Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Автандил ЦХОВРЕБОВ: «Ремонтников нужно носить на руках. Особенно в кризис»
Юбилеи
19 декабря 2008 года, 12:18
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Два предприятия, входящие в состав «Норильскникельремонта», отмечают сегодня свои юбилеи. «Норильскшахтсервису» исполнилось 25. «Норильскремонту» – 10. Свое 55-летие отметил и генеральный директор ООО «Норильскникельремонт» Автандил Цховребов. Поводом напроситься на интервью к Автандилу Васильевичу и послужили эти события. Кроме того, «Заполярный вестник» поставил целью подтвердить или рассеять слухи об очередной грядущей реструктуризации в ремонтной сфере.
Стол в кабинете генерального заставлен  открытками, сувенирами, плодовыми мини-деревьями и прочими подарками. Свой собственный юбилей Автандил Цховребов уже отметил в кругу друзей и родственников. На праздник прилетали родные из Москвы, в том числе красавица внучка Диана. Ей два с половиной года. «Внучка – это прелесть, – говорит  высокопоставленный дедушка, и глаза его теплеют, – она пела, танцевала». Впрочем, беседа носит сугубо деловой характер.
– Автандил Васильевич, какими подарками вы порадовали своих подчиненных, отметивших юбилеи?
– Такое впечатление, что вы прилетели с другой планеты. У нас на этой планете экономический кризис. Не мог он не коснуться и в «Норильского никеля». Поэтому празднования всех юбилеев идут очень скромно.
– Буквально позавчера один механик сказал про норильских ремонтников так: «Стали разубоживаться». Он имел в виду, что раньше у ремонтников была узкая специализация. Обслуживали, например, агрегаты в плавильном цехе. Потом их вывели из комбината в «Норильскникельремонт», стали посылать везде, и они потеряли свою квалификацию, растворились в общей массе. Это так?
– Я не понимаю, что вы хотите сказать. Знаю, что история ремонтников норильского комбината до меня выстраивалась так. Появлялись предприятия, которые надо было ремонтировать, и на этих предприятиях – ремонтники. Они развивались вместе с предприятиями, и в конце концов появилась необходимость объединять их в отдельные цеха. Великие люди, такие как Данилов Леонид Иванович, начали объединять их в структурные подразделения. Так появились РССУ, шанаевский ТНРМ, ТШРУ в Талнахе и так далее. Последний проект с ремонтниками, выделение их в отрасль, назрел уже давно. Надо было понять, что такое ремонтники, сколько стоит их работа, как организованы те, кто трудится на предприятиях основного производства, и те, кто работает на ремонтных предприятиях. То, что с предприятий вытащили ремонтников, было абсолютно правильным решением. Надо было обеспечить прозрачность хозяйственной деятельности, потому что хозспособ – это черная дыра в экономическом смысле. Что касается квалификации, все наши производственные показатели говорят о том, что она повысилась, и мы ниже об этом скажем.
 
Теперь все считается
– Зачем же тогда сейчас все собираются вернуть на круги своя? Или это только слухи? Давайте их рассеем или подтвердим.
– Действительно, сегодня ту часть людей, которая занималась техническим обслуживанием, хотят вернуть обратно на производство. Извините меня, я не пойму почему. Объясняю. Это же было не просто так. Объединяли-то их механически, а потом надо было организовать работу. Мы организовали ее так, что повысили производительность труда за три года на 14 процентов. Естественной убылью уменьшили количество ремонтников на 1170 человек при тех же объемах работы. За это же время мы сэкономили денег, выделенных на ремонты, больше чем на миллиард рублей, что позволило нам ежегодно увеличивать заработную плату, закупать оборудование для ремонтов и вообще нормально функционировать.
Вы понимаете, что такое «Норильскникельремонт»? Это самая крупная ремонтная фирма в России – 10 тысяч человек или  пять «Норильскгазпромов», более четырех  «Надежд», две с половиной НТЭК. Это в полтора раза больше, чем все норильские горняки, вместе взятые. И, конечно, мы, как другие предприятия, боремся за свои показатели. Хотим эффективно работать, поэтому нет смысла где-то лишнего человека держать. Помню, в самом конце советского периода на предприятиях комбината появились парикмахерские, магазины. Удобно – вышел, а рядом пекарня, у завода свой магазин. Понастроить колхозы везде, конечно, удобнее. А в смысле бизнеса это полная чушь. Мы должны работать эффективно: больше оказывать услуг, больше выпускать продукции и на это меньше тратить денег.
Это раньше, когда были свои ремонтники на предприятиях, они на турбазе снег чистили, в гараже что-то делали, за пивом бегали. Или человек за два-три часа сделает работу, потом своими делами занимается. Ему комфортно, удобно. А теперь нужно попотеть и в клюве к вечеру принести деньги. Их нужно заработать. Тогда же никакой нормативной базы не было.
– А теперь?
– Теперь все считается. Все 10 тысяч ремонтников  выстроились в нормативную базу, и действия каждого считаются, каждый должен зарабатывать деньги. Мне, то есть «Норильсникельремонту», нужно каждый день зарабатывать 35 миллионов рублей, считая выходные. Поэтому нет таких возможностей, чтобы кому-то давать людей просто так.  
– Но ведь люди делают одно, а в программу «Эллипс» вводится совсем другая информация. Не раз приходилось такое слышать от производственников.
– Программа сырая, находится в стадии доработки, но на 90 процентов в ней верные сведения, что дает возможность заказчику принимать правильные управленческие решения. Эту  программу внедряет заказчик и абсолютно правильно делает. Конечно, есть еще минусы, но плюсов намного больше.
 
Ни шагу назад
– Значит, система «Норильскникельремонт» достаточно  эффективная?
– За все время существования «Норильскникельремонта» у нас почти нет рекламаций, что мы какую-то работу, которую нам заказывали, не выполнили. Ни разу без плана не были. Все задачи, которые стоят перед ремонтниками, выполняются. Мы получили то, что хотели. Поняли, сколько стоит работа. Поняли, что могут делать люди. Поняли, где эффективно, где не очень. Раньше такого не было. У нас  же почти на 12 миллиардов работ, фактически бюджет города.  Но городу их дают, и задача администрации  их эффективно тратить, а нам  их еще надо заработать! Потом тратить. Это очень сложная задача. Сейчас мы на такой стадии, когда надо дальше развиваться. Но, к сожалению, у нашего заказчика находятся люди, которые говорят: «Давайте сделаем шаг назад, давайте вернем часть ремонтников  обратно». Шаг назад делают те люди, которые не могут его сделать вперед. Это мое личное убеждение. Те, кто хочет  обратно отыграть часть людей, должны обосновать, а что от этого получит «Норильский никель»?
– Никто не обосновал?
– Это не так просто. Сейчас идет стадия обсуждения. Решение будет приниматься где-то высоко. Я – против. Расчетов никаких не видел. Слышал только эмоциональные высказывания. У нас было несколько совещаний по этому поводу, и директор Заполярного филиала Виктор Петрович Томенко, в принципе, так и ставит вопрос: «Мы можем вернуть часть ремонтников на производство, если эффективность такого мероприятия будет обоснована».
– Возможно, у вас есть свое видение развития событий?
– А вот этот вопрос очень интересный. Для того чтобы «Норильскому никелю» получить на территории конкурирующие ремонтные предприятия (а конкуренция нужна для того, чтобы сдерживать цены, иначе монополист получается), их надо выращивать здесь в буквальном смысле слова.
– Конкурентов?
– Предприятия. Здесь были внешние подрядчики, но часть из них исчезла в последние годы: их не устраивали цены и так далее.  Мое глубокое убеждение: эти предприятия надо делать из «Норильскникельремонта». Для того чтобы цена ремонта была меньше, не надо держать такое крупное предприятие.
 
Требуется повышение тонуса
– А что делать?
– Продолжить реорганизацию «Норильскникельремонта». У нас есть хорошие достижения. Мы зарабатываем чуть ли не 12 миллиардов, экономим на всем, кроме зарплаты. Этим гордимся, но знаем точно, что дальше нам две вещи будет делать сложно. Первое – повышать производительность труда, мы организационно исчерпали себя в этом плане. Второе – дальше удешевлять ремонты надо уже совершенно другим путем. Что такое «Норильскникельремонт»? Это не все 100 процентов ремонтов Норильского комбината, а процентов 55. 45 должны делать внешние подрядчики.  
– Те самые, которых ругают?
– Ругают, конечно. Они и исчезают, не работают. Установленные индексы и цена, которую им платят, потихоньку их уничтожают. Некоторые руководители сейчас рассуждают так: «А давайте внешнему подрядчику цену повысим». Никакого эффекта от этого не будет. Что представляют собой эти предприятия?  Директор, бухгалтер и несколько гастарбайтеров. Разве станут они развиваться: базу построят, оборудование купят? Не будет в Норильске такого. Какой может быть выход? Сделать из «Норильскникельремонта» несколько предприятий, чтобы они между собой соревновались. У меня-то база великолепная. Если ее поделить, получится несколько очень хороших фирм.
– Ручаетесь за результат?
– У нас есть опыт создания при Хагажееве сервисных предприятий. Им хорошую цену давали. Такую же, как нам, комбинатским, и они очень хорошо работали. А потом их опустили на уровень вот этих внешних подрядчиков, и эти предприятия еле дышат. Это печальный опыт, но все же опыт. Я убежден, что «Норильскому никелю» надо избавиться от таких активов, как «Норильскникельремонт», Заполярная строительная компания и от других непрофильных и некритичных предприятий. Поступить так же, как с «Норильск-Телекомом». Нужно сделать из «Норильскникельремонта» несколько ремонтных предприятий, которые будут иметь долгосрочные (на 5–10 лет) договорные отношения с заказчиком, юридически очень правильные и выверенные, чего не было сделано в первом случае. Тогда бы они начали между собой конкурировать. Думаю, это способствовало бы повышению производительности труда и сдерживанию цены. Я бы сам возглавил одно из таких предприятий.
– Но это же понижение статуса?
– Это, наверное, понижение статуса, но повышение тонуса: ремонтники в неволе погибают. Сегодня мы имеем массу ограничений в своей деятельности, которые не позволяют нам зарабатывать деньги. А тогда бы у нас с «Норильским никелем» были партнерские отношения. И я убежден: мы бы зарабатывали больше.
 
Кризис нам поможет
– Автандил Васильевич, говорят, у ремонтников зарплата за последние три месяца уменьшилась? Премию зарплату тоже кризис съел?
– Он не может мимо России проскочить, но, думаю, в этом году нас не очень заденет. В том, что касается зарплаты и доходов, пока все нормально. В этом году по сравнению с прошлым произошло увеличение дохода на 16,4 процента. Вопрос премий по итогам производственно-хозяйственной деятельности рассматривается. Размер ее обсуждается. Со дня на день ждем приказа генерального директора.
– А что будет потом? По имеющимся прогнозам, в феврале, марте или апреле кризис доберется до всех.
– Мы сейчас собираем бюджет следующего года, и бюджет будет точно такой, как в этом году. Никакого уменьшения нет, это касается и заработной платы. Есть одна особенность: врачи и ремонтники во время кризиса чувствуют себя нормально. Потому что, когда наступает экономический кризис, уменьшается все: строительство, инвестиции, затраты на замену оборудования. Если меньше строить, меньше покупать оборудования взамен изношенного, надо держаться на том, что есть. И здесь без ремонтников не обойтись. Поэтому кризис ремонтников коснется меньше, чем остальных. В Норильске – тем более.  Вы же читаете газеты: на материке людей отправляют в отпуска, сокращают, предприятия закрываются. У нас все пока – слава богу (тьфу-тьфу-тьфу).
– Но самих ремонтников не хватает. Так нам показалось, когда мы делали предъюбилейные репортажи с ваших предприятий.
– Есть такой момент. Ветераны уезжают на материк, опытные работники  уходят в основную технологию. Ведь ремонтник – это готовый технолог. Они с удовольствием их берут у меня, а мои с удовольствием идут туда, потому что там процентов на 15 зарплата больше.  
– Так все и уйдут. Где вы возьмете людей?
– А ремонтники из внешних подрядных организаций ко мне идут с удовольствием. Но сейчас я ворота все открыл, а набрать не могу. Например, на предприятие «Норильсктрансремонт». Если уходят оттуда 20–22,  приходят 15. Из них остается процентов 20. Остальные – не годятся. У кого-то со здоровьем проблемы, а   ремонты все-таки опасное производство, связанное с работой на высоте; большинство с 33-ми статьями и так далее. Мы можем констатировать  факт: в НПР с рабочей силой начинаются вопросы.
– Но мы же опять упремся в зарплатную планку. На материке получают столько же. Кто поедет на Север?
– Не ехали, но сейчас все-таки кризис. Там посокращают людей, и, я думаю, они с удовольствием поедут сюда.
– Где будут жить приезжие специалисты, это уже их проблемы?
– А у нас особых проблем с жильем нет. Мы каждый год в общежитие устраиваем человек 100–120. Устроим. Главное, чтобы приехали. Два месяца назад мы были на юге края, искали людей, но они не поехали. Подождем еще немного. Скорее всего, поедут. Мы надеемся. Но я выступаю за то, что зарплата ремонтников должна выравняться с зарплатой работников основного производства, чтобы наши туда не убегали. За границей ремонтники получают больше, чем технологический персонал, у нас почему-то наоборот. Ремонтников надо на руках носить, беречь, лелеять. Другого варианта нет, если комбинат хочет нормально работать.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников производственного объединения «Норильскремонт» и треста «Норильскшахтсервис» с юбилеями. Пожелать им здоровья, семейного благополучия, хорошей работы, достойного дохода.
– И вам того же!
 
Беседовала Татьяна РЫЧКОВА
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск