Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Далеко от «Москвы»
Ситуация
18 февраля 2010 года, 14:55
Текст: Иван ЗОТОВ
Новость о намерении «Норильского никеля» реорганизовать футбольный клуб «Москва», как и ожидалось, получила резонанс. Предсказуемой была и полярность высказанных мнений. Если околофутбольные круги известие о прекращении финансирования “Москвы” восприняли безрадостно, то люди, под землей и у горячих печей добывающие для “Норникеля” те самые миллионы, свою точку зрения высказывают предельно четко. Если у компании есть лишние деньги на поддержку спортивных проектов, то логичнее и справедливее вкладывать их в том же Норильске. И с этим трудно не согласиться.
Предыстория вопроса
Все, напомним, началось с того, что в начале февраля «Норильский никель» принял решение о снятии с чемпионата российской футбольной премьер-лиги принадлежащего ему клуба «Москва» и реорганизации оного. Как пояснил гендиректор управляющей компании «Спортивные проекты», курирующей спортивные активы ГМК, Леонид Исакович, этот шаг продиктован нежеланием вкладывать средства в «непонятный проект» в условиях кризиса.
История самого футбольного клуба “Москва”  ведет отсчет с 1997 года. Правда, до момента покупки “Норильским никелем” в 2002-м клуб назывался “Торпедо-ЗИЛ”. В январе 2003 года он был переименован в «Торпедо-Металлург», а в мае 2004-го – в футбольный клуб «Москва». Клуб был приобретен по личной инициативе бывшего генерального директора компании Михаила Прохорова. За тогда еще не “Москву”  было заплачено 530 миллионов рублей из бюджета «Норникеля». Причем в стоимость покупки вошла и команда, и стадион, где она тренировалась, а также права на землю, на которой стадион построен, – ни много ни мало 15 гектаров.
Как выяснилось позже, самой “бесценной” в этой суперпокупке была команда, а знаменитый стадион (бывший “Торпедо”, ныне имени Эдуарда Стрельцова), да и столичная земля под ним, – так, сущая ерунда. И цена ему в красный день – 114 миллионов рублей, за которые “товар” и отошел структурам группы “Онэксим”. Соответственно, остальные 416 миллионов пришлись на саму команду, приобретать которую эти структуры не стали.
 
Много непонятного
Дальше – больше. Ситуация в итоге сложилась настолько странная, что рано или поздно следовало ожидать какой-то адекватной реакции от владельцев клуба. И вряд ли известие о реорганизации “Москвы” прозвучало как гром средь ясного неба для тех, кто был в теме. Надо полагать, что люди, считающие себя специалистами в данной области, обладали достаточной информацией и были способны прогнозировать развитие событий.
Так в чем же странность? Возможность тренироваться на стадионе, который ушел на сторону за относительно “смешные” деньги, “Норникелю” стала обходиться в два миллиона долларов в год. Это плюсом к тем 20 миллионам, которые ежегодно необходимо было вливать в клуб. Существенная подробность: сумма в 20 млн сложилась после того, как в “Норникель” пришло новое руководство и изрядно, в разы, “футбольный” бюджет сократило. До “секвестирования” зарплата одного только полузащитника “Москвы”, по информации издания «Газета.ру», составляла 2 миллиона евро в год.
Очевидно, что для бизнеса, имеющего свои приоритеты, подобная арифметика порождает массу вопросов. Первый: какой в этом смысл? Экономический кризис заставил поторопиться с поиском ответа.
Смысл, с точки зрения горно-металлургической компании, чьи основные производства и трудовые ресурсы находятся в Заполярье, практически не обнаруживался.
– Создалась нелепая ситуация: клуб под названием «Москва», играющий в Москве, находится на балансе предприятия, платящего налоги в Красноярском крае, –  заявил Леонид Исакович. – Были мысли переименовать и перевезти команду в Красноярск. Но тут множество проблем и со стадионом, и с игроками, которые вряд ли согласились бы поменять прописку, и с нежеланием красноярских властей брать на себя дополнительную финансовую нагрузку.
Кстати, дополнительную финансовую нагрузку не захотели брать и власти Москвы, отказавшись субсидировать клуб с московской же пропиской. И это при том, что соавторами идеи по созданию ФК “Москва” в начале 2000-х, по слухам, были как раз столичные власти. Умыли руки, что называется.
 
Разворот
Мы далеки от того, чтобы оценивать игру “москвичей”. Пусть это делают спортивные профессионалы и специализированные издания. Однако, со всем уважением, хотелось бы заметить: ни блестящей игры,  ни какого-либо стремления вовлечь в футбольный мир юное поколение Норильска “Москва” нам не демонстрировала. В отличие от того же мини-футбольного клуба “Норильский никель”, известного каждому норильчанину и, между прочим, также испытавшему на себе некоторые антикризисные меры.
Впрочем, потерянные возможности не исключают обретения новых. Норильчане этих новых возможностей ждут уже лет шесть как минимум. Вскоре после приобретения “Москвы” дух спортивного авантюризма перекинулся и на Норильск – тогдашние руководители “Норильского никеля” громогласно объявили о “стройках века”. Развороченный стадион “Заполярник” и монстрообразная “Арена-Норильск” остались нам напоминанием о прожектах. И, откровенно говоря, проезжая сегодня мимо площади Металлургов, несколько сложно проникнуться глубоким состраданием к реорганизуемой “Москве”.
Более того. Северяне видят в сложившейся ситуации признаки, скажем так, оздоровления ситуации. Если средства, уходившие в бездонную столичную прорву, начнут возвращаться на территорию, где они собственно зарабатываются, это будет справедливо. Основания для таких рассуждений имеются. “Норильский никель” взял на себя обязательство в прогнозируемые сроки достроить “Заполярник” и “Арену”. Вероятно, за счет тех самых миллионов долларов, которые прежде тратились на столичный футбольный клуб.  
– Высвобождающиеся после реорганизации футбольного клуба средства руководство «Норильского никеля» планирует использовать в том числе для реализации социально значимых спортивных проектов в Красноярском крае, в Норильском промышленном районе, а также Мурманской области, – заявили представители компании.
 
Норильску нужен спорт
– Спорт всегда играл важную роль для Норильска, – говорит Наталья Рогова, в недавнем прошлом профессиональная спортсменка. – Его развитие и поддержка – это долгосрочный, но эффективный проект.
Сегодня спорт, полагает Наталья, самый лучший способ воспитания и, главное, отвлечения детей от употребления наркотиков, алкоголя и даже интернет-зависимости, новой нашей проблемы.
– Посмотрите на нынешних призывников. Если не решать эти проблемы, мы упустим молодое поколение. Наибольший эффект здесь дает массовый спорт. И начинать заниматься им нужно с детских садов, строить и содержать спортивные мини-площадки, мини-бассейны. Это особенно актуально для Норильска. И у нас можно воспитать чемпионов. Они есть, занимают призовые места на соревнованиях европейского и мирового уровня. Но чемпионов может и должно быть больше, – убеждена Наталья.
И кто упрекнет нас в том, что своя рубашка ближе к телу? Чемпионы вырастают из малого, и часто – не в столицах.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск