Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мечта о чудо-городе
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
2 апреля 2013 года, 15:08
Текст: Станислав СТРЮЧКОВ
Первые норильские архитекторы – разработчики генеральных планов города хорошо понимали, что территория, пригодная для строительства, очень ограничена и в ближайшей перспективе возводить новые городские кварталы будет просто негде. Поэтому еще в 40-х годах резервной территорией для расширения Норильска главный архитектор города Витольд Непокойчицкий определил левый берег реки Щучьей, имеющий замечательное скальное основание. Но тогда мало кто верил, что город будет расти и развиваться быстрыми темпами, и в 1949 году на этом месте построили медный завод.
Однако Норильск опережал прогнозы демографов. Уже в конце 60-х годов, во времена массового жилищного строительства, городу стало тесно в существующих границах.
Даже появившийся на территории поселок Талнах не решил проблему нехватки жилья и объектов социально-бытового назначения. А когда построили Надеждинский металлургический гигант, стало окончательно ясно, что в Большом Норильске должен быть новый жилой район. Начались поиски места для его расположения.
Дымчатый, лесной? Нет – старик
В 1974 году в планах развития города значилось строительство поселка Таймыр на реке Хараелах в районе ТЭЦ-2. К работам планировали приступить в 1976 году, но передумали из-за сильной удаленности этой территории и бездорожья. В 1980 году инженеры “Красноярскгражданскпроекта” предложили построить “новый Кайеркан” – поселок вблизи Надеждинского завода.
Проект был грандиозный, а жилье предполагалось самое комфортное в городе, но из-за близости дымящего металлургического производства от строительства престижного поселка тоже пришлось отказаться.
Тогда же в десяти километрах от Норильска, неподалеку от талнахской дороги, у озера Выгодного, были обнаружены выходы кристаллического базальта на площади более 200 гектаров. Это идеальное природное основание для строительства новых, современных микрорайонов. 24 августа 1981 года на техническом совещании при директоре комбината приняли решение разместить перспективное строительство именно в этом новом районе. Были предложены варианты названий будущего “малого  города”: Талактаат – “кустарниковый”, Мастак – “лесной”, Туустаак – “соленый”, Бурунтаак – “дымчатый”. Но 9 февраля 1982 года в официальных протоколах впервые прозвучало название “О новом жилом образовании Оганёр”. Когда-то собственные имена Оганёр-1 и Оганёр-2 были присвоены триангуляционным знакам (астропунктам), стоящим в этом месте. А само слово по-долгански означает “старик”, “старейшина”. Существует легенда, что одним из помощников-проводников в экспедиции Николая Николаевича Урванцева был маленький, сухонький, древний, как сама тундра, старец-оганёр Спиридон Поликарпович Лаптуков. В дальнейшем буква ё, как это часто бывает, из слова исчезла.
В 1983 году в Доме техники состоялся семинар-конкурс на лучшую архитектурно-планировочную идею жилого района Оганер. Десять творческих бригад архитекторов из Москвы, Ленинграда, Красноярска и Норильска представили макеты будущего города-спутника. Победителем и обладателем всех наград стал институт “Моспроект”, которым руководил Александр Рочегов, но лучшие идеи других проектов тоже использовали.
И фантастические клумбы
В марте 1985 года на месте строительства нового жилого образования Оганер вбили первый колышек. Планы рождались фантастические, почти из другой жизни. Это была первая в мире попытка создать крупный жилой комплекс, в котором воплощена мечта архитекторов о заполярном городе – сплав технологий и живой природы. В нем должны были соседствовать лучшие достижения северной архитектуры, конструкторской, инженерной мысли, индустриального домостроения.
Дома серии “КОПЭ-Север” давали возможность строителям собирать разные секции квартир подобно конструктору, оставляя неизменным лишь лестнично-лифтовый узел. КОПЭ – конструкционные объемно-планировочные элементы – были разработаны специально для современных заполярных строек. Они позволяли менять пластику районов, создавать неповторимость зданий. Архитекторы предлагали избавиться от плоской кровли, восстановив понятие “крыша”, что, по их мнению, оживило бы контакт дома с небом. Даже в пятиэтажных зданиях планировалось установить лифты. В центре хотели построить огромное по площади сооружение из стекла и бетона с включением озера, леса, не говоря уже о парках, скверах, бассейнах, спорткомплексах. Не забыли и фантастические клумбы в виде розочек у каждого дома. 75 тысяч счастливчиков предполагалось заселить в чудо-квартиры.
Вот как описывал будущий город Оганер один из его создателей, начальник отдела гражданских сооружений института “Норильскпроект” Валерий Анишин: “Справа вдали, за речкой Наледной, увидим сложный по композиции силуэт города, где, выразительно и ритмично переплетаясь с очертаниями Талнахских гор, возвышаются 16-этажные дома-комплексы, а ниже каскадом пяти-, девяти-, двенадцатиэтажные здания. Насыщенная цветовая гамма слегка размыта далью. Широкая автомагистраль разделяет город на две части: южную и северную. Южная фланкируется 12-этажными домами с многочисленными предприятиями торговли, быта, отдыха. А за ними к югу виден каскад сочлененных, повернутых под разными углами жилых зданий в пять и девять этажей. Здания преимущественно панельные – это наделенные пластикой панели, облицованные разноцветной керамической плиткой. Слева по магистрали – общественный центр. Здесь и кинотеатр, и спортивные залы, и плавательный бассейн, клубные помещения и торговые, предприятия общественного питания, бытового обслуживания.
Большепролетные здания высотой в 1–3 этажа с озелененным и свободным для прогулок первым этажом – это особенность линейного общественного центра. Он стоит посреди магистрали в широченной, до ста метров, разделительной полосе, как бульвар между двумя районами. Северный район выходит на магистраль зданиями невысокими – в 4–5 этажей, чтобы постепенно вырасти до 12 этажей. Такие здания позволяют солнцу проникнуть во все дворы – ведь пятиэтажные дома с юга, тень от них короче. А 12–16-этажные дома-комплексы – это три-четыре здания, объединенных малоэтажной общественной частью, где разместятся все предприятия, необходимые для жильцов: приемные пункты, клубы, детские кружки, небольшие магазины, залы для собраний и семейных чаепитий и так далее”.
Без перспектив?
В Оганере решено было построить тысячекоечную больницу, оснащенную по последнему слову медицинской техники. 24 июля 1988 года в бетонное основание будущего стационара советские и югославские строители заложили металлическую капсулу, куда вложили свежий номер городской газеты и технический паспорт комплекса, пожелав при этом, чтобы потомки никогда не нашли эту капсулу. Чтобы больница стояла прочно и долго.
Открывали стационар 7 июня 1993 года директор Норильского комбината Анатолий Филатов и посол Югославии, первый директор хорватской фирмы “Монтер” Милан Мандич.
Оганер должен был стать самым престижным районом Норильска, но пресловутая “эпоха перемен” в корне изменила все планы. Сегодня Оганер – недостроенный  маленький поселок на шесть тысяч человек с одной школой и детским садом “Веселинка”, несколькими магазинами, отделением полиции. Без бассейнов, спортивных комплексов, Дворца культуры и без ближайших перспектив. Об этом горестно напоминают коробки домов, зияющие провалами пустых окон. Некоторые объекты недавно начали сносить, например многоэтажный гараж – он оказался не нужен. До сих пор в отношении Оганера нет перспективной и продуманной политики. Единственным его значимым объектом осталась современная тысячекоечная больница.
 
При написании материала использованы документы архивов города, комбината, Музея НПР и другие источники.
Надежда Оганера
Cтроится тысячекоечная больница
0

Читайте также в этом номере:

Стройка года (Дарья ОМЕЛЬЧЕНКО)
Анализ покажет (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Значит, в Сочи захотели (Лариса ФЕДИШИНА)
С юмором порядок (Юлия КОСТИКОВА)
В четверг узнаем, кто кого (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Будет битва (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск