Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
БОРОДИНское сражение на медном заводе
Династия
17 ноября 2009 года, 15:36
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Инна ШИМОЛИНА
Братья Игорь и Виталий БОРОДИНЫ закончили одну школу и один вуз, получили одинаковые специальности и пришли работать на одно предприятие – медный завод. Здесь слесарем-ремонтником в  сушильном цехе работал и их отец, Николай Александрович Бородин.
Норильская история семьи Бородиных началась в 1976 году, когда сюда на постоянное место жительства переехал Николай Александрович. Через два года к нему присоединилась жена Анна Иосифовна с двумя сыновьями – одиннадцатилетним Игорем и четырехлетним Виталием. Бородины поменяли квартиру в Дрогобыче (Западная Украина) на Норильск и поселились в доме на Нансена, 90.
– Мы приехали в Норильск летом, – рассказывает Игорь. – До города добирались на электричке, ехали долго, более двух часов, по дороге останавливались, чтобы пропустить стадо оленей. Пассажиры все это время играли в карты или домино. Тогда нам казалось, что Алыкель и Норильск находятся очень далеко друг от друга. А теперь мы садимся в такси и доезжаем до аэропорта всего за сорок минут.
 
За братом как за каменной стеной
Николай Александрович устроился работать на медный завод слесарем-ремонтником в сушильный цех. Анна Иосифовна, имевшая специальность инженера легкой промышленности, пошла в комбинат бытовых услуг – поднимала ателье «Силуэт» и «Норильчанку». Их сыновья знакомились с папиной работой играя: бегали с друзьями на градирни, которые сейчас находятся на реконструкции, лазали по ним и купались даже в апреле. Рабочие, делая обходы, периодически гоняли пацанов, но разве их отвадишь от этого интересного места! Игорь с детства любил покопаться в железках, покрутить гайки. Ему было интересно, получится у него запустить механизм или нет. Велосипеды, которые в Норильске тогда было сложно купить, ему собирать удавалось. Конечно, не без помощи папы, который мог сварить у себя на работе необходимые детали.
– Мы с братом оба технари, – признается Игорь. – Поэтому выбор технического вуза был обусловлен именно этим. А почему выбрали металлургическое производство? Мы рассудили так: рудники находятся в Талнахе, металлургические заводы – в Норильске. Раз мы живем в Норильске, то нам лучше пойти работать на завод. Нам было все равно на какой: механика была одинаковой – что на медном, что на никелевом. Но раз отец работал на медном, сюда и пришли. Его коллеги же нас знали.
– Мы не собирались уезжать учиться в другой город, потому что связывали дальнейшую жизнь только с Норильском, – говорит Виталий.
Оба брата с разницей в несколько лет закончили горно-металлургический факультет Норильского индустриального института по специальности «инженер-механик». Младший, правда, после школы еще поучился в техникуме на «автоматизированных системах», но, рассудив, что с этой профессией ему будет сложно найти работу в Норильске, пошел за братом в НИИ.
– Игорь старше меня на девять лет, и я во многих вещах брал с него пример, – признается Виталий. – Потом не стало папы, было к чему стремиться. А старший брат – это еще и крепкая спина и защита. Бывает, что пересекаемся по работе, и я иногда прошу его дать мне профессиональный совет. К брату ведь обратиться проще, чем к чужому человеку.
 
Механиков ничем не удивишь
Игорь Бородин, заместитель начальника сушильного цеха по оборудованию, пришел работать на медный завод в 1988 году.
– Начинал я в плавильном цехе, – рассказывает он. – Потом Александр Георгиевич Сацик, главный механик завода, предложил перейти в сушильный цех, сказав, что «сегодня нужно быть здесь». Цех тогда был немного меньше: он состоял из самого сушильного отделения, в котором велась шихтоподготовка для плавильного цеха, сернокислотного и очистных участков. Сейчас он расширился за счет серного производства. Кругозор увеличился, и стало намного интереснее работать. Львиная доля нашей работы связана с перспективой развития медного завода.
На предприятии ведется большая реконструкция производства, направленная на улучшение экологической ситуации в нашем городе. Игорь говорит, что это заслуга всей заводской команды механиков и других специалистов. Он перечисляет технические успехи: ликвидация третьей и четвертой дымовых труб, совершенствование первой технологической линии серного производства. В перспективе – строительство второй линии, которая позволит утилизировать весь сернистый газ с медного завода, а не только с одной печи, как сейчас.
– Идей у нас хватает, – делится Игорь. – Мы часто ездим в командировки, общаемся с коллегами на материке. Нам есть с чем сравнивать. Не было такого, чтобы мы куда-то приехали, а нас чем-то удивили. На самом деле у нас в Норильске технические разработки не самые последние, а некоторые идеи даже уникальны в своем роде. Например, та же серная линия, на которой перерабатываются сернистые газы и утилизируются с металлургических переделов. В принципе, такой технологии  нигде в мире не существует. А мы делаем, еще и неплохая сера у нас получается. Все равно моя сопричастность этой уникальной работе дает повод для гордости.
– За последние годы воздух в городе стал значительно чище, – отмечает Виталий. – Вы заметили это? Нам и самим приятно, ведь у нас тоже дети растут.
Виталий, как и брат, поработал в разных цехах: плавильном, сушильном, цехе электролиза меди, в отделе главного механика. В прошлом году заместитель директора завода по оборудованию Владимир Штепа предложил ему перейти старшим механиком в металлургический цех. Виталий согласился.
– Коллектив механослужбы МЦ по заводским меркам невелик, – рассказывает младший Бородин, – а львиная доля технологического оборудования ремонтируется собственными силами. Причем качественно. Поэтому и не удивительно, что механослужба цеха состоит из опытных ремонтников: слесарей, сварщиков – мастеров высокого класса, настоящих профессионалов. Быстрое и оперативное решение производственных задач выполняется коллективом под руководством мастера службы Евгения Глушакова и бригадира Владимира Петренко, работающих в цехе уже более четверти века. Несмотря на загруженность, механослужба является в цехе лидером по числу поданных и внедренных рационализаторских предложений. А еще  коллектив ремонтников – активный участник многих спортивных и общественных мероприятий на заводе и в компании.
 
Где дом первый, а где второй
Виталий разве что лишь в одном обогнал старшего брата: он раньше женился, когда еще учился в институте, и у него раньше родился ребенок. Его дочка сейчас ходит в третий класс. Супруга Наташа трудится в администрации города и помогает ему советами в трудных, спорных ситуациях. Сын Игоря в этом году пошел в первый. Свою жену Машу он привез с материка. Она быстро привыкла к Норильску и теперь, как настоящая норильчанка, к концу отпуска уже торопится домой.
– Норильск всех притягивает к себе, – рассуждает Виталий. – На материке хорошо, тепло, а к концу отпуска все равно тянет домой, в Норильск.
Игорь до сих пор любит копаться в железках. Когда стал работать, купил себе первую машину. Денег на нее добавила мама. Кстати, она тоже с удовольствием водит машину. Права Анна Иосифовна получила в… шестьдесят лет! Сейчас она живет в Дрогобыче, в том же дворе, из которого они с мужем уехали на Крайний Север.
– Я к машине совершенно равнодушен, – признается Виталий. – Езжу в ней только в качестве пассажира.
– А я даже на месте пассажира веду себя как водитель, – смеется Игорь. – Начинаю давить ногой на «педаль», когда хочется погазовать.
Все же большее место в их жизни, по словам братьев, занимает работа.
– Это практически второй дом, – считает Виталий.
– А я бы поспорил, где он второй, – говорит Игорь. – В Норильске такая специфика, что, кроме работы и дома, и пойти-то некуда, особенно если на улице пурга и метель. Для меня лучше поехать на работу, чтобы сделать что-нибудь полезное.
Братья признаются, что у них даже и в мыслях не было поменять место работы. По их мнению, перейти на другое предприятие можно только в связи с глобальной перспективой.
– А может, нам еще просто такой перспективы не предложили, – говорит Игорь. – Хотя на сегодняшний день на медном заводе работает отличная команда, с которой очень интересно работать!
...и его младший брат Виталий
Теперь их шестеро: Игорь и Виталий Бородины с женами и детьми
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск