Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Скажем: «Браво!»
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
8 декабря 2009 года, 14:39
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Если в прошлом году казалось невероятным, что на сцене Норильского колледжа искусств исполняется Реквием Моцарта, то на нынешних музыкальных вечерах еще более неожиданным стало звучание в городском Концертном зале фрагментов оратории Генделя «Мессия». Но она исполнялась в Норильске! После того как хор закончил петь «Аллилуйя», дирижер Аарт Бергверф поднял два больших пальца вверх. Браво!
За несколько дней  репетиций программы концерта «В ожидании Рождества» хористы и музыканты симфонического оркестра колледжа искусств привыкли к стилю нидерландского дирижера и знаменитого в Европе органиста Аарта Бергверфа. Поначалу было непросто приспособиться к его манере. Дирижеры, в том числе и приезжие, с которыми ранее работали наши коллективы, например Павел Шаромов, были более экспрессивны, выдавали такую мощную энергетику, которая подпитывала музыкантов. А тут эмоциональный русский стиль сменился европейской сдержанностью. Считается, что западная манера исполнения барочной музыки тяготеет к аутентичности. Но поскольку исполнители всегда интерпретируют произведения, написанные столетия назад, нельзя сказать: сегодня играют и поют точь-в-точь как тогда.
 
Работать было в удовольствие
По словам директора Норильского колледжа искусств и автора проекта «В ожидании Рождества» Елены Истратовой, Аарт Бергверф – человек с хорошим чувством юмора, очень доброжелательный и живо реагирующий на происходящее в оркестре или хоре во время репетиций. Языковой барьер не мешал музыкантам общаться. Тем более что у гостя оказалось два переводчика. Это контрабасист Дмитрий Беляк, второкурсник колледжа, и заслуженная артистка России, солистка Новосибирской филармонии Ольга Осипова, выступления которой в Норильске всегда тепло принимает публика.
Третьим известным музыкантом, участвовавшим в декабрьских вечерах в Заполярье, стала Ирина Зорькина, лауреат международных конкурсов, артистка Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии. Ирина Зорькина была также концертмейстером оркестра НКИ, а Ольга Осипова при подготовке программы работала с хором Татьяны Ивановой как педагог-консультант.
Наши исполнители так же, как гости, понимают, что, играя такую сложную музыку, которую предложил для проекта «В ожидании Рождества» Аарт Бергверф, вдвойне трудно добиться чистоты стиля, может быть, особой фразировки. Достичь хорошего качества звучания можно только с опытным оркестрантом, каким и стал наш гость из Нидерландов. Массовый мастер-класс для студентов и преподавателей колледжа искусств и музыкальных школ очень пригодится норильским исполнителям.
Когда я спросила Аарта, как ему работалось, Бергверф, не задумываясь, ответил: «Великолепно! Это очень обучаемые люди, очень энергичные, работать с ними было в удовольствие».
Почти неделю дирижер провел в Норильске, куда приехал после гастролей в Новосибирске и Красноярске. Знающие северный климат новосибирцы посоветовали Аарту как следует экипироваться, и гость уверял меня, что гулять по городу в такие морозы вполне сносно. Иногда он ездил в такси, называя водителю адрес: музыкальный колледж. Аарт выучил и другие русские слова: «улица», «утро», «елки-палки» и, по-моему, понял слово «тепло». По местному телевидению гость смотрел репортаж с одной из репетиций и рассказывал Елене Истратовой, что видел ее интервью. «Ты выглядела хорошо», – уточнил Бергверф.
 
Теплые встречи
В воскресенье наши гости ездили на экскурсию по городу. Очень хотели попасть на «Норильскую Голгофу». Я спросила Аарта Бергверфа, специально ли он интересовался историей нашего города или же у него традиция лучше узнавать те места, где приходится бывать.
«Я понял, что история этого города начинается с 1935 года. Мы в Западной Европе много слышали о Норильске. Я здесь и очень хочу сам все посмотреть с вашей помощью. Стараюсь читать о тех городах, где бываю. И запоминать важные события из их  истории». На вопрос, чего ждете от норильских зрителей, дирижер ответил лаконично: «Посмотрим». Но, должно быть, посчитал себя слишком лапидарным и добавил: «После концерта».
Проект «В ожидании Рождества» Норильскому колледжу искусств удалось осуществить благодаря поддержке Красноярского центра международных и региональных культурных связей, а также муниципального управления по делам культуры и искусства. Хотя в колледже говорили, что после исполнения на сцене Концертного зала первой английской оперы – «Дидона и Эней» Генри Пёрселла и «Реквиема» Вольфганга Моцарта учить нынешнюю программу было проще, все равно волнение присутствовало. К исполнению готовилась кантата Йозефа Гайдна Salve Regina («Славим царицу»), Concerto grosso («Рождественский концерт») Арканджело Корелли, кантата Моцарта Regina coeli для сопрано, смешанного хора, оркестра и органа и фрагменты оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Музыка трудная, а для Норильска и вовсе непривычная. Тем приятнее, что в течение трех вечеров городской Концертный зал был полон. Причем не только завсегдатаями концертов классической музыки.
Сожалею, что музыку нельзя описать словами. Можно лишь сказать о том благостном настроении, о той радости и восторге, которые испытали слушатели от игры и пения артистов. Эмоции переполняли всех участников концерта. Признаюсь, я время от времени «подглядывала» за дирижером, который то приподнимался на цыпочках, то вдыхал воздух, то улыбался, то пел, и думаю, что Аарт Бергверф вовсе не был сдержанным. Он был вдохновлен музыкой, так же, как не скрывавшие своего восхищения слушатели. После каждого произведения зал буквально взрывался аплодисментами.
Перед последним концертом в Норильске Бергверф расчувствовался, говоря об особой душевной теплоте наших земляков. Дирижер бывал во многих городах Сибири, но так, как в Норильске, его не принимали нигде.
И счастливые обладатели билетов на концерты «В ожидании Рождества» долго будут вспоминать встречи с прекрасными исполнителями. Послушать такую музыку люди едут в Европу, а мы могли это сделать у себя дома. За что безмерно благодарны хору и симфоническому оркестру Норильского колледжа искусств, Ольге Осиповой, Ирине Зорькиной и Аарту Бергверфу.    
Минуты музыки
Оркестр звучал!
0

Читайте также в этом номере:

Снеговизор все видит (Лариса ФЕДИШИНА)
Кто интерпретатор? (Татьяна РЫЧКОВА)
Что в памперсе тебе моем? (Екатерина СИДОРОВА)
Сенсации не случилось (Екатерина СТЕПАНОВА)
Я буду всегда! (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск