Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Геолог учится всю жизнь
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
18 октября 2011 года, 13:51
Текст: Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
Из служебной командировки в Тибет вернулся главный геолог ООО “Норильскгеология” Сергей СНИСАР. Этот визит прошел в рамках обмена опытом между китайскими и норильскими геологами. О подробностях поездки он рассказал корреспонденту “ЗВ”.
– Сергей Григорьевич, какой была цель поездки?
– Ознакомление с геологией Тибета. Китайская геология сейчас находится на подъеме. За последние 15–20 лет там открыли сотни месторождений, в том числе несколько уникальных. Благодаря этим исследованиям изменилось геологическое расчленение пермских отложений (это возрастной интервал в истории развития Земли, он членится по классическим разрезам на ряд отделов).
– Сухой теорией на месте не обойтись?
– В мире есть два способа обучения – объяснение и предъявление. Треугольник или шар трудно объяснить, их проще предъявить. Так же и в геологии: ряд вещей трудно формализовать и объяснить. Поэтому геологам надо предъявлять – месторождения, какие-то классические обнажения, керн скважин, чтобы это осталось в памяти. В институте геолог приобретает начальный опыт, умение работать с материалом, обобщать, а потом учится всю жизнь. Поэтому очень нужны такие обменные визиты, всевозможные конференции, полевые экскурсии.
– Удалось побывать на каких-то месторождениях?
– К сожалению, программой предусматривалось не ознакомление с китайскими месторождениями, а знакомство с геологией Тибета. Тибет, как известно, возник благодаря тому, что Индийский субконтинент надвинулся на Азиатскую плиту. И за счет этого возникли Гималаи и Тибет – одни из самых молодых гор на Земле. В Тибете мы проехали около 700 километров, побывали в столице Тибетского автономного района – Лхасе и в ряде небольших населенных пунктов.
– У нас горы, у них горы. Начинка разная или похожа?
– Наши горы сложены базальтами, а Тибет в основном континентальными и морскими осадками, лавами различного состава, гранитами. Соответственно, наши отложения специализированы на определенные виды полезных ископаемых, например на сульфидные медно-никелевые руды. На Тибете специализация на другие виды полезных ископаемых, в частности на цинк, свинец, радиоактивное сырье.
– Может, они еще просто не нашли свой Талнах, копают неглубоко?
– Как Таймыр в целом изучен недостаточно, так и Тибет еще изучен не в полной мере. Соответственно, там есть потенциал обнаружения месторождений различных видов полезных ископаемых.

Китайцы дрейфуют в сторону Запада

– Что Норильск может дать Китаю и что они могут дать “Норильскому никелю”?
– Пока это первые контакты с китайскими коллегами. В свое время школа китайской геологии была создана в России, предыдущее поколение китайских исследователей училось в Москве, Санкт-Петербургском университете в 50–60-е годы прошлого века. Они формировались на русском опыте. Сейчас любопытно было посмотреть, чем отличается русская школа геологии от западных школ: французской, немецкой, американской, канадской. Китайцы сейчас дрейфуют в сторону Запада.
– Это плюс или минус?
– Трудно сказать. Есть свои особенности у русских и зарубежных школ. Мне, как представителю русской школы, кажется, что наша лучше.
– Таймыр – одно из мест, где благодаря компании “Норильский никель” сохранилась российская геология. Как живется в эпоху кризисов и перемен вашим китайским коллегам?
– В китайской геологической службе геологам живется лучше, чем в российской, хотя бы потому, что там есть Академия геологических наук. У нас есть просто Академия наук, в которой действуют различные отраслевые институты, а вот единого методического центра нет. Наша федеральная геологическая наука делится на академическую и производственную, и соответственно, нет единого методического центра по картографированию, изучению территории страны. У китайцев это есть. Они подошли более организованно к изучению своей территории, нам есть чему у них поучиться. За последние 20 лет у них сделан серьезный рывок в сторону создания собственных минерально-сырьевых баз. Страна вообще развивается очень бурно, поэтому нуждается в сырье. И они наряду с тем, что закупают его за рубежом (в том числе у “Норильского никеля”), находят и добывают сырье сами.

Самое красивое небо – в Тибете

– Подобные знания для геолога лишними не бывают?
– Непосредственно каждый день эти знания нам не нужны, но такие поездки создают определенный кругозор, показывают, как работают геологи других стран. Появляется круг знакомств, который очень важен. Всегда можно позвонить, посоветоваться, встретиться на какой-нибудь конференции, обсудить те или иные результаты. Для любых специалистов очень важны подобные контакты. Опять же кстати оказалось знакомство с русскими геологами из Всесоюзного геологического института – основного отраслевого геологического производственного института Федерации, и Института земной коры в Иркутске – академического института с очень сильной школой геологии. Они изучают в основном район Забайкалья, Прибайкалья, Восточную Сибирь.  
– Вы почувствовали энергетику Тибета?
– Конечно. Это действительно особая страна, просто другая планета даже по сравнению с Китаем, не говоря о России. Я в принципе немало поездил по миру, и самое красивое небо, которое я видел, – в Тибете.
– Как вам показались сами китайцы?
– Очень дружелюбные, очень хлебосольные, по три раза в день нас кормили в ресторанах. У меня сложилось впечатление, что они очень хорошие люди, потому что любые наши просьбы выполнялись. Допустим, если нездоровится человеку, ему оказывали медицинскую помощь, не спрашивая, есть ли у него медицинская страховка.
– Вы ждали в гости коллег из Китая еще в сентябре, их визит не отменяется?
– Они не смогли приехать, но приедут на следующий год. Нам есть что показать. У нас уникальное месторождение, аналогов которому в мире нет. В прошлом году из Китая к нам уже приезжали руководители отрасли в целом, руководители их профильных институтов, заместитель министра. Кстати, с двумя из них – руководителем института геомеханики и вице-президентом Китайской академии геологических наук – я встречался в Пекине. Они прекрасно запомнили меня как представителя Заполярного филиала. Заулыбались, говорили, как им понравился Норильск. На следующий год приедут уже специалисты-геологи, а не руководители.
Сергей Снисар на одном из горных перевалов Тибета
0

Читайте также в этом номере:

Пусть будет в Оганере парк (Марина СОКОЛОВА)
Гражданином быть обязан (Марина БУШУЕВА)
Управляй и меняй (Марина СОКОЛОВА)
Можно открепляться (Лариса МИХАЙЛОВА)
Шутники-строители (Марина СОКОЛОВА)
Мадемуазель из Норильска (Марина СОКОЛОВА)
Ориентир на успех (Марина СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск