Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Для тех, кто любит бояться
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
12 апреля 2012 года, 16:26
Текст: Юлия КОХ
Лично у меня иногда возникает желание последовать примеру котенка по имени Гав: уютно устроиться в теплом безопасном месте и всласть побояться. Для такого случая идеально подходят книги Джеймса Герберта о детективе по паранормальным явлениям Дэвиде Эше. Его романы “В плену у призраков” и “Возвращение призраков” были объединены под одной обложкой и опубликованы издательством “Эксмо” в серии “Шедевры мистики”.
Мистические детективы о Дэвиде Эше были написаны еще в 80-х годах прошлого века и стали настоящим кладезем жанровых клише для последующего развития индустрии ужасов. Эти книги напоминают скорее фильмы в жанре хоррор, тщательно перенесенные на бумагу, с подробным описанием всех жутких сцен и спецэффектов. Тут мы найдем и облачка пара, срывающиеся с губ главных героев при приближении потусторонних созданий, и покойника в гробу, открывающего глаза в самый неожиданный момент, и таинственные голоса, зазывающие персонажей в темные и жуткие места. Однако прежде чем упрекать Джеймса Герберта в отсутствии оригинальности, стоит учесть, что эти растиражированные современной культурой образы выглядели ново и свежо в годы написания романов.
Злобные духи
Главный герой,  объединяющий обе части дилогии, – личность довольно необычная. В начале своих приключений он циничный ученый, занимающийся разоблачением духовидцев и медиумов. Несмотря на то что Эш работает в Институте психологических исследований – учреждении, которое всерьез изучает экстрасенсорику, предвидения и привидений, исследователь уверен, что все так называемые явления призраков можно объяснить. Порой причиной оказываются недостатки в конструкции здания, из-за которых возникают странные шумы, порой – сквозняки или буйное воображение очевидцев. Но чаще всего истории о привидениях оборачиваются обычной фальсификацией, ведь дело происходит в Англии, где духи давно превратились в приманку для туристов.
Несмотря на свое демонстративное неверие, Дэвид проявляет странную пугливость в моменты столкновения со сверхъестественным. Он, конечно, немало усилий тратит на то, чтобы объяснить происходящее каким-нибудь физическим феноменом или собственным умственным переутомлением, но все эти ободряющие умозаключения ничуть не мешают ему от души паниковать. Должно быть, именно поэтому в первой части дилогии бедняга становится объектом издевательств и насмешек со стороны призрачного сообщества. Душевная травма, полученная в старинном особняке Эдбрук, ставшем игровой площадкой для злобных духов, как нельзя лучше дополняет психологический портрет детектива. В лучших традициях стиля нуар он пьет как лошадь, и курит как паровоз, только чтобы успокоить нервы, заводит обреченные романы и хранит жутковатые тайны из собственного прошлого. Во второй части мы видим, что герой несколько оправился от пережитых ужасов, но привидения пасторальной деревушки Слит вскоре вновь приводят беднягу на грань нервного срыва.
Воплощенные страхи
Два романа об этом неудачливом парапсихологе существенно отличаются как по стилистике, так и по темпу повествования. Если “В плену у призраков” скорее напоминает старомодный фильм ужасов с динамичным сюжетом, готическим антуражем и не самым неожиданным финалом, то “Возвращение призраков”  ссылается на рассказы Эдгара По. Во второй части автор подобно классику раскрывает мрачные тайны почтенных семейств, нагнетает напряжение, рассуждает о вине и ее искуплении. Присутствует даже ворон, нарушающий тишину Слита своим отрывистым карканьем. Приемы, которые использует Джеймс Герберт, чтобы пощекотать читательские нервы, во второй части становятся гораздо изощреннее. Вместо того чтобы просто описывать жутких привидений, писатель последовательно воплощает подсознательные страхи своих героев. Этот прием, безусловно, в разы усиливает эмоциональное воздействие текста, но в то же время насыщает роман шокирующими сценами, которые, вероятно, покажутся неуместными некоторым любителям мистики. К тому же “Возвращение призраков” почти вдвое длиннее первой части, и сюжет здесь развивается вдвое неторопливее. Общей отличительной особенностью обеих историй является необычайное могущество неупокоенных душ. Вместо того чтобы скромно маячить в темных углах, издавая печальные вздохи, призраки Джеймса Герберта бродят средь бела дня, управляют погодой, причиняют физический вред живым, а кое-кто из них  даже водит машину. Эта демократичная политика автора, похоже, окончательно разбаловала привидений, потому что ведут они себя в этих книгах из рук вон плохо.
Мистические детективы одного из прародителей жанра хоррор до сих пор заставляют читателя изрядно понервничать, погрузившись в мрачный мир, где призраки способны плести заговоры, мстить обидчикам и выяснять отношения между собой. Ну а каждому последователю храброго котенка по имени Гав истории о Дэвиде Эше подарят несколько на редкость жутких вечеров под любимым пледом.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск