Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Театр против логоньеров
О ЧЕМ ПИШУТ
1 августа 2012 года, 15:59
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Александра ЛАВРОВА Журнал Союза театральных деятелей РФ “Страстной бульвар, 10”. Выпуск №9-149/2012
Театральные журналы в преддверии нового сезона анализируют премьеры-2011/12. Такого разбора удостоились два спектакля Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского. Главный редактор “Страстного бульвара,10” Александра Лаврова остановила свой выбор на вампиловской “Утиной охоте” в постановке нынешнего главного режиссера театра Егора Чернышова и “Продавце дождя” Ричарда Нэша, поставленного Александром Зыковым, бывшим худруком норильской драмы.
Егор Чернышов (выпускник СПбГАТИ), приглашенный в Норильский Заполярный театр драмы год назад, как раз когда проходил очередной краевой фестиваль “Театральная весна”, настоял на названии, которое театру не казалось обязательным. В Норильске жизнь трудна, и театр стремится подарить зрителям праздник, что очень понятно. Но Чернышов хотел поставить “Утиную охоту” Александра Вампилова и сделал это – сумел убедить театр и Министерство культуры Красноярского края. (Кстати, недавно он назначен главным режиссером Норильского Заполярного.)
Во-первых, на роль Зилова режиссер выбрал молодого актера, как это и должно быть. Денис Ганин запомнился мне еще в Омске – там он учился и начал работать в 2006 году, оттуда вскоре перебрался в Норильск. Запомнился не столько ролями – да их тогда и не было, бегал в массовке, – сколько выразительной внешностью: длинное лицо без скул с большими губами и какими-то тоскливыми, умными глазами. Он был интересен в норильском “Вдовьем пароходе” в роли сына. Но казалось, что по природе своей недостаточно подвижен для Зилова – не любимец женщин, не игрок, не неврастеник, ну, в общем, не Олег Даль, какой-то другой, не зиловский тип. Однако режиссер и актер проделали колоссальную работу, и Зилов Ганина меня лично убедил – оцепеневший за гранью отчаяния, с больным взглядом, осудивший себя за бездарность жизни талантливый человек. Сейчас мне кажется, что другим он и быть не может.
Еще и потому, что Чернышов рассказал зрителю вовсе не привычную, не социально-психологическую, укорененную в своем времени историю, а внебытовую, экзистенциальную. Историю про прощание с жизнью, предложения которой Зилова не устроили. Жизнь предлагает варианты: бессмысленную работу, новую квартиру, кафе “Незабудка”, ерничанье с друзьями, готовыми предать, злые хохмы-розыгрыши, любовь, не покрывающую “расходы”, не стоящую усилий. Фактически решение принято, жизнь отторгнута – об этом ведь череда эпизодов, из которых состоит пьеса Вампилова. Зилов-Ганин выбирает утиную охоту – это жизнь за гранью жизни, смерть, переход в мир иной, переправа с Димой-Хароном, вовсе не лакеем, а ангелом смерти, через Стикс.
Отсюда внебытовое сценографическое решение спектакля (художник Николай Слободяник, свет – Елена Алексеева): не квартира, не кафушка со столиками, а торжественные столы-шпалеры с белоснежными скатертями и салфетками, выставленные по кругу, который замыкает пустое пространство, по контрасту – бедная брезентовая раскладушка в центре.
Спектакль идет в три действия, и после каждого антракта сцена освобождается от лишнего – столов все меньше, простор (пустыня души) все больше. Бесконечный дождь – водяной занавес вычленяет Зилова из массовки жизни, замыкая его во внутреннем круге, куда никому, кроме него, нет хода. Дождь отбивает сцены, дождь поглощает лодку, увозящую Зилова в финале.
Точна звуковая партитура: крик улетающих птиц, музыка Андрея Федоськина. Основную тему наигрывает на пианино мальчик Витя, который приносит Зилову венок в начале спектакля, с которым – с самим собой – Зилов прощается в конце. Мелодию подхватывает фонограмма.
Не всем артистам удается избежать монотона, совместить остранение (они – знаки прошлого в воспоминаниях Зилова) и живые человеческие черты и проявления. Но несомненно хороши Галина Савина – жена Зилова Галина, круглолицая русская красавица, внутренне сосредоточенная, покойная, Юлия Новикова – зло скрывающая свою разочарованность витальная Вера, всех называющая Аликами, Роман Лесик – официант Дима, охотник за живыми душами – утками, постепенно приобретающий все более инфернальные черты.
“Продавец дождя” Ричарда Нэша (перевод Яны Глембоцкой) в постановке маститого Александра Зыкова – очень качественная, ансамблевая история, в которой солирует всеобщий (в том числе и мой) любимец Сергей Ребрий, один из крупнейших российских актеров, смотреть на которого в любой роли – огромное театральное счастье. Его Бил Старбак не мошенник-неудачник и не ангел, посланный людям во спасение, а скорее – режиссер действительности, организатор чуда, прискучивший своими прямыми обязанностями Воланд играющий. Недаром сцена, в которой он заставляет Лиззи поверить в себя, решена как спектакль в спектакле, Старбак превращает лягушку в принцессу, дурнушку в красавицу, предложив главную роль в фантазийной игре жизни, дарующей подлинную свободу. Судя по отзывам на премьеру (спектакль в “СБ, 10” был подробно отрецензирован), к весне очень выросла Юлия Новикова в роли Лиззи. Актриса играет натуру цельную, любящую, артистичную, но себя не знающую, скованную комплексами и условностями, являет нам освобождение души, высвобождение красоты. Как всегда, эффектна сценография Олега Головко, в этом спектакле не только дизайнерски современная, но сделанная с юмором и очень конкретная: крепкий дом (ведь это история семьи, и артисты, кстати, убедительно играют именно семью), фургон Старбака – целый арсенал театральных приспособлений, ну а уж дождь – это красота так красота!
Официант Дима (Роман Лесик) и Зилов (Денис Ганин). Репетиция “Утиной охоты”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск