Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Галина Прокопьевна, к доске!
НАЦПРОЕКТЫ
2 октября 2008 года, 15:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Как вы думаете, существует ли связь между героем русских народных сказок Сивкой-Буркой и начальным курсом физики? Нетрудно догадаться, что подразумевается утвердительный ответ. Но в чем эта связь? «Заржал Сивка-Бурка, прыгнул и только на два бревна не достал до царевнина окна». Анализируйте…
У Галины Житовой даже пятиклассники анализируют, причем глубоко вникают в суть вопроса. Сообразно возрасту, конечно. Если пишут рефераты, например, о полярном сиянии, обязательно ищут примеры в энциклопедиях, рассказах, кинофильмах. Потому как теория без практики мертва. А без физики мертв интеллект. То есть, его вообще нет.
 
Физика превыше всего
Галина Прокопьевна утверждает: «Физика – единственный предмет, который развивает интеллект». Потом соглашается дать поблажку другим наукам, но физику оставляет во главе угла.
В общеобразовательной школе №29 ее начинают изучать в пятом классе, как в физматлицее. Это называется пропедевтический курс. Проще говоря, у мальчиков и девочек стимулируют мыслительную деятельность, воспитывают наблюдательность и любознательность. К восьмому классу ребята начнут «купаться» в физике и любить ее так же, как учитель Житова.  
К слову, если вы не справились с задачей про Сивку-Бурку, сходите на урок физики в школу №29. Галина Прокопьевна очень доходчиво объяснит вам, как и самым маленьким своим ученикам, что прыжок – это физическое явление. И о переходе из одного состояния в другое расскажет. И убедит вас в том, что в физике только формулы надо заучивать, а все остальное следует воспринимать… как художественную литературу, которая учит мыслить. А в физике это первейшее условие – мыслить.
Но у меня, кажется, получается лекция, которая грозит перерасти в занудство. У Галины Житовой на уроке ничего подобного не происходит. Во всяком случае, в десятом «А», куда мы с коллегой пришли посмотреть на «автоматизированное рабочее место для учителя-победителя приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году», было совсем не скучно. Скорее, наоборот. Галина Прокопьевна не возражает даже против релаксации, в какой-то момент сама кликает нужное окно на интерактивной доске, и в классе звучит приятная музыка. «Вы на берегу моря…», – говорит учитель. Представить себе такое блаженство нетрудно, однако задерживаться в мире грез некогда. Класс продолжает искать координату. Полина Мищенко у доски (обычной зеленой классной доски), а ее товарищи – в тетрадях. Когда задача решена, Полина вместе с учителем перемещается к доске интерактивной и начинает проводить координатную ось.
Желающих повторить операцию достаточно, поэтому Галина Прокопьевна решила повторить пройденный материал по теме «Сообщающиеся сосуды». Одно нажатие нужного окна – и на светящемся экране возникает замысловатая конфигурация, знакомая со школьных лет. На память приходит что-то про общее основание (у сосудов), а старшеклассники рассказывают, что в сообщающихся сосудах вне зависимости от их формы жидкость находится на одном уровне.
И все же гости в классе – отвлекающий маневр. Галине Прокопьевне, наверное, жалко украденных от физики минут. Начинали урок с задачи про ускорение, а теперь ускоренно приходится давать урок гостеприимства. Житова, кажется, делает это с удовольствием: в лаборатории есть что показать, но в класс Галина Прокопьевна все же поглядывает: ребята решают задачи, и ей хочется знать, как справляются. Похоже, придется проверить на следующем уроке.
 
Собственно роза
Никогда не видела учителя, который был счастлив оттого, что в школе есть реостат. Собственный, а не один на три учебных заведения, как несколько лет назад. Чтобы радовался секундомеру, который умеет служить датчиком давления и температуры воды. А Галина Прокопьевна счастлива и радуется. Вместе с директором школы Мадиной Гавриловной Караевой. Потому что у них есть лаборатория по механике, по оптике, мобильный кабинет «Большая школа» и многое другое, заработанное в честном соперничестве педагогов-новаторов с их коллегами, участвующими в конкурсах нацпроекта «Образование».
…Последовательное соединение электрической цепи собираем вместе. Когда лампочка загорается, к удовольствию трех взрослых дам, Мадина Гавриловна выдыхает: «Теперь бы каждую парту запитать к электричеству». Уроки физики стали бы еще более занимательными. Но спецпарты у директора в плане на следующий год.
О планах Караева говорит много и вдохновенно, школу показывает с гордостью, и когда ты уже физически не способен запомнить все это громадье, мудрые педагоги открывают заветный шкафчик с надписью «Выращивание кристаллов». За дверцами – цветы, колокольчики, жители морских глубин… Наши аплодисменты! А также грамоты и дипломы всероссийского конкурса «Фестиваль педагогических идей».
Какое это имеет отношение к физике? Самое прямое. Дети, когда проходят агрегатное состояние вещества, тем и занимаются, что готовят горячий соляной раствор, опускают в него розу, например, и через четыре дня получают это кристаллическое великолепие. Может, и правда, физика превыше всего?
Наглядное пособие для журналистов
0

Читайте также в этом номере:

Служить России! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ (Анна ЦУРКАН)
Норильчане в облаках (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск