Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Безопасность без тайн
Актуальное интервью
2 марта 2012 года, 12:07
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
В первом квартале прошлого года сфера промышленной безопасности и охраны труда в Заполярном филиале была реформирована. Штат управления ПБиОТ ЗФ был расширен с 27 до 112 человек за счет перевода в управление специалистов по промбезопасности рудников и заводов. О том, что сделано за год, рассказал “Заполярному вестнику” заместитель главного инженера Заполярного филиала ГМК “Норильский никель” по промышленной безопасности и охране труда Николай АФАНАСЬЕВ.
– Николай Павлович, вот уже год все вопросы, связанные с промышленной безопасностью и охраной труда, сосредоточены в едином центре. Это позволяет видеть полную картину и эффективно управлять. Каких результатов удалось добиться за минувший год?
– Я бы не стал говорить о сделанном только за прошедший год, работа в сфере промышленной безопасности и охраны труда ведется в компании планомерно на протяжении многих лет. И именно это позволяет “Норильскому никелю” оставаться в вопросах промбезопасности одним из лидеров среди российских предприятий. Скажу больше, и среди ведущих мировых предприятий наша компания далеко не на плохом счету. Если и не среди первых, то и никак не среди аутсайдеров. Но централизация вопросов, связанных с промышленной безопасностью в рамках одного функционального управления, как это сделано в Заполярном филиале год назад, несомненно, тоже дала дополнительные положительные результаты. На это подразделение возложен теперь весь комплекс вопросов по промышленной безопасности и охране труда. Немаловажно и то, что специалисты по промбезопасности выведены теперь из подчинения дирекций промышленных предприятий, на которых они и осуществляют свою деятельность, а значит, исключается возможность административно влиять на них, ставить выполнение производственного задания предприятием выше вопросов промышленной безопасности и охраны труда.
– Вы сказали, что “Норильский никель” в вопросах обеспечения промышленной безопасности не отстает от ведущих мировых компаний.
– И это абсолютно достоверный факт. По данным Международной организации труда, в прошлом году в мире произошло около 350 тысяч несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Только в Соединенных Штатах Америки, индустриально развитом государстве, более пяти тысяч смертельных случаев на производстве за год и полтора миллиона (!) случаев производственного травматизма. В Российской Федерации, по данным Фонда социального страхования РФ, ежегодно происходит около пяти тысяч смертельных случаев. Только в Москве, по данным Государственной инспекции труда, каждый год имеют место около тысячи случаев производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом. В Челябинской области, имеющей развитую тяжелую промышленность, ежегодно гибнут более ста человек и более трехсот получают увечья, которые приводят к летальному исходу. В Заполярном филиале, ведущем опасное – не конфетная фабрика – металлургическое и горное производство, имеющем значительный численный состав, количество несчастных случаев со смертельным исходом в 2010 году составило пять на всех предприятиях, а в 2011-м – один случай. В расчете на численность работающих, это далеко не самый высокий показатель в стране, скорее наоборот. Но мы не успокаиваемся на достигнутом и планомерно проводим мероприятия, которые позволят сделать труд на предприятиях компании еще более безопасным. По данным той же МОТ, в России на приобретение средств индивидуальной защиты (в том числе и спецодежды) для одного рабочего в среднем тратится 1345 рублей, а европейские показатели – 500–800 долларов. По этому критерию “Норильский никель” – полноценное европейское предприятие. В 2011 году расходы на спецодежду для одного горняка составили 18,6 тыс. рублей в год, металлурга “приодели” на 20,2 тыс. рублей. В наступившем году рабочий гардероб будет стоить 21 тыс. рублей и 23,7 тыс. рублей соответственно для горняка и металлурга. Затраты Заполярного филиала на закуп специальной одежды, обуви и других средств защиты в целом в 2011 году составили 356,7 млн рублей. И мы закупаем самые современные средства защиты. С каждым годом, выделяемые на эти цели средства растут, в 2012-м запланировано потратить уже более 430 млн рублей. В законодательной базе Российской Федерации, касающейся охраны труда, сказано, что фундамент промышленной безопасности и охраны труда должен основываться на внедрении новых технологий и нового оборудования. На предприятия Заполярного филиала в рамках программы модернизации поступает сейчас самая современная техника и оборудование ведущих мировых производителей, таких как Atlas Copco, Tamrock, Caterpillar, Liebherr и других. Причем замена техники и оборудования на современное и безопасное происходит на всех переделах – горных, обогатительных, металлургических, транспортных, ремонтных.
– На чем сейчас сосредоточено основное внимание управления промышленной безопасности и охраны труда?
– Главными направлениями для нас остаются предупреждение травматизма и профзаболеваний. Причем на втором направлении в последние годы наблюдается парадоксальная, на первый взгляд, картина. Оборудование и техника поступают на предприятия ЗФ, как я уже говорил, самые современные и безопасные, средства индивидуальной защиты закупаются самые лучшие, а число профзаболеваний вдруг начало расти. Мы провели анализ профзаболеваний за последние годы. Так, в 2011 году 43 процента случаев ухода на пенсию по инвалидности, связанной с профзаболеваниями, пришлись на вибрационную болезнь, 32 процента случаев – на развитие тугоухости. И это при том, что доля ручного труда с использованием виброинструмента стремится на горных предприятиях к нулю. Редко уже увидишь в горных выработках рабочего с перфоратором, все больше бурят машинами, работающими в полуавтоматическом режиме, обладающими высокой степенью защиты от вибрации. О тугоухости. В прошлом году компания потратила на приобретение наушников и берушей около 10 миллионов рублей. Были у нас десять-пятнадцать лет назад такие наушники? Нет. А число профзаболеваний с диагнозом тугоухость не снижается. Причем в значительном проценте случаев развивается профзаболевание стремительно, в последний год работы, перед отъездом на материк. Иными словами, человек каждый год проходит медкомиссию, которая не выявляет даже признаков заболевания, и вдруг… Наибольшая частота профессиональной заболеваемости работников ЗФ приходится на возраст от 45 до 54 лет. Я не буду делать каких-то однозначных выводов. Но скажу, что департамент безопасности ЗФ планирует определенные мероприятия по проверке законности получения бывшими работниками Заполярного филиала инвалидности по профзаболеваниям. Безусловно, внимание департамента безопасности к новым случаям оформления работниками профзаболеваний будет более пристальным.
Разумеется, управление ПБиОТ будет продолжать реализацию мероприятий, направленных на оздоровление условий труда с учетом рекомендаций по аттестации рабочих мест. Будет следить, чтобы охват обязательными медосмотрами работников, занятых на вредном производстве, был полным. Контролировать своевременное и полное выполнение медицинских рекомендаций по результатам медосмотров, включая рациональное трудоустройство и оздоровление тех сотрудников, кому работа во вредных условиях стала противопоказана.
– Какие еще меры предпринимаются на предприятиях ЗФ для снижения профессиональной заболеваемости?
– Как я уже говорил, это внедрение новой техники. Только на руднике “Заполярный” с 2003 года закуплено более 40 моделей современной самоходной техники, позволившей привести в соответствие санитарным нормам уровни вибрации, снизить тяжесть и напряженность рабочего процесса, автоматизировать ручной труд при доставке взрывчатых веществ и при поднятии тяжестей. Для снижения запыленности здесь устанавливаются изолирующие перемычки на устьях выработок. За последнее время на медном заводе с целью снижения загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны модернизированы установки пароотсоса медеразливочных машин №2 и №3 ПУ-3, а место постоянных огневых работ отделения спецсплавов ЦООП УООП оборудовано системой удаления газов, образующихся при проведении сварочных работ. На никелевом заводе, в плавильном цехе, внедрена аспирационная система на места пылевыделения от узлов оборудования дробильного комплекса. Установлены съемные желоба рудно-термических печей, что исключило работу отбойным молотком. Теперь применяется установка для выбивки корок шлака.
Можно долго перечислять, что делается и на Надеждинском заводе, и на Норильской и Талнахской обогатительных фабриках, и в УЗТСМ. Хочу отметить и тот факт, что за последние годы значительно расширилась материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений Норильска. Медсанчастью №2 в 2009 году приобретен аудиометр, что позволило выявлять ранние признаки тугоухости. Появились в лечебных учреждениях вибротестеры, цифровые флюорографы, спирографы, бесконтактные тонометры, маммографы, аппараты УЗИ. Все это позволило повысить качество обязательных медосмотров и выявлять развитие профзаболеваний на ранних стадиях, своевременно назначать лечение и не допускать развития у работников хронических заболеваний, вызванных вредными производственными факторами.
– Как происходит выбор спецодежды и средств индивидуальной защиты, приобретаемых компанией для своих работников, из того многообразия, которое предлагает рынок?  
– В течение последних двух лет в Заполярном филиале проведены испытания 42 образцов специальной одежды и 40 образцов специальной обуви. Они закупаются небольшими партиями и испытываются работниками непосредственно в рабочем процессе. Спецодежду и СИЗы для горняков испытывают сами горняки, то, что закупается для металлургов, соответственно, – металлурги. За три года отделом охраны труда совместно со специалистами подразделений были испытаны 18 моделей лицевых щитков, предназначенных для защиты от искр и брызг расплавленного металла. Плавильщики и конвертерщики в настоящий момент используют как российские, так и шведские и итальянские щитки. Постоянно ведется поиск новых, облегченных моделей термостойких защитных касок. С 2010 года в металлургических подразделениях наряду с российской каской Суксунского оптико-механического завода испытывается японская каска фирмы “Танизава”. Два года назад в подразделениях ЗФ были проведены испытания кожаных ботинок и сапог на натуральном меху различных производителей. Теперь эта обувь заменила валенки, на неудобство работы в которых жаловались работники, управляющие транспортными средствами и дорожно-строительной техникой. Также испытывались шахтерские сапоги  фирмы Dunlop (Португалия) и Rock (Малайзия). Последние были рекомендованы для закупа расширенной партии и проведения второго этапа опытно-промышленных испытаний. “Норильский никель” не скупится на средства защиты для своих работников. И делается это максимально открыто. В настоящее время сертификаты на СИЗ, закупленные в 2011 году, размещены на корпоративном портале Заполярного филиала и доступны к просмотру всем пользователям корпоративной сети.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск