Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Заслуженные “миллионеры”
Дата
13 декабря 2010 года, 13:38
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
То, что через три месяца после правительственного постановления о строительстве никелевого комбината в Норильске вышел приказ об организации Центрального бюро рабочих изобретений, никого не удивляет и через 75 лет. Именно столько исполнится 22 декабря отделу интеллектуальной собственности Заполярного филиала, правопреемнику первого бюро рабочих изобретений.
Не считая парусной вагонетки
На недавно открытой на станции юных техников выставке среди многочисленных макетов есть миниатюрная копия вагонетки с парусом. В первый год строительства подобные конструкции помогали заключенным доставлять из Дудинки лес для возведения мостов через еще не переименованные речки Дуромой и Косую. Сначала были просто вагонетки. Затем неизвестный рационализатор предложил поставить на них парус: при попутном ветре на каждой из них можно было доставить леса почти в два раза больше, чем без него.
С первого дня строительства крупного промышленного комплекса  на вечной мерзлоте и по сегодняшний требовались и требуются разработки собственных технических решений и постоянное их усовершенствование. Кстати, вагонетка под парусом из нашей истории вполне могла быть оформлена как рационализаторское предложение первыми сотрудниками ЦБРИЗ. Их было всего пять человек. Отдел интеллектуальной собственности Заполярного филиала образца-2010 насчитывает на одного человека меньше.  И сегодня в обязанности специалистов отдела входит создание максимально благоприятных условий для появления новых изобретений и рационализаторских предложений.
Как подсчитали в отделе интеллектуальной собственности, только на одной Норильской железной дороге за эти десятилетия внедрено свыше 10 тысяч рационализаторских предложений, не считая парусной вагонетки… Только бригадир службы  энергетического хозяйства НЖД Владимир Устюжанин имеет на своем счету более 120 рацпредложений, а машинист автогрейдера Геннадий Локтев – 50. Ветеран производства в юбилейный год своими руками сделал уникальный макет действующей железной дороги.
Начальник службы подъемно-транспортного оборудования Василий Форманчук и его заместитель Сергей Исаев предложили изменить конструкцию внешнего диска сцепления снегоочистительных роторов, которые из-за повышенной плотности снега вышли из строя. Используя детали диска Маза, они не только дали возможность сэкономить на импортных дисках сцепления, но и не позволили простаивать технике.
 
Семейственность приветствуется
Чуть моложе Норильской железной дороги никелевый завод, бывший Большой металлургический, пущенный в феврале 1942-го. Вот где поработала изобретательская мысль! Электропрогрев кирпичной кладки позволил в 40-градусные морозы возвести 140-метровую дымовую трубу, сложенную из трех миллионов норильских кирпичей. Как известно, эта труба прослужила заводу более полувека. Сегодняшние рационализаторы и изобретатели никелевого завода усовершенствовали процесс плавки и розлива металла на старейшем предприятии (годовая экономия – несколько миллионов рублей). Существенное снижение себестоимости производства анодного никеля принесла замена чугунных изложниц на медные.
Именно на первенце норильской металлургии трудится целая династия рационализаторов Рябушкиных.
Начальник цеха электролиза никеля Игорь Рябушкин  работает на конечном переделе завода с середины 1970-х. По стопам отца следует Максим Рябушкин, прошедший путь от аппаратчика-гидрометаллурга ЦЭНа до главного инженера завода. На семейство Рябушкиных в общей сложности приходится более четырех десятков рацпредложений.
Семьи  изобретателей-рационализаторов есть и на медном заводе. Николай Бородин пришел в сушильный цех почти 35 лет назад. Его сыновья, окончив горно-металлургический факультет НИИ, стали работать на том же заводе.
Инженер-механик Игорь Бородин сегодня заместитель начальника сушильного цеха по оборудованию. На счету у активного рационализатора 45 технических предложений с экономическим эффектом более 16 миллионов рублей. На заводе совершенствуется первая технологическая линия серного производства с перспективой строительства второй линии, которая позволит утилизировать весь сернистый газ медного.
Старший механик металлургического цеха медного завода Виталий Бородин по количеству предложений пока отстает от брата. Но и на его (с командой) счету их уже 15.
В этом году медный возглавил, пожалуй, один из самых известных и успешных рационализаторов Заполярного филиала – Виктор Тозик. Экономический эффект его изобретений и рацпредложений оценивается за сто миллионов. Директор МЗ имеет прямое отношение к медным изложницам, пришедшим на смену уральским, и к переработке техногенного сырья с использованием новых технических решений.
“Надежда” пока еще не может гордиться количеством изобретений, лет ей вполовину меньше, чем медному, зато там впервые в мировой практике был промышленно реализован технологический процесс, позволяющий извлекать ценные компоненты из сложного сырья без ущерба для экологии. Считается, что производственные успехи НМЗ напрямую связаны с активностью рационализаторов. Один из них – старший мастер ПЦ-1 Сергей Митерев на торжестве, посвященном 75-летию изобретательской и рационализаторской деятельности на НК, получил благодарность директора Заполярного филиала. От администрации города вручили благодарственные письма двум надеждинцам: начальнику ПЦ-2 Сергею Логинову и заместителю начальника техотдела Вадиму Шаповалову.
 
Генераторы идей повсюду
Во все времена новаторы были не только на металлургических переделах. Каждое предприятие Заполярного филиала может представить длинный список рационализаторов и изобретателей, в том числе и династий.
На “Октябрьском” все знают почетного горняка с 36-летним стажем работы на руднике Александра Васюкова. Должность заместителя главного механика по подземному самоходному оборудованию занимает его сын, Александр Васюков – младший. Используя инженерные навыки, сын пытается усовершенствовать  буровые машины, эксплуатируемые на подземных участках, которыми руководит отец. Старший Васюков – автор дюжины рационализаторских предложений. Младший пока еще только обзаводится репутацией  генератора идей.
На “Комсомольском” предмет новаторской гордости и подражания не династия, а женщина – горный инженер. У Марины Кайгородовой на 20 лет горного стажа – 15 внедренных рацпредложений с экономическим эффектом более полутора миллионов рублей.
В минувшую пятницу на торжественной церемонии награждения в честь 75-летия службы прозвучали слова благодарности в адрес всех поколений норильских новаторов. Звучали имена руководителей инновационных процессов в 1980–1990-е годы Владимира Волкова и Жаквеса Розенберга, в свое время всячески содействовавших созданию и внедрению в производство высокоэффективных изобретений и рационализаторских предложений.
Ценные подарки, почетные грамоты и благодарности от Заполярного филиалы, благодарственные письма от главы города были вручены особо отличившимся новаторам всех переделов Заполярного филиала.
На праздновании юбилея отдела интеллектуальной собственности о сегодняшней инновационной политике компании рассказал заместитель главного инженера по технической политике, промышленной экологии и охране труда ЗФ Сергей Ерошевич. Курирующий всю изобретательскую деятельность Заполярного филиала заместитель главного инженера всегда был внутри процесса, на его счету числится не один десяток изобретений. Умением нестандартно решать технологические задачи он обязан изобретателю с полувековым стажем – Тамаре Макаровой, своей матери. Советник первого заместителя директора Заполярного филиала Тамара Макарова, в прошлом завкафедрой химии в НИИ и начальник контрольно-аналитического управления, вместе с мужем Дмитрием Макаровым и сыном вошли в историю компании прежде всего как авторы ряда изобретений в области технологических процессов Надеждинского металлургического завода. Вот вам и еще одна династия генераторов идей!
Похоже, автор макета вагонетки под парусом Игорь Кеслер пополнит ряды “заслуженных миллионеров
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск