучавших на встрече в галерее, одним из таких мне показался вариант использования ростверков, предложенный студентами, работавшими в мастерской Михаила Волгина.
Спровоцировавший разговор на злобу дня архитектор и художник Борис Палей не исключает возможность поработать на Норильск. Но у него есть условие: это должно быть “что-то концептуальное”. А создать мощное поле, способное сформировать среду, бывшему норильчанину труда не составит.
Валерий Костаринов готовит персональную выставку к “Музейной ночи”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск