Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Без страховки?
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
22 марта 2010 года, 12:47
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ларса ФЕДИШИНА
После отмены в России обязательной сертификации целого ряда товаров, в том числе продовольственных, прошло пять недель. Говорить о сколько-нибудь заметных итогах такой перемены рано. Однако некоторые тенденции уже наметились.
Производителям официально разрешили выставлять свой товар на полки магазинов на основании собственноручно заполненной декларации с использованием своих доказательств качества и безопасности продукции. После того как российское правительство объявило о такой перемене, в средствах массовой информации разгорелись жаркие споры на тему, зачем кабинет министров поторопился с реформой. Ведь сертификация – это страховка как потребителя от некачественной продукции, так и продавца – от недобросовестных поставщиков. Это в Евросоюзе бизнесмены работают с добровольной сертификацией товаров, но наказание для нерадивых предпринимателей там очень строгое.
 
Сок вместо рассола
К примеру, если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать торговые точки, в которых будут продаваться пищевые продукты. А у нас? Приведу один пример из личной практики. В одном из павильонов на улице Комсомольской увидела соки по 40 рублей за пакет. На ценнике написано: «Срок реализации истек». На соседнем прилавке стояли соки этой же компании, только вдвое дороже. Продавец пояснила, что просроченный товар берут… на опохмелку и он хорошо идет, особенно после праздников.
В начале марта по центральным телеканалам несколько раз прошел сюжет из Лондона, где оживилась торговля просроченными товарами. Фирмы, занимающиеся такой деятельностью, ведут ее вполне легально. Покупатели в курсе, что консервы, сыры в герметичной упаковке, печенье и многие другие товары – с истекшим сроком годности. Цены на них существенно снижены, но это не останавливает лондонцев, желающих сэкономить на расходах на продукты питания. Они делают свой выбор осознанно, считая, что приобретаемые товары изначально были хорошего качества и не принесут вреда здоровью. При этом торговые организации получают существенную прибыль. Все довольны.
В нашей стране таких масштабных акций на моей памяти не было. Но по итогам прошлого года немалая часть отечественной продукции была забракована, в частности, 30 процентов сливочного масла, почти 16 процентов сыров, 20 процентов цельномолочной продукции. По мнению экспертов, в стране слишком низкая степень ответственности производителей и продавцов, а штрафы за нарушения мизерные. По статистике Роспотребнадзора, которую привело издание «Лента.Ру», около половины товаров на российских прилавках даже в условиях сертификации не соответствовали нормам безопасности и качества. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) утверждало, что такой продукции на рынке – треть от общего количества. При этом штраф за продажу некачественных товаров составляет от 1 до 2 тысяч рублей для физических лиц, а для юридических – до 10 тысяч рублей.
 
Для жизни неопасно, и все же…
Мясные продукты, реализуемые на российском рынке, безопасны для жизни потребителя, но, к сожалению, не все они качественны. Об этом шла речь на недавней дискуссии "Необязательная сертификация – стимул для бизнеса или торжество контрафакта?" в московском пресс-центре "Росбалта".
Добровольное декларирование производителями качества товаров вместо обязательной сертификации некоторыми экспертами рассматривается как избавление промышленности от лишних административных барьеров, а во многих случаях и поборов. Однако специалисты опасаются появления на прилавках массы некачественных продуктов, особенно в ближайшие месяцы и годы.
"Никто не умер и не умрет", – заметил по поводу качества мяса заместитель директора ВНИИ мясной промышленности имени В.М.Горбатова Борис Гутник. В то же время, по его данным, качество реализуемой в стране колбасы падало все последние годы, хотя обязательная сертификация была. По словам Гутника, если в 2000 году нарушения по ГОСТам имели около 10 процентов докторских и любительских колбас, то в 2005-м – уже 50 процентов. А в наши дни – все 80 процентов. По его мнению, следовало бы ввести такой порядок: промышленников, уличенных в производстве некачественных товаров, первые два раза штрафовать, исчисляя суммы на основе рыночной стоимости объемов их продукции, а на третий раз – отбирать у такого владельца предприятие, впрочем, выкупая его по рыночной цене.
Борис Гутник также высказал просьбу мясных производителей сохранить им те сертификаты, которые они уже получили. По его словам, власти все сертификаты аннулировали и "заставили всех срочно писать декларации". К слову, в прошлом году Минсельхоз РФ внес в правительство проекты технических регламентов на мясо и мясную продукцию. А годом раньше Государственная Дума приняла новый «продовольственный» закон, направленный на поддержку отечественного сельхозпроизводителя. Благодаря новому техническому регламенту в стране не всякое молоко стало называться таковым, и у нас появился молочный напиток.
Сейчас по законодательству обязательному декларированию подлежит не только мясо всех видов убойных, промысловых и диких животных и птицы, но и десятки других видов продукции пищевой промышленности. В том числе хлебобулочные изделия, диетические хлебобулочные изделия, баранки, сухари, хлебные палочки, соломка, хлебцы и так далее. Я поинтересовалась на Норильском хлебозаводе, что изменилось для предприятия в связи с переменами в федеральном законодательстве. Оказывается, ничего. Хлебозавод сертифицировался и до 2012 года планирует работать в прежнем регламенте. На более долгий срок, как уточнили специалисты, они не загадывают.
До 2012 года сертифицирован и Норильский молокозавод. Директор предприятия Валерий Адамов рассказал, что к каждой партии товара здесь выдается качественное удостоверение. Документ подтверждает, что заполярные производители кефира, молочного напитка, творога, йогурта гарантируют качество норильской марки. Потому что соблюдают технологию производства, чтят Федеральный закон о техническом регламенте, хранят полувековые традиции предприятия и уважают своего потребителя.
 
Конфеты – на тестирование
Юрист общества защиты прав потребителей Мария Свиридова в одном из комментариев по поводу отмены обязательной сертификации заметила, что именно на продавцов ляжет основная ответственность за качество реализуемого товара. С другой стороны, возможно, это подвигнет продавцов более ответственно подходить к выбору поставщиков.
Владельцы магазинов, которые торгуют норильским молочным напитком, сметаной, хлебом, колбасой и другой продукцией, в голос утверждают, что отношения с местными производителями не изменились. Да им и невыгодно обманывать продавцов и покупателей: Норильск – город маленький… Но и с материка везут, как правило, продукцию тех пищевых предприятий, с которыми давно работают норильские продавцы. Директор одного из магазинов – назову его Артем – уверен, что проверить качество товара можно только эмпирическим путем. По наблюдению Артема, люди покупают то, к чему давно привыкли, а если на прилавке появляется новый товар, например сметана не из Питера или Омска, а из Новосибирска, то ее купят, чтобы  попробовать, и уж потом решат, оставаться ли приверженцем «Простоквашино» или приобретать развесную сметану из столицы Сибирского федерального округа.
Когда один из моих знакомых предпринимателей сам возил с материка продукцию для своих магазинов, он рассказывал, что сопровождавшие ее сертификаты необходимо было подтверждать в Норильске, в центре метрологии. Берешь по полкилограмма конфет всех видов или килограмм колбасы и несешь на тестирование. А если ты привез какой-нибудь дорогущей колбасы десять килограммов и один из них отдал в центр сертификации, это по какой же цене надо продавать оставшуюся колбасу, чтобы не оказаться в накладе?! Про конфеты и прочее уже разговора нет. Такими были узаконенные правила российской торговли. В последние годы отношения производителя, поставщика, продавца и покупателя в некотором смысле упростились.
Сегодня магазин, заказывающий продукцию оптовикам, вместе с товаром получает копии сертификата качества. Оригинал документа, как я поняла, остается в службе доставки. Для примера возьмем качественное удостоверение на колбасные изделия и копчености мясоперерабатывающего цеха.
В нем указано наименование продукции, номер партии, дата и время изготовления товара, условия его хранения и срок реализации. В конце списка читаем: «Продукция по органолептическим показателям соответствует нормам». Под этим утверждением стоит подпись ответственного технолога, заверенная печатью предприятия. Указана и фамилия ветврача, но подписи нет. Тем не менее потребителю дали гарантию, что он не отравится ни докторской, ни брауншвейгской колбасой из этой партии, ни тирольскими сосисками. Если, конечно, продавец не будет держать сосиски на батарее или продавать колбасу «Сельскую» в течение месяца после ее производства.  
За качество товара обязан отвечать изготовитель. Тот, кто возит и хранит продукты питания, также должен соблюдать все предписанные ему правила. Ну а покупатель своим кошельком проголосует за товар. В конце концов, на нас тоже лежит ответственность за собственное здоровье.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск