Понедельник,
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Покруче Турции – 3
15 июля 2009 года, 17:36
Фото: Николай ЯШИН
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Мы продолжаем публиковать рассказ о том, как корреспондент «ЗВ» и его товарищи  совершили экстремальный сплав по Ергалаху. Сегодня – заключительная часть.
Утро третьего дня. Вставать не хочется. На сегодня запланирован перенос катамаранов и всего нашего имущества по берегу. Суда разгружены, на палубы лишь закинуты весла, «спасики» и прочая мелочь, которая в лагере не нужна. Влезаем в болотники и забираемся на склон. Я тащу тяжелый и неудобный мешок, парни и Ирина – рюкзаки и катамаран. В лагере остается Светлана. Для борьбы со скукой у нее книга, для связи с нами – рация, для отражения атак медведей – сигнальная ракета. Через пару холмов наша рация ловить перестала, и весь путь мы беспокоились за Свету.
Идем вдоль берега, продираясь через кустарник, ежесекундно проваливаясь в болотца и спотыкаясь о кочки. Единственное желание – побыстрее выбраться туда, где ровнее и тверже земля. Сожалеем, что тундра не только не огорожена, но и не заасфальтирована. Каждые пять-десять минут – перерыв: идти под палящим солнцем очень тяжело. На остановках смотрим на реку; Виталик, Ваня и Стас обсуждают каждый участок: смогли бы мы здесь пройти или нет? Спустя три часа я подаю идею: почему бы не нести катамаран на головах, ведь баллоны мягкие. Идея пришлась к месту, но для меня такой стиль передвижения оказалась неудобным, потому что я был самым невысоким среди мужчин.
Встречаем Рамиля с байдаркой. Он дошел почти до конца каньона, но все же решил не рисковать и часть пути преодолел по берегу. После того как он вошел в каньон, его байдарку несколько раз переворачивало, часть снаряжения пропала. Мы подходим к краю обрыва, и у нас захватывает дух.
Река по течению поворачивает на 90 градусов вправо, потом, спустя 30–50 метров, на 90 градусов влево. Проход узкий, перепад высот на входе-выходе – метров 5–7. Вода не просто бурлит, она шумно клокочет и ревет, яростно проходя этот участок. В нескольких местах обратное течение, скорость основной струи – 20–30 км/ч, на выходе большие буруны.
Поснимав это великолепие, высматриваем место для лагеря и идем еще больше километра по берегу. По пути встречам следы пребывания людей – вездеходные колеи и хорошую поляну, испорченную свалкой. Недобрым словом вспоминаем тех, кто такое творит. Но вот мы находим отличное место, откуда можно продолжить путь по воде. Первая ходка у нас заняла пять часов. Оставив катамаран и рюкзаки на берегу, отправляемся за вторым судном.
Усталые, разморенные, мы снова взбираемся в гору, Виталик по навигатору ставит отметки и определяет кратчайший путь обратно. Через километр мы, ловящие малейший ветерок, обнаруживаем небольшое озерцо, на нем – двух уток. Чуть раньше мы обнаружили свежие медвежьи следы, а рация молчит, и мы волнуемся за Светлану. Правда, спустя полтора часа мы находим ее довольной и выспавшейся, хотя и немного обгоревшей на солнцепеке. Перекур, глоток свежей воды. Набираем воду в пластиковые бутылки – и в путь.
Какая драма!
Второй катамаран тащим всей компанией по прямой. В третий раз возвращаться за оставшимися вещами – дело невыполнимое, поэтому с собой взяли все. Усталость от первой «прогулки» дает о себе знать – средство передвижения едет на мужчинах по тундре урывками по 100–150 метров. После каждого отрезка дистанции катамаран превращается в импровизированный диван – вся компания отдыхает на баллонах, гоняя комаров и передавая друг другу бутылку с водой.
Так, неторопливо, через кустарники и болота, доходим до озера Отдельного. Здесь мы неожиданно увидели то, что обычно смотрим по телевизору в передачах про животных. Спокойствие пары уток нарушает невесть откуда залетевший селезень. Нет бы ему спокойно отдохнуть и продолжить путь – чужак немедленно начинает отбивать даму у ее мужа. Дальше – настоящее «Би-би-си»: пара ударов клювом по голове нахала – взлет – три позорных для чужака круга над водой – не менее позорное бегство с территории. Мне показалось, что налетчик даже лишился пары перьев из хвоста.
Пока шла битва, утка скрывалась в прибрежных кочках. Вернувшийся супруг первым делом нырнул в озеро, пригладил перья и призывно закрякал. Заслышав родной голос, утка поспешила к победителю. Успокоенная семейная пара стала неторопливо и гордо кружить по поверхности озера.
Наши девушки от таких утиных приключений едва не прослезились.
Наконец завершаем вояж по тундре, разбиваем лагерь, ужинаем. Ноги в сапогах-болотниках сегодня наотрез отказываются служить хозяину, они все в мозолях, поэтому после некоторых медицинских процедур влезаю в спасительные кеды. Ужин, подарок Виталику (отличная удочка!) – у него послезавтра день рождения. Желаем ему рыболовных успехов.
Выходной с рыбалкой
Всю ночь спим без задних ног. Сегодня не звучит команда «Подъем!», у нас – выходной, дневка. Мы не работаем веслами, не тащим по тундре катамараны с рюкзаками, а предоставлены сами себе. Как ни странно, нигде и ничего не болит после вчерашнего перетаскивания тяжестей. Только ноги напоминают о себе: навсегда запомню, что такое весь день ходить по тундре в болотниках на босу ногу.
Просыпаюсь от шуршания спальника Ивана, вспоминаю вечерние диалоги о рыбалке и иду к реке за Ваней и Стасом. В последний раз бамбуковую удочку я держал в руках примерно 15 лет назад, но вдруг повезет? Пара забросов – безрезультатно. Прихватив удилища, сигнальную ракету и факел, мы идем чуть дальше. Пиротехника нужна для одного – отгонять медведя. Где-то в душе не верится, что косолапого этим можно спугнуть, поэтому часто и с опаской оглядываюсь. Протопав вдоль Ергалаха чуть больше километра, доходим до протоки, крючки летят в воду. Но рыбы нет и здесь.
Бросив рыбалку, раздеваемся и принимаем солнечные ванны. Немного размякнув на солнцепеке, решаем окунуться в Ергалах. По очереди залезаем на мелководье. Ноги сводит в воде через 20–30 секунд. Поэтому наше купание недолгое: окунулся – и на солнце. Оно высушивает почти сразу. Лезть в воду, температура которой в лучшем случае плюс два, не хочется. Рыбы нет – вот это грустно.
Возвращаемся к лагерю. Там один Виталик. Остальной народ с горы снимает бурлящую реку, зажатую скалами, из-за которых мы несли катамараны на себе. Присоединяемся к ребятам и отправляемся в гости к знакомым уткам на Отдельное.
Озерцо – мелкое, вода хоть и стоячая, но чистая и теплая, как в бассейне. И мы в последний раз нарушаем спокойствие утиной семьи, бултыхаемся в озере и благодарим природу за подарок – каждый из нас мечтал о теплой ванне. Вернувшись в лагерь, выясняем, что Виталик нас опять побалует своим любимым борщом. После обеда снова отправляемся рыбачить. Но в этот и другие дни боги были не на нашей стороне.
Четвертые сутки сплава завершаются.
1+1=команда
Утро довольно прохладное. Быстро завтракаем, собираемся и спорим, где спускать на воду катамараны: чуть дальше от нас бурное течение с высокими волнами. Наконец решаем спуск плавсредств произвести у лагеря. Максим бежит за поворот реки, устанавливает видеокамеру.
– И-и-эх! Черт, опять! – волна на первом же перекате окатывает всех, и у нас опять мокрая одежда. Ветер сильный и прохладный. Да и вчерашнее купание не прошло бесследно – оказался простывшим.
Попрыгав вверх-вниз по волнам, попозировав на камеру и за пять минут отмахав больше километра, причаливаем. Течение бурное, стоять в воде и держать катамаран – трудно. На голове у Виталика каска. К ней примотана третья видеокамера. Руководитель экспедиции заснял, как прыгал по волнам наш катамаран, теперь снимает приключения другого судна.
Оно лихо несется на нас, весла мелькают, катамаран, попутно задевая наш, причаливает. От толчка наше судно прижимает Ваню к камню, торчащему из воды. Самый молодой участник сплава падает в студеный Ергалах. Теперь вода у Вани в сапогах. Пока Виталик и Стас подкачивают баллоны, Ваня сушится. Этим увлекательным процессом занимаются и Света с Максимом. Первую волна накрыла целиком, второму вода тоже попала в сапоги.
Вода вылита, мы чуть-чуть обсохли, движемся дальше. Река становится шире, берега зеленее, скорость медленнее. Не дойдя до слияния Ергалаха с рекой Дудинкой всего 400 метров, останавливаемся на обед на границе охотничьего угодья Норильского охотобщества. Вокруг на земле десятки стреляных гильз, горы всевозможного мусора, среди которого преобладают бутылки из-под водки. Природу жалко. Поднявшись на холм, Коля смог дозвониться до Норильска. Теперь звонить идем мы с Максимом. Я дозвонился с пятого раза.
Едим, чаевничаем и вот уже идем по реке Дудинке. По пути сцепили два катамарана вместе, получился большой плот. Гребем вшестером, Ирина и Света отдыхают. Всего за день мы прошли 44 километра. Долго ищем место для стоянки, находим с трудом, и то оно продувается сильным ветром. Ставим палатки, отмечаем день рождения Виталика и быстро засыпаем.
Где-то здесь была столица Таймыра
Утро шестого дня выдалось холодным. Небо  в тучах, грозит пойти дождь, сильный ветер, который, как выяснилось, оказался встречным. Кажется, лето закончилось. Каждый утепляется захваченными из дома свитерами и куртками, наскоро завтракаем и гребем, гребем, гребем… К полудню небо очищается от туч, становится теплее, но ветер не стихает. Становится мало уток, хотя в начале сплава мы подходили к утиным стаям по воде на 10–15 метров, гуси, утки и кулики в невероятном количестве постоянно сопровождали нас. Света даже с ондатрой познакомилась.
Пейзажи однообразны: везде кустарник, топкие, глинистые берега. Это нагоняет тоску. Мы занимаемся увлекательной игрой: кто кого перегребет. Так, зигзагами, неторопливо махая веслами, сокращаем расстояние до финиша.
Начали попадаться моторные лодки – выходные многие люди решили провести на природе. Некоторые суда описывают вокруг нас круги – их пассажиры фотографируют чудаков, которые прошли на веслах более сотни километров.
В этот день наших «гребных» сил хватило на 25 километров – до устья реки Косой. До бывшего совхоза «Полярный», что у самой Дудинки, семь километров. Их оставили напоследок – машина за нами придет только завтра вечером, поэтому в последний раз становимся лагерем. Долго ищем, где бы причалить. Правый берег скрыт сплошными зарослями кустарника, левый – слишком крут. Наконец на последнем все же находим место, причаливаем. Выстроившись цепочкой, передаем рюкзаки снизу вверх. Потом затаскиваем катамараны.
Видны краны Дудинского порта. Мы с Иваном, глядя на них, не ленимся и ставим палатку «по фэн-шуй», точнее, по правилам – на все колышки, какие только нашли. При сильном ветре палатка стояла не шелохнувшись. Последний ужин, чай. У меня большое желание выпить бутылку холодного пива. Кто-то вслух мечтает о горячем душе. С этими мечтами залезаем в палатки.
Утро, солнце, день последний
Сборы быстрые, всем не терпится попасть в цивилизацию. Хотя бы на один день. Почти три часа в пути – и столица Таймыра встречает нас отличным солнечным днем. Разгружаем суда, Коля и Иван отправляются в ларек. Мы переодеваемся, сушимся, разбираем катамараны. И – о радость! – Ваня с Колей привозят две еще горячие пиццы! Едим прямо на берегу, и нам кажется, что ничего вкусней на свете нет. Захотелось начать сплав заново. И начнем – монетки в реку бросили все. Спустя три часа мы в Норильске. В городе отмечают День молодежи. Все косятся на нас, почерневших на солнце путешественников.
P.S. Открыв дверь, супруга испугалась. Сильно загоревшим я выгляжу до сих пор, хотя кожа раза два уже сходила. На вопрос: «С какого курорта вернулся?» – отвечаю: «С местного». Мало кто верит. После рассказа – по-хорошему завидуют. Я и сам себе завидую. Я хочу в новые приключения у нас, на Таймыре, и это, уверен, будет покруче любой Турции.