Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Норильск и Питер: дружба навек
Юбилеи
3 сентября 2009 года, 16:38
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Юбилеи Гипроникель и Надеждинский металлургический завод отмечают в один год. Осенью 2009-го институту исполнится 75, а «Надежда» отпразднует 30-летие пуска первой очереди.
Сначала был СНОП
Именно в Ленинграде разрабатывалась проектная документация первых норильских рудников и шахт. В апреле 1935 года институт «Союзникельоловопроект», или сокращенно СНОП, в дальнейшем преобразованный в Гипроникель, закончил составление технического проекта Норильского комбината. И хотя через три года генеральным проектированием в Норильске занялась собственная проектная контора, сотрудничество с ленинградским проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом не прервалось.
В эпоху «Надежды», аналогов которой в мире нет до сих пор, Гипроникель вновь получил статус генпроектировщика. Главным инженером проекта от института был назначен Яков Осташевский. Во многом благодаря ему и его молодому заместителю Владимиру Филиппову проектирование Второго никелевого, то есть «Надежды», шло очень интенсивно.  
Осташевский до пуска металлургического гиганта не дожил, и его место в 1979 году занял 36-летний заместитель. Новый ГИП был с «Надеждой» во время пуска и освоения первой и второй очередей, до 1985 года. Для него, как и для всего института, строительство по сути второго комбината за Полярным кругом стало звездным часом.
Участие Владимира Филиппова в разработке  и внедрении автоклавной технологии переработки пирротиновых концентратов первой очереди завода было отмечено Золотой медалью ВДНХ и Государственной премией СССР, а за проектирование и пуск второй очереди Владимир Семенович получил орден «Знак Почета». В Норильске кроме «Надежды» на счету у начальника металлургического отдела института – такую должность занимал 14 лет сегодняшний советник гендиректора по металлургии Гипроникеля Владимир Филиппов – немало и других проектов. Например, цех электролиза никеля и хлорно-кобальтовый цех никелевого завода.
 
Летучий отряд генпроектировщика
В 1972 году, когда ленинградец Филиппов только получил назначение на должность заместителя ГИПа, для авторского надзора за строительством в Норильске был создан проектный отдел Гипроникеля. Почти 20 лет специалисты всех профилей – технологи, механики, строители, проектировщики инженерных сетей, электроснабжения, автоматики – оперативно решали проектные вопросы на стройплощадке НМЗ. С 1982-го по 1992-й летучий отряд института  возглавлял Леонид Поздняков, для которого годы на «Надежде» – самые интересные и незабываемые.
На строящийся в тундре на месте старого аэропорта завод Позднякова перевели из механослужбы комбината в 1974 году, когда стройка получила статус Всесоюзной ударной, а Второй никелевый завод стал именоваться Надеждинским. К тому времени у механика Позднякова была за плечами только первая норильская пятилетка, а сегодня норильский стаж гендиректора  ООО «Алькор» перевалил за сорок лет.
– На «Надежде» эксплуатационный персонал готовился задолго до пуска первой очереди. Я начинал старшим механиком сероплавильного цеха, был главным механиком завода. В этой должности ездил в командировку в Финляндию. В 1982 году меня пригласили в качестве руководителя проектного отдела института «Гипроникель» для дальнейшей доводки оборудования и вывода на проектную мощность.
Оборудование для Надеждинского металлургического завода поставляли около 240 фирм из 14 стран мира.  Шефмонтаж осуществлялся финскими компаниями: «Оутокумпу», «Альстрем» и «Раума-Репола». Они же вели все переговоры с поставщиками, согласовывая свои действия с генпроектировщиком. Для окончательных решений и по проекту, и по оборудованию Гипроникель активно привлекал специалистов комбината. Переговоры проводились в основном в Ленинграде. Такое взаимодействие позволяло всем хорошо ориентироваться и в проекте – оценить его значимость не только в технологической цепочке комбината, но и в отечественной цветной металлургии в целом.
 
«Надежда» как высшая школа
Все строительные конструкции по заводу, оборудование первой очереди проектировались и изготовлялись на территории нашей страны. И авторский надзор, по мнению руководителя проектного отдела генпроектировщика, сыграл неоценимую роль в своевременной стыковке всех частей проекта и пуске завода.
– Особенно ярко проявились знания и опыт специалистов отдела в критической ситуации, когда в 1984 году сгорел цех подготовки шихты, – вспоминает Поздняков. – Пожар поставил завод на грань технологической катастрофы. Главный пожарный России, прилетевший в Норильск через день после случившегося, в первую очередь направился в наш отдел, где попросил показать проект кровли. Проверяющий не нашел в нем никаких отклонений от норм и правил пожарной безопасности…
В короткие сроки совместными усилиями сотрудников отдела, специалистов завода и всех служб комбината были найдены технические решения, позволившие подавать песчаник, руду и другие компоненты в плавильный цех по временной схеме. Ни одна линия ПВП не была остановлена! Плавильный цех заработал в нормальном режиме, выдавая металл. Естественно, что отдел трудился круглосуточно до полного восстановления цеха.
Во время проектировки и строительства «Надежды» в норильском отделе ленинградского института работало 60 специалистов. В 1992-м он стал структурной единицей института «Норильскпроект». Многие сотрудники были переведены на работу из Норильска в северную столицу. Ни для кого не секрет, что специалисты, прошедшие школу «Надежды», высоко котировались в головной конторе и занимали, как правило, ведущие должности.
Поздняков к этому времени получил новое задание. Учитывая его опыт руководства проектировщиками, Норильский комбинат предложил Леониду Ефимовичу заняться добычей самой северной лечебной минеральной воды. То, что с этим предложением обратились именно к нему, никого не удивило. После перестройки проектный отдел Гипроникеля стал первым в истории Норильска государственным арендным предприятием. Второе, строительный подряд, организовал  бывший мэр города Василий Ткачев.
– Кармазина только спросила: «Налоги платить будешь?»… С заказами тогда было туго, – вновь погружается в прошлое Поздняков, – Гипроникель сам сидел на подельщине, но в отделе дела шли. У нас, пожалуй, у первых в НПР появились плоттеры вместо кульманов, не говоря уже о компьютерах. Времена были непростые, но я старался хозяйничать с умом. Работали стабильно, люди держались за место в отделе.
Но все когда-то кончается: в 1992-м для Леонида Позднякова закончилась эпоха «Надежды» и Гипроникеля, но не прервались связи. Уже в качестве гендиректора «Алькора» он регулярно получает приглашения на юбилеи и завода, и института. Вот и в этом году планирует побывать и на том, и на другом, чтобы сказать слова благодарности бывшим коллегам по «Надежде». В том числе и Владимиру Семеновичу Филиппову.
Леонид Поздняков десять лет возглавлял летучий отряд генпроектировщика
0

Читайте также в этом номере:

Победителю – оленя! (Иннокентий НЕФЕДОВ)
Устойчивый август (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Опатия в Хорватии (Инна ШИМОЛИНА)
Уж небо осенью дыхнуло… (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск