Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Энергия первых
ДАТА
10 декабря 2012 года, 13:44
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
В декабре первая и главная теплоэлектроцентраль Норильска отмечает 70-ю годовщину. Юбилей ТЭЦ-1 – событие столь значимое, сколь велика роль первого теплоэнергетического предприятия в жизни города и Норильского комбината. Не даром историю строительства и развития ТЭЦ-1 энергетики бережно хранят и передают из поколения в поколение.
Духовой инструмент промышленности
На предприятии действует музей, экспонаты и фонды которого хранятся и пополняются год от года. Его неизменный хранитель на протяжении последнего десятилетия мастер электроцеха Татьяна Мацук трепетно относится к каждому экспонату, к каждому письму от бывших работников ТЭЦ. Люди помнят годы лишений и побед за Полярным кругом, осознают величину своего вклада в становление заполярного металлургического производства. Их воспоминания приобретают сегодня совершенно особый смысл и становятся еще более бесценными.
Первый гудок ТЭЦ-1 огласил промерзшие окрестности Норильска 12 декабря 1942 года. Это значило, что один из основных этапов строительства жизненно важного для северян и производства объекта закончен. Развивающаяся промышленность Норильска требовала все больших энергозатрат, а значит, с первым гудком ТЭЦ все только начиналось.
Кстати, о гудке. Руководствуясь искренним убеждением, что “без гудка на производстве и пуск не праздник”, один из строителей станции Константин Чернышов смастерил его накануне по книжке об устройстве духовых инструментов. Как считают энергетики, подобный творческий подход к решению разного рода технических задач при строительстве станции является в высшей степени показательным и характерным для сложного производства тех лет. Ставший в свое время не по своей воле строителем, Константин Николаевич Чернышов впоследствии был удостоен звания “Почетный гражданин Норильска”.
Трудности сопровождали строительство ТЭЦ в Норильске постоянно – такое было время. Энергетики считают, что история их отрасли в Заполярье началась задолго до первого гудка. Согласно архивным документам, первые упоминания об имеющейся технике датируются 1931 годом. К этому году в Норильске имелась локомобильная электростанция мощностью 50 лошадиных сил, пять буровых станков, четыре трактора, около 80 лошадей и 1000 оленей. И только через четыре года мощность местной электростанции поднялась с 14 до 20 киловатт – в основном благодаря аккуратному содержанию и своевременному ремонту.
Лето 1936 года специалисты отмечают серьезным техническим шагом вперед в норильской энергетике – в эксплуатацию введена временная электростанция №1 (ВЭС-1). Она имела уже пять локомобилей, от которых работали три генератора и два электромотора, и выдавала мощность в 250 киловатт. Все это помещалось в деревянном здании с толевой крышей. Почти сразу стало ясно, что без расширения мощностей с поставленными задачами не справиться, и через год началась подготовка к строительству по соседству второй электростанции ВЭС-2.
Ударный труд – предельные нагрузки
Стройка была объявлена ударной, предполагалось разместить под одной крышей весь комплекс оборудования ВЭС-2: зал распределительных устройств, машинный зал с двумя турбогенераторами – основным и запасным, котельную, служебные помещения. Темпы строительства производства за Полярным кругом не поспевали за возможностями и потребностями самих строителей, поэтому нагрузка уже имеющейся электростанции доходила до предела.
Начальник Норильского комбината Владимир Матвеев подписал приказ: изъять во всех помещениях лампочки более 60 ватт, использование ламп выше этой мощности допускать по особому разрешению главного механика. Кроме того, в течение 24 часов изъять во всех квартирах и бараках кипятильники и нагревательные приборы, кроме утюгов и чайников, которые могли быть использованы тоже по специальному разрешению.
Изнурительный труд, тяжелые условия, масштабы поставленных задач не могли не привести к срывам. При передаче дел Норильского строительства и лагеря НКВД новому руководству в 1938 году специальная комиссия составила следующее заключение в духе того времени: “ВЭС-2, кирпичный завод №2… не имеют проектов и смет… что дало возможность врагам народа (ныне осужденным) долгое время вести строительство вредительски… Эти объекты должны были вступить в строй в 1937 году. На 1 мая 1938 года процент их готовности: ВЭС-2 – 40%...” Начальник Норильского комбината был арестован и приговорен к 15 годам заключения по обвинению во вредительстве.
В полной мере
Новый начальник комбината Авраамий Завенягин в ноябре 1938 года распорядился все потребности ВЭС-2 выполнять в полной мере и вне всякой очереди – пуск второй электростанции по-прежнему считался первоочередной задачей для всего Норильского комбината. Временную электростанцию №2 ввели в пробную эксплуатацию в мае 1939 года, несмотря ни на что. Обслуживающий персонал подобрали главным образом из осужденных по бытовым статьям и вольнонаемных. Однако грамотных эксплуатационников и руководителей среди них не нашлось. И тогда главный энергетик комбината Линцер вышел с ходатайством перед начальником Норильлага о допуске 14 осужденных по политическим статьям к работе на электростанции помощником начальника ВЭС-2, заведующим котельной, старшим мастером, дежурным инженером, машинистом турбины и так далее. Именно эти люди вели основные работы по монтажу ВЭС-2 и знали ее досконально.
В 1936 году принималось решение о строительстве Норильской ТЭЦ, станция должна была обеспечить возможность пуска первой очереди Норильского комбината.
Подготовка участка, проектно-изыскательские работы, временные сооружения, теплосети, железнодорожный транспорт и многое другое на будущей станции готовились и разрабатывались норильскими специалистами. В 1939 году у начальника Норильского комбината Завенягина уже имелась схема водоснабжения ТЭЦ и всего комбината: насосная станция на реке Норилке – водовод от Норилки до озера Долгого – насосную на Долгом – напорные водоводы от озера к ТЭЦ – сооружения по сбросу теплой воды с ТЭЦ в озеро Долгое – плотина на реке Долгой.
Технический проект ТЭЦ Норильского комбината разрабатывался в Ленинграде Северо-Западным отделением “Теплоэлектропроекта”. Аннотация к проекту позволяет понять уникальность предстоящего строительства станции: “Теплоэлектроцентраль Норильского комбината будет сооружена в Норильске Таймырского национального округа Красноярского края. Мощность ТЭЦ – 75 мегаватт.
Норильск расположен на 69-й параллели северной широты. В практике строительства тепловых электростанций эта ТЭЦ будет первой мощной теплоэлектроцентралью, сооруженной в столь северных широтах, в условиях вечной мерзлоты. ТЭЦ предназначена для снабжения электроэнергией и теплом Норильского комбината и его города… Топливом является уголь Норильского месторождения, разработки которого находятся в пределах площадки комбината на расстоянии 5 км от ТЭЦ. Уголь в количестве 1800 тонн в сутки будет поступать по железной дороге с общекомбинатского угольного склада. Зола гидравлическим способом в количестве до 400 тонн в сутки по самотечным каналам будет удаляться на золоотвал, расположенный в 700 м от территории ТЭЦ в пойме ручья Наледного, протекающего по тундре…”
Первоначально предполагалось, что основное оборудование – два турбогенератора – завезут в Дудинку в навигацию 1938 года, а монтаж начнется 1 апреля 1939-го. Ввести в эксплуатацию новое оборудование ТЭЦ планировалось через год. Но установленные предварительно сроки оказались объективно невыполнимыми. Основные земляные работы в скальном и вечномерзлом грунте на строительстве велись вручную в самый суровый период – в первое полугодие 1940 года. Площадка, на которой возводилась ТЭЦ, имела скальное основание. Компрессоры и перфораторы были получены только в конце навигации. Из-за невыполнения плана по земляным работам задерживалось возведение фундаментов и металлоконструкций.
В архиве комбината сохранился приказ №318, согласно которому “в целях максимального приближения и использования рабочих на производстве зэка и зэка, работающих на строительстве ТЭЦ”, создается отдельный лагпункт и вокруг стройплощадки вводится круглосуточное оцепление.
В ноябре 1940 года приказом Завенягина начальником строительства ТЭЦ назначается Иван Макарович Перфилов. Срок пуска в эксплуатацию одной турбины и одного котла ему устанавливается – IV квартал 1942 года. Позже Иван Перфилов писал в своих воспоминаниях: “…Для ускорения строительства станции рабочие чертежи выполнялись непосредственно на стройплощадке выездной бригадой проектировщиков… Сразу стало ясно, что вовремя пустить станцию можно только вооружившись мощной механизацией… По инициативе Авраамия Павловича для разработки скальной сопки были применены массовые взрывы и механизмы, предназначенные для рудника открытых работ: трехкубовый экскаватор “Брюс-Айрус”, восемь 60-тонных железнодорожных думпкаров с пневматической разгрузкой и два паровоза широкой колеи”.
В январе 1942 года монтаж металлоконструкций главного корпуса был закончен, строительные работы следовали за монтажными, здание было полностью закрыто. Зимняя кладка стен велась способом замораживания раствора. Приготовленный на бетонном заводе и доставленный к месту работ, он застывал. На месте кладки пришлось применять электропечи.
Учились там, где строили
Опыт проведения монтажных работ параллельно со строительными дал положительные результаты. Производство недостающего оборудования и материалов было налажено непосредственно в Норильске. На комбинате изготовлялись транспортеры, пылепроводы, обмуровочный и термоизоляционный кирпич и многое другое.
Одновременно с главным корпусом будущей ТЭЦ возводились служебный корпус, щит управления, распределительная подстанция, химводоочистка, нефтехозяйство, гидрозолоудаление и весь комплекс топливоподачи. Во время строительства ТЭЦ на промплощадке развернулось настоящее соревнование – строителей и монтажников между собой, а также со смежными коллективами “Стальконструкции”, “Центроэлектромонтажа”, “Металлургстроем” и “Спецстроем”.
В августе 1942 года заместитель наркома внутренних дел Завенягин посетил Норильский комбинат и детально ознакомился со всеми объектами, дав указание досрочно пустить внеочередную часть ТЭЦ с турбиной мощностью 25 тысяч киловатт. Строители ТЭЦ восприняли это как боевое задание. Группу обслуживающего персонала будущей станции отправили в Кемерово для изучения оборудования и обучения эксплуатации станции.
Вспоминая годы строительства, современники задаются вопросом: что же все-таки стало определяющим в форсированных темпах освоения доселе недостижимых высот и самоотверженном труде людей? И приходят к единому мнению, что в числе прочих факторов непростого времени трудности помогли преодолеть упорство и воля строителей. Все или почти все приходилось осваивать собственными силами, производить на месте, искать решения, исходя из конкретных условий и объективных обстоятельств. При этом люди нередко проявляли настоящий героизм, руководствуясь взятыми на себя обязательствами.
В истории ТЭЦ известен случай, когда мастер сантехнических работ Алексахин, чтобы предотвратить засорение питательной воды временной котельной, в 40-градусный мороз разделся и залез в емкость с водой, чтобы закрыть всасывающую трубу сеткой. Или когда в день пуска турбины в машинном зале пробило сальник резервного насоса и фонтан ледяной воды создал угрозу выхода из строя двух электромоторов, прораб Казаков и монтажник Суни собой закрыли прорыв и стояли до тех пор, пока электромоторы не были укрыты от воды. При этом вся бригада монтажников продолжала работать в воде до полного устранения неисправности.
Вместе с новой ТЭЦ Норильский комбинат получил не только мощную энергетическую базу, но и хорошо подготовленные кадры. Сложное оборудование монтировалось людьми, которые на месте учились с ним обращаться. Основной инженерно-технический персонал проработал на строительстве станции с начала работ и до пуска ТЭЦ. Впоследствии многие специалисты остались на ней работать.
Волей-неволей даже заключенным, участвовавшим в строительстве ТЭЦ, приходилось публично принимать производственные обязательства. В 1945 году прозвучало обращение ко всем зэка Норильлага: “Мы включаемся в предоктябрьское социалистическое соревнование и берем на себя следующие обязательства. Не допускать аварий и брака в работе, бесперебойно снабжать и комбинат, и поселок электроэнергией и теплом… Закончить в установленные сроки подготовку к зиме… Бороться за экономию… Участвовать в выполнении обязательств, взятых на себя коллективом ТЭЦ… Приложить все силы и знания, чтобы комбинат заслужил звание лучшего предприятия НКВД за 1945 год”.
Задел на будущее
Дальнейшее развитие теплоэлектроцентрали Норильска шло уже в четко спланированном ритме, продиктованном в первую очередь производственными потребностями комбината и правительственными заданиями. Достижения энергетиков, в том числе за обеспечение работы комбината в годы Великой Отечественной войны, были отмечены Красным знаменем Государственного Комитета Обороны. Норильскому комбинату и коллективу ТЭЦ-1 красные знамена ГКО были переданы на вечное хранение в 1946 году.
Знаковые события в норильской энергетике можно проследить по годам, пускам и технологическим нововведениям станции.
В 1950 году завершилось строительство первой очереди ТЭЦ с вводом в эксплуатацию шести котлоагрегатов и пяти турбогенераторов. Установленная мощность станции составила 162 мегаватта.
Строительство второй очереди велось с 1952-го по 1959 год и ознаменовалось пуском четырех котлов и четырех турбин среднего давления. В этот же период построена первая кирпичная дымовая труба высотой 150 метров. Были также заменены циркуляционные насосы на более мощные, оборудован золоотвал с отстоем золы, что дало возможность сбрасывать уже осветленную воду. Мощность ТЭЦ составила уже 262 мегаватта.
С 1958-го по 1965 год велось проектирование и строительство третьей и четвертой очереди ТЭЦ. В эти годы введены в эксплуатацию шесть котлоагрегатов высокого давления, три турбогенератора, сооружено распределительное устройство 110 киловатт. Над ТЭЦ поднялась вторая дымовая труба. В декабре 1965 года станция вышла на проектную мощность в 515 мегаватт.
Начало 70-х годов вошло в историю Норильского промышленного района переводом основного питания котлов ТЭЦ с угля на новый вид топлива – природный газ Мессояхского месторождения. Но еще десять лет уголь оставался на станции резервным топливом.
С дальнейшим развитием Норильской энергосистемы, вводом в эксплуатацию ТЭЦ-2 и Хантайской ГЭС город и комбинат были обеспечены электроэнергией в достаточной мере. Но для увеличения тепловой мощности ТЭЦ-1, что было необходимо в условиях растущей потребности Большого Норильска, была построена пиковая котельная, и в период с 1974-го по 1988 год введено в работу шесть пиковых водогрейных котлов.
С 1992 года на ТЭЦ-1 начата поэтапная замена устаревшего и физически изношенного основного и вспомогательного оборудования станции. За десять лет заменены четыре из девяти турбин среднего давления на агрегаты чешского производства. Шесть котлов производства Дании заменили котлы первой очереди ТЭЦ, отработавшие двойной ресурс. Реконструкция и модернизация ТЭЦ продолжается по сей день.
История станции сегодня отображена в выставке документов, материалов, свидетельств участников строительства, фотографий и отдельных экспонатов в действующей исторической экспозиции ТЭЦ. С многих архивных документов гриф “Секретно” снят совсем недавно, и открывшиеся факты потрясают своим драматизмом. Именно в память о своих предшественниках – тех, кто первым давал Норильску свет и тепло, на ТЭЦ бережно хранят все исторические документы. На основе этого архива написан публикуемый сегодня материал.
Представители нового поколения в новом столетии понимают, что им предстоит открыть другую страницу в энергетике Заполярья. Может статься, это даже будет новая энергетика. Но судьбы и заслуги первых, считают здесь, должны навсегда остаться в памяти норильчан.
Строительство главного корпуса
Собирают первую турбину
Монтаж котлоагрегата
0

Читайте также в этом номере:

Ремонт под контролем (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Переход сделали безопасным (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Доброжелательная к ребенку (Валентина ВАЧАЕВА)
В сад через сайт (Екатерина СТЕПАНОВА)
Обещали вернуться (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск