Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Гонка с губернатором
Специальный репортаж
30 мая 2008 года, 15:01
Фото: Сергей МОГЛОВЕЦ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ, Дудинка – Хатанга – Игарка – Красноярск – Норильск
Чтобы догнать губернатора, нужно быть на шаг впереди него. Автобус с журналистами выехал из Норильска на полтора часа раньше Хлопонина. Но едва мы успели приехать в Дудинку, расчехлить камеры и выкурить по сигарете, к зданию Таймырской Думы уже подъезжала губернаторская кавалькада…
Бойцы невидимого фронта
Кто всегда идет впереди? Вы думаете президенты, губернаторы или мэры? Впереди идут журналисты. Просто на экранах телевизоров и страницах газет вы не видите их лиц. Они идут с блокнотами, диктофонами, фото- и телекамерами. Чаще всего затылком вперед, находя дорогу «спинным мозгом» – шестым, наработанным годами журналистской практики чувством. И только благодаря им вы видите лица, а не спины тех, кому это и положено по статусу. Журналисты трех красноярских телекомпаний – «7 канал», «Енисей-регион», ГТРК-Красноярск – и корреспондент «Заполярного вестника» сопровождали губернатора в поездке по Таймыру. Сопровождали? Или бежали чуть-чуть впереди?
 
Малой авиации – большой путь
Александр Хлопонин приехал в Норильск с представительной делегацией. Первый заместитель Александр Новак, заместители Эдхам Акбулатов и Сергей Пономаренко, федеральный инспектор по Красноярскому краю Николай Худых. И сразу три генерала – начальник ГУВД Александр Горовой, начальник краевой Федеральной службы безопасности Сергей Субботин и прокурор края Юрий Баранов. Не перечисляю чиновников меньшего ранга и журналистов. Часть свиты путешествовала по Красноярскому краю на губернаторском реактивном самолете Falcon, другая часть, включая работников пера и микрофона, на видавшей виды «Аннушке» – винтовом самолете Ан-24. По плану рабочего визита губернатор должен был побывать кроме Норильска в Дудинке, на Диксоне, в Хатанге и поселке Сындасско. В каждом из населенных пунктов было запланировано провести совещания по социально-экономическому развитию города, района, поселка. Один из ключевых вопросов поездки – создание краевой государственной транспортной инфраструктуры на базе государственного предприятия «КрасАвиа», уже объединяющего 12 убыточных провинциальных аэропортов. Причем ремонт и обслуживание взлетно-посадочных полос должны отойти федеральной власти, все другое – авиатехническое оснащение аэропортов и авиапарк – будет финансироваться из краевого бюджета. В перспективе это позволит реанимировать умирающие аэропорты, дотировать полеты на убыточных направлениях, возродить малую авиацию, сделать полеты в те населенные пункты, куда «только самолетом можно долететь», доступными для местных жителей.  
 
Свиту лихорадит
«Икарус» с прессой движется медленнее, чем кортеж из внедорожников и представительских минивэнов. Губернаторский реактивный Falcon легко развивает 900 км/час, у пропеллерного Ан-24 крейсерская скорость – 450 км/час. Вот поэтому и спешат журналисты и, “сделав картинку” с губернатором, сломя голову мчатся туда, где у главы края назначена следующая встреча. Особенно надо спешить, если путь лежит через весь Таймыр.
Хлопонин чувствует себя в этом режиме гонок как рыба в воде. Живее всех живых, несмотря на то что в Норильске у него был не простой график. Но если каждый рабочий день губернатора проходит в таком темпе, как вчера и сегодня, найдется мало охотников завидовать его положению. Хлопонин же свеж и деловит. Поздоровавшись с руководителями района, он поднимается в кабинет главы Таймыра Сергея Батурина. Актив района – руководители крупных предприятий, депутаты, работники администрации – уже ожидает губернатора в конференц-зале. Журналисты укрепили телекамеры на штативах. На протокольную съемку отведено пять минут, а потом надо спешить в Алыкель.
В кабинете Батурина губернатор задерживается. Десять, пятнадцать минут, полчаса… Чем крупнее начальник, тем больше лихорадит свиту любое отклонение от протокола. Ну, сидят бывший губернатор Таймыра и нынешний глава района Таймыр, пьют чай с дороги. Им наверняка есть о чем поговорить, и видимо, о важном. А в команде сопровождения – переполох: пошли звонки согласования, вносятся изменения в четко построенный график маршрута. Вылет на Диксон переносится пока на один час.
 
Погода главнее губернатора
А потом взбунтовалась таймырская погода. На маршруте следования ЧП: на Диксоне поднялся боковой ветер – 12 метров в секунду, а коэффициент сцепления взлетно-посадочной полосы упал до 0,4. Садиться при таких параметрах – очень серьезный риск. Остается ждать у Енисея погоды? Уйдет время. Принимается решение лететь в Хатангу – там погода пока благоприятствует, а до Диксона добираться, когда погода разрешит. Журналисты, сделав съемку входящего в конференц-зал Хлопонина, собирают аппаратуру и бегут в автобус. Пресс-релиз с итогами совещания догонит уже в пути. А губернатор – тот может и перегнать.
Тряская заснеженная дорога. Алыкель. «Аннушка». Двухчасовой полет в Хатангу. Обедом в воздухе накормили вкусным. И главное, вовремя – перекусить у журналистов времени не было с утра. Погода в Хатанге такая же, как в Норильске. Мелкий снег, лужи чередуются со снегом и льдом. Едва успели сойти с трапа на бетонную «взлетку» аэродрома, как на посадку пошел Falcon Хлопонина. Выехав из Дудинки после совещания, двумя часами позже нас, губернатор сократил преимущество во времени до десяти минут. Журналисты опять едва успели расставить камеры. Хлопонин как всегда бодр и принимает решение немедленно проводить совещание в поселковом совете. А у журналистов была надежда, что успеют разместить вещи в гостинице и немного отдохнуть после утомительных переездов и перелетов.
 
ЗДОП Хатанги
В Хатанге Хлопонина у трапа встречает глава сельского поселения Татьяна Кривошеева. Приезда губернатора тут ждали с надеждой на конструктивный разговор. Слава Хатанги далеко позади. Давно уже не летают через Хатангский аэродром самолеты на Северный полюс. Взлетная полоса, способная принимать самолеты всех типов – хоть “Руслан”, хоть “Боинг-747”, – нуждается в ремонте (кстати, была построена как аэродром «подскока» для стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160: бомбить Америку). Деревянное здание аэропорта рушится. Зал прилета  для пассажиров – тесный закуток. Полы ходят под ногами, как трамплин для прыжков в воду. В советские времена в аэропорту работало более тысячи человек, сейчас – 147. Даже гостиница в Хатанге – это не гостиница, а ЗДОП (здание длительного ожидания пассажиров), принадлежащее аэропорту.
Есть у жителей Хатанги и еще несколько глобальных, хотя и местных проблем. Угольная шахта “Котуй” исчерпала свои запасы и находится на грани закрытия. А это рабочие места и источник энергии для жителей поселения. Рядом со старым открыто еще одно месторождение угля. Примет ли губернатор решение о строительстве шахты “Котуй-Новая”?
Дееспособное МУП «Полярная геологоразведочная экспедиция» не обеспечена работой. Есть большие проблемы с северным завозом. И самый сложный вопрос – возрождение сельского хозяйства.
 
Продолжение читайте в понедельник, 2 июня
Ждать или обгонять?
После самолета – встреча с местными жителями и обсуждение их проблем
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск