Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Доктора в переплетах
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
6 июня 2013 года, 19:02
Текст: Елена КОВАЛЕНКО
Доброе слово лечит. Эта истина была известна людям еще тысячелетия назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: “Лекарство для души”.
Лечение с помощью книг применялось и в первых библиотеках Греции. Например, Пифагор использовал стихи и музыку для исцеления больных. Аристотель рассматривал поэзию как средство от страданий и страха. Как это работает? Эффективен ли этот метод? На эти вопросы постаралась ответить кандидат психологических наук, член арт-терапевтической ассоциации Ольга Каяшева в своей книге “Библиотерапия и сказкотерапия”.  
Не только классика
Библиотерапия не имеет разработанной теоретической базы и часто применяется в русле других психотерапевтических направлений. Но есть отдельные специалисты, которые эффективно используют метод “лечения книгой” в своей практике. Так, в Санкт-Петербурге есть даже Институт сказкотерапии, и главный лекарь-сказочник в нем доктор психологии Татьяна Зинкевич. Она уже не единожды доказала, что можно исцелить человека с помощью специально подобранной литературы, учитывая его возраст, пол, уровень образования и общей культуры.
Основные задачи библиотерапии – дать читателю информацию о проблеме, помочь проникнуть в ее суть, показать, как эту проблему можно решить. Если говорить о художественной литературе, то главная роль в библиотерапии принадлежит проверенной годами классике. “Лечат” Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов. В юмористическом жанре – Марк Твен и Ярослав Гашек. В научно-фантастическом – Рей Бредбери, Айзек Азимов, Эрик Рассел, братья Стругацкие, Роберт Шекли. В детективном – Дэшил Хаммет, Жорж Сименон. В публицистике особое место занимает Чингиз Айтматов.
Человек получает удовольствие при прочтении подходящей литературы. Помимо этого, чтение дарит чувство уверенности в себе. Даже прочитанная сказка может стать началом терапии, помогающей излечить страхи и тревоги. Например, на семинаре, где обсуждается “Сказка о царевне Несмеяне”, перед группой ставятся вопросы: отчего Несмеяна была такой и как ей помочь? В итоге каждый из участников может выявить и для себя основные пути преодоления проблемных ситуаций, а также понять, как справиться с негативными эмоциями.
Для подростков – хокку
Сказка, миф или басня хороши для работы с детьми. Ребенок не всегда может выстроить цепочку причинно-следственных связей. Так, прочитав детям 6–9 лет басню Крылова “Стрекоза и муравей”, педагоги выяснили, что 75% слушателей проявляют сочувствие по отношению к стрекозе, а муравей у них вызывает антипатию. Но следует отдать должное возрасту детей, у которых эмоции доминируют при оценке событий. Зачастую ребенку самому предлагают написать сказку на любую тему, чтобы выявить основные проблемные зоны. Вот сказка, написанная десятилетним Сашей:
“Жил один король. Он очень сильный и умный. Он нашел необитаемый остров и построил на нем огромный дворец. Король победил всех злых врагов и никого не пускал к себе на остров. Король бы взял жить на остров маму и бабушку, а больше никого не надо, особенно детей, они такие противные”. Таким образом, психолог составил портрет мальчика: он очень одинок, отношения со сверстниками не сложились, эмоциональная связь есть только с мамой и бабушкой (отец не поддерживает отношения с ребенком).
Сегодня в библиотерапии активно используется и японская поэзия. Под ее влиянием в американской поэзии возник синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал. Японскую поэзию в библиотерапии применяют с подросткового возраста. Кроме того, ее можно использовать в психодиагностических целях, так как принцип “здесь и сейчас”, свойственный японскому стихотворению, как нельзя лучше отображает текущее состояние человека.
Лечение книгой позволяет обращаться не только к сознательному, но также и к бессознательному уровню психики человека. Правильное восприятие произведения приводит читателя к единому шаблону поведения, который заложен в “мировом порядке”. В реальной жизни мы можем быть слабы, уязвимы, но наши герои живут вечно, они сильны и могут преодолеть любые препятствия.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск