Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Будет ли апокалипсис в 2012 году?
Одна баба сказала…
27 мая 2011 года, 15:22
Фото: Николай ЩИПКО
В последнее время на страницах некоторых изданий появляются сообщения об очередном конце света, намеченном на 2012 год. А Америка уже пережила конец 21 мая. Поскольку “апокалипсис” – понятие в первую очередь библейское, на вопросы по теме “Заполярный вестник” попросил ответить священника храма Всех Скорбящих Радость, кандидата богословия иеромонаха Сергия (ЛОГАША).
– Отец Сергий, вот я открываю Закон Божий –  главку о предсказании Христом кончины мира и его втором пришествии. Читаю про голод, мор, землетрясения, частые войны… Умножится беззаконие, ослабеет вера, появится много лжепророков и учителей… Похоже на наше время. Конец света?
– Вы правы уже в том, что православный верующий человек включает в свое исповедание не просто Христа как искупителя грехов рода человеческого, но и как господина истории. Следовательно, когда мы называем его господином истории, то предполагаем тем самым, что он, будучи альфой и омегой, является не просто творцом мироздания, но и его завершением. Я бы посоветовал вам открыть 24-ю главу Евангелия от Матфея, где Христос говорит о последних временах. Но, если мы рассуждаем об эсхатологических вещах, важно помнить и другое.
– А именно?
– Мы, православные, с одной стороны, действительно “чаем воскресения мертвых и жизни будущего века”. Но являясь ожидателями конца мира, находим в истории ряд моментов, когда люди, в том числе наши с вами соотечественники, в прошлом уже пытались сами поставить точку на бытии. Бывало, что конкретные исторические персонажи назывались антихристами, а календарь и пасхалия не рассчитывались после какой-нибудь определяемой даты. Бывало и такое. Но как правило, эти апокалиптические настроения культивировались у определенной, маргинальной части народа. То же самое время от времени появляется и сейчас, а периодические издания, гоняясь за сенсациями, начинают спекулировать на данной тематике. Откуда и кем выуживаются конкретные даты? На каком основании? Начинаешь задаваться этими вопросами – и выясняется, что 99,9% из них тиражируются “агентством ОБС”.
– ?
– О, это весьма влиятельное и информированное агентство – “Одна баба сказала”.
– Значит, конец света – не более чем досужие домыслы?
– Давайте наберемся терпения, недолго осталось. Я думаю, что после 2012 года многим нашим соотечественникам будет стыдно вспоминать о том, с какой серьезностью они относились к этой “последней” дате. И в религиозном плане совестно, и, смею надеяться, в человеческом.
 
овый потоп отменяется
– А вот из Интернета я выдернула фразу: “Толкование Апокалипсиса у пророков дает возможность рассчитать точную дату грядущей катастрофы – апрель 2012 года”. Кто эти пророки? Что за расчеты?

– Это лжепророки, о которых говорит Христос. Множество людей с приставкой “лже-” и пытаются делать себе имя и деньги, невзирая на церковное, святоотеческое и богословское осмысление Апокалипсиса.
– Но среди них были люди, называющие себя математиками, метеорологами, богословами. И они точно обозначали год конца света: 1000-й, 1034-й, 1492-й, 1666-й, 1967-й, 1980-й и так далее, а часто даже число.
– О конце человеческой истории сам Христос выразился определенно и его слова не нуждаются в толковании: “О времени том и часе том никто не знает, но только Отец Мой Небесный”. Даже ангелы не знают, о людях я уже молчу. Известно это только Господу Богу. Зачем нам забывать о конкретных словах самого Господа и доверять той или иной медической персоне? Это несерьезно, по-моему.
– Обратимся к библейской теме Всемирного потопа. Пусть это не угроза конца света, но угроза исчезновения человечества. Мы слышим о подобных катаклизмах все чаще: цунами, наводнения, землетрясения в Японии. Началось?
– Если мы откроем первую библейскую книгу “Бытие”, где описывается конец допотопного человечества, уничтоженного стихией воды, то прочитаем следующее: “Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею” (Бытие, 9 гл.). То есть Господь уже не будет наказывать человечество посредством водной стихии. Следующее наказание, которое мы ожидаем, – огненная стихия. Приурочиваем ее опять-таки к концу человеческой истории. До этого род людской в моральном и религиозном отношении деградирует настолько и падет так низко, что только слепой не увидит, что нам как роду и истории как бытийному явлению пришел конец.
 
Кризису сто лет
– Пока, значит, мы не совсем деградировали?

– История имеет определенный вектор, она движется вместе с поколениями людей к своему завершению. Следовательно, не зная определенной даты, мы можем сказать, что каждое столетие, десятилетие и даже час приближают нас к эпилогу. А вот когда конкретно это произойдет – в этом столетии или в следующем, в этом тысячелетии или в следующем, – вам на этот вопрос подлинный церковный человек напомнит вышеприведенные слова Христа.
– Огненная стихия – прообраз ядерной войны?
– Может быть. Затрудняюсь сказать, но не исключаю такого финала.
– Лет двадцать назад сектанты из “Белого братства” в ожидании конца света собирались совершить самосожжение. Не так давно по телевизору мы слушали историю пензенских затворников, поджидавших конца где-то под землей. Почему сейчас так много людей, поддающихся зомбированию?
– Подобных сумасшедших акций было всегда немало, поверьте. Вспомним нашу историю времен патриарха Никона…
– Сжигающие себя старообрядцы?
– Да, но не только.
– Это действительно сумасшедшие?
– Может быть, в медицинском аспекте они и не являются сумасшедшими, но в религиозном отношении ничего здорового у этих людей не остается. С религиозной точки зрения эти люди совершенно неадекватные. Ориентироваться на них здравомыслящему человеку просто преступно. Скорее, это пример того, как не стоит поступать. А ориентировкой, компасом в религиозном отношении в этом мире является церковь. А мы почему-то, вместо того чтобы слушать ее голос, слушаем голос газет-однодневок, желтой прессы, листовок сектантского порядка. Мне эти вещи непонятны.
– Все же удивительно, как они умудряются так ловко околпачивать людей.
– Способы и техника управления массами известна, а если все это используется, значит кому-то это нужно.
 
Конец одного – начало другого
– 1989 год: перестройка, гиперинфляция, снижение уровня жизни, россияне начинают вымирать. Тенденция сохраняется. Это не начало конца России?

– Россия на протяжении всего двадцатого века переживает кризис, из которого мы еще не вышли. Любое государство, которое входит в эпоху перемен, вступает в период кризиса – политического, экономического, нравственного. Это и случилось с нашей Родиной примерно сто лет назад. Если вспомнить пассионарную теорию этногенеза Льва Николаевича Гумилева, то можно предположить, что мы как этнос находимся в летне-осеннем периоде своего бытия. Но эта тема для отдельного разговора.
– Однако нам твердят, что мы живем все лучше и лучше.
– Давайте посмотрим на факты. Если сравнивать 90-е годы и наше десятилетие, то, согласитесь, сейчас ситуация в стране намного стабильнее. Вспомните массовую атаку сект, прибывавших к нам из-за океана, которые насчитывали не десятки, а сотни наименований. Они проникали во все сферы, в  которые только можно. Для примера, вспомните официальный прием Сёко Асахары, основателя Аум Синрикё – японской неорелигиозной организации, проведшей зариновую атаку в токийском метро, – у президента Советского Союза Михаила Горбачева. И подобных примеров можно привести немало. Сравнивать то десятилетие и сегодняшние годы – некорректно. Там было стремительное падение государства в пропасть. Слава Богу, что этот процесс остановлен.
– Сейчас мы притормозили у края пропасти?
– Притормозить мы действительно притормозили, это очевидно. Теперь нам необходимо нарабатывать в спокойном режиме стратегию комплексного, целеполагающего развития государства. На это и направлена работа и государственных, и церковных структур. По мере своих скромных сил что можем, пытаемся делать.
– Какие, по вашему мнению, перспективы у России? Мы должны подняться – и что для этого надо?
– По моему глубокому убеждению, Господь дает России шанс, и этот шанс страна не имеет исторического права упустить. Если Россия в перипетиях XX века все равно, несмотря на богоборческое иго, осталась страной, народ остался народом, православная вера не исчезла, значит Бог ждет от нас раскрытия и развития того потенциала, который в нас заложен.
– Поводов для оптимизма больше, чем для пессимизма, никакого конца?
– Когда мы говорим “конец света”, “конец истории”, не надо забывать, что этот конец для всех нас относительный. На нем не заканчивается бытие человека. Это не означает, что после не будет ничего. И человек останется человеком, и мир будет существовать, только видоизменится. Каким он станет, сказать сложно, но это не будет мертвый хаос холодного космоса. Это будет новый этап развития жизни. Поэтому, когда мы употребляем словосочетания “конец истории”, “конец света”, мы должны оговаривать, что слово “конец” применено с перспективой на начало. Конец одного является одновременно началом другого.
 

Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск