Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
ФерМЭР Юрий Лукс
18 января 2008 года, 10:47
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Чем занимаются бывшие мэры и советники губернаторов в отставке? Любопытно, не правда ли? Наверное, покупают себе квартиры в Москве, строят дачи на Рублевке и ежегодно поправляют свое здоровье в Швейцарии. Так думали и мы, пока не встретились с Юрием Луксом – бывшим мэром Талнаха, ныне хозяином свинофермы.
– Юрий Леонидович, как получилось, что вы занялись разведением свиней?
– Ну, во-первых, у меня не только свиньи, а целая сельскохозяйственная артель – 24 вида деятельности. Думаем вот получить разрешение на пушного зверя. Собираемся приобрести несколько особей кроликов породы «серый великан», которые великолепно переносят 40-градусные морозы и весят до 6 килограммов.
А как получилось? В 2005 году вызвал меня замгубернатора Таймыра Тарасов и сказал, дескать, округ ликвидируется, так что отправляйся, Леонидыч, на пенсию. Ну, сказано – сделано. Что делать дальше? Последние три года я был заместителем председателя комитета природных ресурсов Таймыра, так что все связанное с сельским хозяйством было мне хорошо знакомо. Вот собрал таких же, как я, пенсионеров и открыл сельскохозяйственную артель «Горбита». Недавно ей исполнился один год.
 
Несгибаемый баран
– Откуда такое название?
– Так называется река, протекающая на северо-востоке Дудинского района. Название ей дали казаки, которые 150 лет назад пришли на Таймыр. В честь русских первооткрывателей я и дал имя своему детищу. Но самая интересная история не про название, а про герб артели – на нем у нас изображен Путоранский баран. Миллионы лет он прожил на территории Таймыра и до сих пор живет.  Будучи мэром, я предложил поместить его изображение на герб Талнаха. Это стоящее животное – сильное, хитрое. К тому же наше, родное. Путораны же защищают Талнах от ветров, поэтому, в отличие от Норильска, у нас и березы растут, и голуби живут. Талнахские депутаты со мной согласились, а вот норильским баран почему-то не понравился. В общем, не приняли. А путоранский баран перекочевал на герб артели.
– Чем сегодня располагает артель?
– 400 тысяч гектаров в охотопользовании по всему Таймыру. Это очень далекие территории, раньше там располагались охотничьи и рыболовецкие хозяйства, а сегодня туда никто не идет. Я же взял их под большую перспективу – возродить промыслы на Таймыре. Планируем также заняться внедрением на Таймыре экстремального туризма.
Особая надежда у меня на рыболовство. Думаю, что не все понимают, что с присоединением Таймыра край вышел в прибрежное рыболовство – к нам присоединилось Карское море и море Лаптевых. А что есть Карское море? В 1939 году только в Пясинском заливе стояло 29 бригад. За летний период они добывали 300 тонн рыбы. Сегодня там не берут ни одного килограмма.
Сегодня у нашей артели только в Карском море пять рыбопромысловых участков. Но чтобы выйти в Пясинский залив, необходимо провести там научно-исследовательские работы и определить квоты на вылов рыбы. А когда это будет – неизвестно.
 
Цены снизим
– А у артели какие планы?
– В Талнахе, на Горняков, 4, и на Горняков, 8, стояли две девятиэтажки. Их снесли. Моя задумка – на месте одного здания сделать сельскохозяйственный рынок, а на месте другого – дом крестьянина. По федеральному закону №271, который вступит в силу 1 января 2009 года, 50% рабочих мест на сельскохозяйственном рынке должны принадлежать фермерам, хозяйствам, индивидуальным предпринимателям. Сегодня в Норильске нет ни одного официального места, куда вы бы могли прийти и продать два ведра ягод, которые вы насобирали, или мясо оленя. А ведь по Таймыру более 200 хозяйствующих субъектов, и только по Норильску 15 тысяч охотников-рыболовов.
Чем еще интересен сельскохозяйственный рынок? Только на нем можно торговать с автотранспорта. Люди будут приезжать из Дудинки, Хатанги. Сами настреляли, наловили, насобирали – сами же и продали. В этом случае цена на мясо, рыбу точно упадет. Что касается качества продукции, то на рынке будет лаборатория. С работниками ветеринарной клиники я уже беседовал, они сказали, что если будет помещение, то оборудование поставят за счет федеральных средств.
– А дом крестьянина – это что?
– Хозяйственники и фермеры Красноярского края не хотят сотрудничать с Норильском. Потому что сейчас местные торговцы скупают там, а здесь продают втридорога. Я предлагаю производителям самим приезжать в Норильск для реализации собственной продукции. Но тут проблема такая: прилетит человек, а жить ему негде. Гостиница – дорого, а если будет дом крестьянина, то фермеры смогут там останавливаться.
– Вы на свои личные средства собираетесь все это организовать?
– Я свои средства уже вложил в эту артель. Продал акции. Артель выкупила в Дудинке брошенный мерзлотник (холодильник) на 350 тонн, чтобы могли привозить продукцию из Красноярска. Так что ждем поддержки от властей и спонсоров, готовых вложиться в это нужное дело.
Он не грязный, а в пятнышках
0

Читайте также в этом номере:

ПЕШИЙ ЭКСПРЕСС (Полина ИВАНОВА)
ЗОЛОТЫЕ НОВОСТИ (Владислав ТОЛСТОВ)
Мечты сбываются (Сергей ИВЛЕВ)
К малышам с карандашами (Марина БУШУЕВА)
Как не прогадать (Ирина ЗОЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск