Под влиянием подобных людей
POLART-РЕЗИДЕНЦИЯ
21 сентября 2017 года, 13:13 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Известный эксперт в области современного искусства Михаил Овчинников в очередной раз прилетал на Таймыр как куратор арт-проекта “Большая Медведица”. Кроме участия в церемонии открытия фасадной композиции на здании Таймырского музея директор филиала фонда “Связь времен” прочел в PolArt-резиденции Музея Норильска лекцию для профильной аудитории.
Архитектор Елена Арсеньева, с недавнего времени руководитель направления “Девелопмент” Агентства развития Норильска, слушала Михаила Овчинникова не первый раз. – Мы встречались и в его Музее Фаберже, и на лекциях, – отвечает на просьбу дать оценку услышанному Елена Владимировна. – Благодаря ему я уже поняла, что смешение классики с другими стилями, даже с тем же китчем, в грамотных пропорциях может дать интересный результат. Такие, как Михаил Овчинников, определяют, что искусство, а что нет. Этот человек для меня авторитет. Свое внутреннее право – принимать или не принимать – я воспитываю под влиянием подобных людей. Я давно знаю, что искусство может быть странным, непонятным, чужим, но для меня важно ощущать, что человек трудился над произведением. Две скомканные бумажки и подпись “Бесконечность” – этого я не понимаю. Имеют ли право такие вещи называться искусством, я не знаю, но считаю, что нет… И добавляет после паузы: – Возможно, что на следующем жизненном этапе я пойму и приму это, как в свое время приняла эклектику. Фаберже, Кало, Дали О том, что такое современное искусство и как традиционные музеи с его помощью выстраивают диалог со своими посетителями, гость из Санкт-Петербурга рассказал норильским коллегам и всем интересующимся темой на примере Лувра, Эрмитажа и Музея Фаберже, в котором с его основания (2013 год) занимает должность первого заместителя директора. Завершающая часть лекции о молодом частном музее с классической коллекцией получилась не менее увлекательной и даже более захватывающей, чем рассказ о Нью-Йоркском МоМа, одном из самых представительных музеев современного искусства в мире, том же Лувре и Эрмитаже. То, что происходит в этом музее здесь и сейчас, возможно, станет ориентиром и для музейного сообщества Норильска. Как рассказал Михаил Овчинников, Музей Фаберже почти сразу вошел в пятерку самых привлекательных мест Санкт-Петербурга, но желание видеть в залах молодежь, не очень интересующуюся декоративно-прикладным искусством XIX века, подтолкнуло традиционный музей в направлении современного искусства. Первой, в 2016-м, открылась выставка живописи и графики мексиканской художницы Фриды Кало, из-за зрительского ажиотажа ставшая настоящим испытанием для музея. И триумфом. Этой весной музей развернул временную экспозицию живописи и графики Сальвадора Дали. Увидеть работы великого испанского сюрреалиста приходили люди всех возрастов и национальностей. Важно и то, что открывались обе выставки в так называемый низкий сезон, когда в городе еще не было наплыва туристов и жители Северной столицы могли без проблем попасть в бывший дворец Нарышкиных-Шуваловых. А в конце этого года здесь планируется выставка работ художников “Парижской школы”. Михаил Овчинников назвал пока имена Модильяни и Сутина. Цель и счастливая судьба О планах своего музея гость рассказал только “Заполярному вестнику” уже после своей блистательной лекции и слов благодарности директора Музея Норильска. Наталья Федянина также выразила надежду на помощь Михаила Овчинникова в создании в нашем городе “нового места обитания современного искусства”: – Это сегодня наша цель. Открытая музеем в прошлом году арт-резиденция – только начало в этом направлении. Михаил Овчинников известен еще и как создатель коллекции (и первый директор) первого в Санкт-Петербурге музея современного искусства “Эрарта”. В этом статусе он прилетал в Норильск в 2012 году. Выяснилось, что ему не понаслышке знакомы имена художников, чьи работы хранятся в Норильске. Например, в “Эрарте” в его бытность проходила выставка живописи и графики Андрея Поздеева (проект “Россия в “Эрарте”). – Это очень яркое явление для своего времени. Я считаю, что Поздеев – один из больших советских одиночек. Его сложно отнести к нонконформистам, которые были его современниками. Он стоит особняком, как, например, Петр Горбань, который жил в Ставрополе и создавал абсолютно самобытные работы. Точно так же и Поздеев. Конечно, это очень яркий художник своего поколения. Слава богу, он оставил богатое наследие. А наследию очень повезло, что о нем с самого начала хорошо заботились. То, что в Норильске хранится такая его коллекция, – удивительная ситуация. В позднее советское время была довольно распространенная практика дарить выставку музею, в котором она представлялась. Для художника было ценно, что кто-то осмелился выставить его работы. Эти художники знали, что никуда они их не продадут. В беседе с “ЗВ” Михаил Владимирович сказал, что как эксперт по современному искусству рад за Музей Норильска, в чью коллекцию попали и “кожи” Бориса Молчанова. – Считаю замечательным то, что музей старается собрать его наследие, насколько это возможно. Это неповторимый художник, не закрепощенный никакими канонами. Он может нравиться или не нравиться, но само явление, связанное с вдумчивым использованием аутентичных материалов, с тем историческим и символическим контекстом, который за ними стоит, абсолютно уникально. Выяснилось, что автор множества успешных арт-проектов считает, что в северном городе складывается благоприятная обстановка для развития музейного дела. – Сегодня здесь есть профессионалы, которые современно мыслят и хотят, чтобы в городе что-то происходило, и много что делают. Не уверен, что Норильску нужен музей современного искусства, но проект новой художественной галереи с новым зданием и новой экспозицией должен быть осуществлен. Понятно, что идеально, когда есть и музей современного искусства, и музей города, но это может быть и единый организм. Главное, чтобы у него была ярко выраженная идентичность, связанная с Норильском. Радостно открыли В конце разговора арт-куратор проекта “Большая Медведица”, ради которого он и оказался в наших краях, рассказал и о сотрудничестве с Таймырским краеведческим музеем. С автором композиции художником из Уфы Ринатом Волигамси (псевдоним: фамилия наоборот) Овчинников познакомился, когда осуществлял выставочный проект “Россия в “Эрарте”: – Это очень сильное профессиональное искусство. По образованию Ринат архитектор, и у него прекрасный рисунок, правда, он практически не работает с цветом, хотя пишет маслом. Само его искусство герметично. У него свой язык и экзистенциально-политизированный юмор в работах. Яркий, самобытный и в то же время стабильный и последовательный художник. После первой лекции в медиакомпании “Северный город” в 2012 году мы с ее организаторами поехали в Дудинку, где я познакомился с директором Таймырского музея Ольгой Павловной Корнеевой. Она показала мне стену и рассказала, что хотела бы видеть на ней. Я как-то сразу для себя решил, что сделать это может Ринат. Он и с архитектурой знаком не понаслышке, и мыслит концептуально. Волигамси согласился. …14 сентября мы радостно открыли созвездие Большой Медведицы на музейном здании. |
0 | Твитнуть |