Ожидание ужаса
Книга недели
13 сентября 2012 года, 17:42 Текст: Юлия КОХ
|
От Публичной библиотеки города Норильска
Сборники рассказов из серии Best New Horror в последние годы регулярно появляются на полках книжных магазинов и библиотек – издательство “Азбука”, похоже, всерьез взялось за публикацию зарубежной антологии. Ее очередной выпуск под названием “Последний пир арлекина” не обещает поклонникам литературы ужасов особых сюрпризов, однако и разочарования не принесет. Составители сборника вновь представили нам несколько новых авторов, не забыв, однако, и о столпах англоязычного хоррора вроде Питера Страуба. И разумеется, на страницах сборника нашлось место для парочки по-настоящему жутких историй.
Сборники рассказов из серии Best New Horror в последние годы регулярно появляются на полках книжных магазинов и библиотек – издательство “Азбука”, похоже, всерьез взялось за публикацию зарубежной антологии. Ее очередной выпуск под названием “Последний пир арлекина” не обещает поклонникам литературы ужасов особых сюрпризов, однако и разочарования не принесет. Составители сборника вновь представили нам несколько новых авторов, не забыв, однако, и о столпах англоязычного хоррора вроде Питера Страуба. И разумеется, на страницах сборника нашлось место для парочки по-настоящему жутких историй.
Едва ли не каждый из 28 вошедших в книгу рассказов заставит читателя изрядно понервничать в ожидании развязки. В конце концов, когда листаешь томик, на обложке которого большими красными буквами написано “Ужасы”, поневоле переполняешься плохими предчувствиями. В таком контексте даже милые пасторальные сценки вроде проезжающего по тихой улице фургона мороженщика из рассказа Гаана Уилсона “Мистер Льдинка” приобретают зловещие краски. В этом, пожалуй, и состоит искусство нагнетания саспенса, в совершенстве освоенное авторами вошедших в книгу рассказов: пообещать читающей публике монстра и откладывать его появление до финальных строк. Интересно, что во многих произведениях этого сборника “монстр” так и не выходит из тени. Переворачивая последнюю страницу, читатель с удивлением обнаруживает, что все мысли высказаны, развязка миновала, но ничего особенно жуткого с героями так и не случилось. Так, грустный ядерно-апокалиптический рассказ “Кедровая улица” Карла Эдварда Вагнера подарит читателям некоторое количество мрачных мыслей, но вряд ли кого-нибудь испугает. По-лавкрафтовски сумбурный “Аквариум” Стива Резника Тема порадует ценителей жанра насыщенной жуткой атмосферой, однако так и не объяснит, чего нам, собственно, полагалось бояться. Ну и наконец, изысканная новелла Черри Уайлдер “Дверь за гобеленом” подарит нам венецианскую романтику, английскую семейную драму и оригинальный позитивный взгляд на одержимость духами. Однако не стоит ждать от этой истории ужаса, который обещают заглавные красные буквы. Методы пушной индустрии Впрочем, найдется под обложкой “Последнего пира” и несколько действительно пугающих рассказов. Лично меня до дрожи в коленках пробрал небольшой экскурс в тонкости скорняжного ремесла под названием “Шкурки”. Эта история, написанная борцом за сохранение окружающей среды Полом Вилсоном, рассказывает о своеобразной мести замученных ради красивого меха животных. Автору не пришлось выдумывать жестоких маньяков или отвратительных чудовищ – для достижения нужного градуса кошмарности достаточно было подробно описать методы современной пушной индустрии и безжалостно применить их к двуногим героям рассказа. Кровавый ироничный хоррор, получившийся в результате, способен заметно повлиять на ваше отношение к шубам и прочим модным меховым изделиям. Весь ужас домашнего насилия покажет оптимистичный в общем-то рассказ Майкла Маршалла Смита “Человек, который рисовал котов”. Титулованный всевозможными премиями “Последний пир арлекина”, подаривший название сборнику, сыграет на весьма распространенной в наши дни коулрофобии, более известной как боязнь клоунов. Ну а история Кима Ньюмана “Доктор Тьма” не только погрузит читателя в националистический кошмар, но и введет в околофантастическое сообщество. Текст, дополненный стилизациями под отрывки из газет, комиксов и политических воззваний, обязательно порадует любителей темной фантастики. Шутка ли, в одной из сцен герой рассказа встречает на комик-коне самого Нила Геймана! Эти и многие другие истории, а также любопытные ремарки от составителей сборника – мастера антологий Стивена Джонса и популярного писателя Рэмси Кэмпбелла помогут вам получить достаточно широкое представление об англоязычной литературе ужаса. И даже утратившие злободневность темы (у себя на родине “Последний пир…” был опубликован еще в 1991 году) не помешают читателю сполна насладиться жуткой атмосферой вошедших в сборник произведений. В конце концов рассказы в жанре хоррор, тем более переводные, не так уж часто издаются в нашей стране, и долгожданное решение этой проблемы издательством “Азбука” не может не радовать. |
0 | Твитнуть |