Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Неординарный случай
Подробности
21 декабря 2009 года, 14:45
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
2009-й уходит, и в нем останутся выигранные ремонтниками бои. Среди них случаются весьма  экстремальные. Например, сейчас идет «битва» за крышу железнодорожного вокзала. Точка в этой истории еще не поставлена, зато отремонтированный в ноябре  перемороженный  трехкилометровый водовод, снабжающий аэропорт холодной водой, уже можно смело заносить не только в анналы ПО «Норильскремонт», но и вообще в историю всего НПР.
Подробности этой истории рассказывает Алексей Кавылкин, заместитель начальника производственного отдела ПО «Норильскремонт» ООО «Норильскникельремонт». Это он координировал действия всех привлеченных к ликвидации аварии ремонтных трестов: ночью при свете «пээсок» и костров и днем в мокрых валенках или унтах он контролировал процесс. Говорит, что за 30 лет его практики водовод от аэропорта до озера Алыкель, где установлена насосная станция, оказался перемороженным впервые.
Зима, Север, морозы, ветер. В таких условиях им предстояло «убрать» из труб лед и снова пустить воду. Помочь попросило руководство комбината. Директор объединения «Норильскремонт» Константин Шанаев собрал выездное совещание на месте аварии, распределил обязанности, и работа закипела. Производственному объединению «Норильскремонт» досталась  львиная доля замороженных труб – 2100 метров. К ликвидации ЧП подключили также Северную строительную  компанию и ЗСК. Кавылкин рассказывает про своих.
– Сначала заехал трест Надеждинского завода, а с утра остальные подразделения. Их там работало шесть: трест НМЗ,  трест медного, никелевого, «Норильскэнергоремонта», 12-й специализированный участок и гараж АТЦ (автотранспортный цех).
Самый классический вариант, говорит Кавылкин, отогревать трубу тем же бензорезом, которым в ней делают отверстие. Но это слишком долго. Решили греть, используя  выброшенные резиновые колеса. Их собрали у «шиномонтажек». Такая технология значительно сэкономила время. Работали в три смены, 205 человек, в бой была брошена лучшая передвижная техника ремонтников: электростанция, компрессоры, сварочные агрегаты.
 
Ночью грели, днем бежали за водой
Отогревали четверо суток, запуск производили в течение трех. Чтобы уменьшить риски, разделили 2100 метров на пять  участков большими задвижками.
–  Мы после отогрева всего водовода делали контрольные отверстия через каждые 40–50 метров, – улыбаясь, рассказывает подробности успешно завершенного дела Алексей Кавылкин (известно, что победы добавляют оптимизма). –  Если видим лед,  шины подставляем, горелкой греем через каждые 10–20 метров для контроля, мы же должны убедиться, что труба пустая. Потом мы отверстия заварили, сделали контрольные отверстия с вентилями. Для чего? Владельцы водовода пускают воду под большим давлением. Вот она начинает двигаться по нашему участку. Вентиль мы открыли, как только с него вода пошла, следовательно, от старта до этого участка мы спокойны. Его отогрели. И мы бежим за этой водой к следующему вентилю, тоже через 50 метров. А если через него вода не пошла, значит, от предыдущего вентиля до этого труба не прогрелась. Мы дополнительно начинаем греть. Надо быстро все делать. Эта вода уже стоит, ее надо дальше пускать, чтобы она была в движении, не замерзла. Пробка могла большая быть из-за халатности, но мы халатности не допустили. Хорошо отогрели, и пуск произошел очень быстро. Люди героически работали.  Была премия, всех поощрили за вклад.
«Заполярный вестник» попросил руководителей некоторых подразделений, участвовавших в восстановлении водовода, ответить на четыре вопроса: 1. Самый горячий момент в процессе ликвидации аварии. 2. Как часто ремонтникам выпадает подобный экстрим? 3. Какие мысли приходят в голову во время таких работ? 4. Послевкусие после победы.
 
Трудно быть первопроходцами
Владимир МУЛЛИН, управляющий трестом НМЗ ПО «Норильскремонт»:

1. Самым горячим моментом для нас было начинать  ликвидировать аварию первыми. Следующие подразделения шли по накатанному пути, мы были первопроходцами. Работники треста и раньше участвовали в подобных акциях, но здесь имелось  одно неудобство: рядом с этим водоводом идет  аэронавигационный кабель, который ни в коем случае нельзя было сжечь. Иначе – смело закрывай аэропорт и никуда не летай. Поэтому мы находились в поиске. Пробовали греть трубы разными способами, обливали керосином и поджигали минплиту, но все было неэффективно. В конце концов, приняли решение попробовать автомобильные шины маленького диаметра. Дело пошло, огонь до кабеля не доходил. Мы передали наработанную за ночь технологию утренней смене – подъехавшим трестам.
2. Случаи такие очень редки, на моей памяти это третий. До него был водовод между Оганером и городом и газопровод до цементного завода, который мы разогревали горячей водой.  Огнем было нельзя, потому что газ. Дай бог, чтобы такие случаи были еще реже.  
3. Скорее всего, такие мысли: быстрее закончить, запустить и уйти.
4. Не только после этой, после любой хорошо сделанной  работы народ себя чувствует молодцом, а наши ремонтники ко всем заданиям относятся добросовестно.
 
К экстриму подготовлены
Сергей ГАЛКИН, и.о. управляющего трестом медного завода ПО «Норильскремонт»:

1. На первом совещании  Константин Камболатович Шанаев, директор ПО «Норильскремонт»,  распределил аварийный участок между подразделениями.  Первое, с чем столкнулись, как провести разогрев трубопровода? Долго спорили, каким  методом, как, сколько нужно специалистов. Вот это был горячий момент,  от которого многое зависело. Нестандартная оказалась для нас работа. Существуют парогенераторы, с помощью которых  ведут отогрев, но у нас в подразделении их нет. Рабочие предложили использовать обыкновенные шины старых автомобилей. Это самый эффективный и малозатратный способ. Далее нам надо было сесть и продумать, как быстро привезти людей, в каких точках делать сварку, где прорезать отверстия.  Большое спасибо команде аэропорта за взаимопомощь.  Благодаря высокой организации мы устранили эту аварию за минимальные сроки.  
2. Это неординарный случай, другого такого водовода нет на моей памяти. Хотя сейчас наш трест при таких низких  температурах восстанавливает кровлю на железнодорожном вокзале. Тоже неординарный случай.  Подразделения у нас всегда готовы к работе в экстремальных условиях. На некоторых из них, в частности в тресте Надеждинского завода, есть и соответствующее оборудование.  Ежегодно в зимний период мы проводим тренировки, имитирующие такие ситуации, поэтому, наверное, и были готовы.  
3. О чем думается в такие моменты? Что надо людей спасать.
4. Люди чувствуют, что помогли другим, это и дает душе тепло.  
 
На пределе возможностей
Валерий НЕЧИТАЙЛО, и.о. начальника участка №12:

1. Самый горячий момент – запуск, который осуществлял наш участок. Люди, которые это делали, специализируются на трубопроводах. Сложность была в том, что холодную воду запускали в сильный мороз.  Как бы хорошо ни была прочищена и отогрета труба, она все равно имеет температуру наружного воздуха,  и вода, соприкасаясь с ней,  образует элементы  льда, которые  гонит впереди. Все равно где-то образуется пробка. Нужно вовремя определить это место, прогреть, чтобы вода пошла дальше. У нас численность нужных специалистов не очень большая, люди работали практически в две смены одним составом. Неделю  трудились на пределе своих возможностей. Особо отличились старший мастер Алексей Чардымов, бригадир, он же электрогазосварщик Дмитрий Куля (он однажды сутки отработал, некем было заменить) и слесарь Валерий Соколов. Молодцы ребята, хотя все работали хорошо.
2. Это не первая серьезная городская авария, естественно, хотелось, чтобы стала последней. Были у нас ситуации с замораживанием домов в прошлые годы и в Талнахе, и в Норильске. Тогда отлаживали отопление в жилых домах практически те же люди. А мелкие аварии  происходят постоянно. Уже в этом году приходилось ими заниматься. Причины разные, но  сейчас, как мне кажется, много некомпетентных людей, которые, не понимая специфику системы водоснабжения, отдают какие-то совершенно ненужные команды.
3. Люди тепло одеваются,  втягиваются в работу и хотят побыстрее ее завершить. Никаких других мыслей в такие моменты не приходит.
4. Это вкус победы. Бой выигран,  все довольны,  когда видят, что запуск прошел успешно и работа произведена грамотно и правильно. Удовольствие по окончании испытывают все.
0

Читайте также в этом номере:

Всё просчитано (Лариса ФЕДИШИНА)
TOS KURIM – это по-нашему (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Находки становятся экспонатами (Ирина ПЕРФИЛЬЕВА, специалист архивного отдела администрации города Норильска)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск