Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Головоломка
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
14 октября 2010 года, 14:07
Текст: Юлия КОХ
Есть множество вещей, при помощи которых  можно вынести человеку мозг. Среди них:  крупнокалиберное огнестрельное оружие (очевидно),  огромная падающая сосулька (маловероятно)  и некоторые литературные произведения (изощренно).
На моем жизненном пути встретилось несколько книг, способных оказывать такое разрушительное воздействие. Недавно их число пополнил роман “Глиф”, созданный бывшим ковбоем и учителем начальных классов, а ныне преподавателем писательского мастерства и теоретической критики Персивалем Эвереттом. Автор по каким-то, одному ему ведомым причинам решил совместить под одной обложкой приключенческий роман и лингвистический трактат. Результатом его усилий стало сложное для чтения, забавное и обескураживающее произведение.
 
От Платона  до Ницше
Герой этой истории – вундеркинд по имени Ральф Таунсенд. Несмотря на то что гениальный младенец упорно отказывается говорить (сам процесс внушает ему непреодолимое отвращение), он с легкостью осваивает чтение и письмо. Родители побаиваются чудовищного интеллекта Ральфа, но регулярно снабжают свое чадо трудами самых разных мыслителей, от Платона до Ницше. Развеивая скуку такого рода легким чтением, мальчик благоденствует до четырех лет. Но когда информация о выдающихся способностях малыша распространяется, некоторые взрослые решают использовать его в своих интересах. Неуравновешенные психиатры похищают беднягу для тайных исследований, а правительственные агенты пытаются сделать шпионом. Беспомощный гений попадает на попечение к самым разным людям, философствует, наблюдает и мечтает вновь оказаться рядом с любимой матерью.
 
Литературная вивисекция на любителя
Крупицы этого странного сюжета автор небрежно рассеял по необъятным полям рассуждений о природе языка, семантике и логике. Текст “Глифа” имеет любопытную, хотя и малопонятную структуру. Роман состоит из восьми крупных разделов. Каждый из них разбит на небольшие главы, имеющие собственные названия и отличающиеся формой подачи текста. Например, некоторые части этой книги представляют собой весьма подробные стихотворные описания анатомического строения человеческого тела. Лично мне почему-то было противно читать о подъязычной кости, твердой оболочке мозга и прочих малоизвестных составляющих собственного организма. Вскрытие, пусть даже литературное, – это развлечение на любителя. Зато короткие воображаемые диалоги между великими личностями прошлого и настоящего, которые также являются одной из составляющих книги, неизменно радовали. Автор представил, о чем могли бы поговорить, к примеру, Аристофан и Эллисон (думаю, имеется в виду исполнитель блюза Лютер Эллисон, хотя этот вопрос требует дополнительных изысканий). Если верить Персивалю Эверетту, эти беседы проходили бы весьма сумбурно. Иногда великие ведут конструктивные диалоги, зачастую не слушают друг друга, а порой и вовсе обвиняют собеседника в сумасшествии.
 
Ночной кошмар гуманитария
Автор не обходит своим вниманием такой прогрессивный метод анализа текста, как пост- структурализм. Мне пришлось вооружиться терпением и хорошенько перерыть Интернет, чтобы понять, что же представляет собой это направление литературоведения. Если разобраться в нагромождении логических конструкций, за которым предусмотрительные ученые прячут свои мысли от непосвященных, получается вот что. Критик-постструктуралист, читая текст, не пытается понять, что хотел сказать автор. Он анализирует осколки смысла, потихоньку проскочившие в текст помимо писательской воли, прямиком из бессознательного. Этот деятель ищет взаимосвязи, ускользнувшие не только от наивного читателя, но и от самого создателя текста (на мой взгляд, такое поведение нельзя назвать дружелюбным).
Автор “Глифа” сделал все, чтобы подготовиться к такому глубокому анализу. В качестве “упреждающего удара” он сделал постструктуралистов персонажами своей книги. Кумир Дугласа, отца Ральфа, – Ролан Барт (французский философ-постструктуралист, семиотик и литературовед, реальная историческая личность). Он гостит у семейства Таунсенд и ежеминутно проявляет фантастический эгоцентризм в сочетании с полным отсутствием здравого смысла. Как главный комический персонаж, Барт подвергается постоянным изощренным издевательствам со стороны Персиваля Эверетта. Апогеем этой экзекуции становится воображаемый диалог Ролана Барта и Бога, который заставит не раз хихикнуть любого читателя, даже столь мало посвященного в вопросы современной философии, как и я.
Несмотря на множество забавных моментов и небанальный сюжет, эта странная книга заставляет читательский мозг скрипеть как несмазанная телега. Из-за обилия сносок, силлогизмов и сложных для понимания лингвистических формул (именно формул, некоторые страницы напоминают ночной кошмар гуманитария) мысль спотыкается на каждом шагу. Привычный процесс чтения прерывается периодами мучительных раздумий. Даже попытки связать названия глав с их содержанием лишь изредка оказываются успешными. Чтобы в полной мере оценить талант и остроумие автора “Глифа”, нужно обладать обширными познаниями в самых разных областях, от психоанализа до семиотики (науки о знаках). Автор сконструировал увлекательную головоломку, разгадав которую читатель сможет наконец добраться до единственно правильной трактовки этого странного произведения. С прискорбием признаюсь, что мне данная задача оказалась пока не под силу. Быть может, успеха добьетесь вы?
0

Читайте также в этом номере:

С заботой об экологии (Ален Бурнашев)
По горячим следам металла (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск