Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сезон закроет «Мистификатор»
27 июня 2009 года, 12:21
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Санкт-Петербургской музыкальной комедии Александр Исаков в Норильске не был полтора года. За это время он выпустил два спектакля в Екатеринбургской драме, причем «Бал воров» по Жану Аную обозначен в афише как балет-комедия. В музкомедии он поставил оперетту Портера «Целуй меня, Кэт», ее премьера прошла с большим успехом в День России. Завтра «Мистификатор» в постановке Александра Исакова закроет 68-й сезон в Норильском Заполярном театре драмы.
Все другое
Ровно десять лет назад Александр Исаков первым поставил только что написанную Ингой Гаручава и Петром Хотяновским пьесу о том, что у каждого из нас есть право выбора и от нас зависит, какой выбор мы в этой жизни сделаем.
– За 10 лет со дня первой постановки «Мистификатора», – говорит режиссер, – было написано много хороших пьес, но для  Норильска я вновь выбрал пьесу из 90-х, потому что она вне времени с одной стороны и очень сегодняшняя с другой. И еще одно важное обстоятельство: пьеса очень хорошо раскладывается по труппе. Кроме Риты Ильичевой, все актеры, занятые в спектакле, знакомы мне по работе над мольеровским «Скупым». Как и в прошлый раз, интересно работать с Сергеем Ребрием, который умеет искать и находить зерно роли. Качество и ценное, и редкое. Не так много актеров сегодня владеют этим умением.
В Рите Ильичевой сильно развито интуитивное начало. Она иногда на репетициях делает то, что еще не до конца понимает, причем в абсолютно правильном направлении.
Процесс подготовки спектакля никогда не бывает легким, но, по-моему, любая репетиция должна приносить радость. Даже если это радость преодоления сопротивления материала. При повторном обращении «Мистификатор» остается для меня непростой пьесой. Тем более что сейчас совсем другое время, другие люди, город другой. Все другое.
…Работа над норильским «Мистификатором» даже такому работоспособному режиссеру, как Александр Исаков, далась непросто.
– Последнее время я столько мотаюсь между тремя городами – Екатеринбургом, Норильском и Питером, что уже забыл, когда был дома. Но помню, что на своей премьере «Целуй меня, Кэт» 12 июня я точно был… Из-за кризиса финансирование спектакля сократили, и премьера сдвинулась с марта на июнь, что сказалось на графике работы и в Норильске. Где-то за месяц до «Целуй меня, Кэт» я выпустил «Хануму» Цагарели в Екатеринбурге. И вот теперь последняя премьера в самом северном театре страны. Надеюсь, все получится не хуже, чем в Питере и Екатеринбурге, где зрители аплодировали стоя минут 10–15. Поток энергии из зрительного зала, полученный на этих премьерах, свидетельствует о том, что все сделано правильно и не зря.
Востребованность режиссера Исакова объясняется не только его профессионализмом, любовью к делу, чувством времени, но и уникальным чувством юмора. Норильску повезло, что этот талантливый человек «прикипел» именно к нашему театру.
 
Должен поклониться театру
Свой первый спектакль на норильской сцене – «Скупой» по Мольеру – постановщик застал в хорошей форме. И это он еще не видел сыгранный 13 июня прощальный с Ниной Валенской! Увидеть такую игру Сергея Ребрия – дорогого стоит, да и вся труппа в этот вечер была на высочайшем уровне.
– Я должен поклониться театру и актерам за то, что они четко держат спектакль, – отвечает на вопрос о «Скупом» режиссер. – Мне очень жаль, что уехала Фрозина – Нина Валенская, потому что были мысли о ней на будущее, если бы мы еще встретились в этом театре…
Александр Исаков считает, что в Норильском Заполярном  идет много замечательных спектаклей. (После беседы с «ЗВ» он собирался посмотреть «Собак» в постановке Анатолия Кошелева.) Сильное впечатление из уже увиденного у коллег на него произвела зыковская версия «Полетов над гнездом кукушки» (спектакль «А этот выпал из гнезда»).
– Очень хороший спектакль. Отлично сделан, и актеры в нем существуют интересно. Считаю, что в «Кукушке» одну из лучших своих ролей сыграла Валенская.
Если говорить о том, чего не хватает в репертуаре театра, то мне кажется, что обязательно должны быть музыкальные спектакли. Не постановки с музыкой, как «Скупой», а именно музыкальные спектакли. Трудно себе представить лучшего режиссера, чем Товстоногов, который еще и очень умело выстраивал репертуар БДТ. У него в афише «История лошади» Льва Толстого соседствовала с «Ханумой», где все пели и танцевали. В его театре существовал баланс серьезной драматургии и более легкой по жанру и подаче. Это и актерам важно: так они развиваются. И зрителю, который, кстати, последнее время отдает предпочтение комедиям и мелодрамам, а на трагедии ходит один раз и ненадолго… Может, поэтому еще мы выбрали для постановки трагикомедию…
Сценография Кочергина
Огромным счастьем для себя и норильского театра Александр Исаков считает участие в работе над «Мистификатором» великого театрального художника Эдуарда Кочергина.
– Первая совместная работа с Кочергиным у нас была в питерском ТЮЗе над «Драконом» Шварца. Для меня это великая школа. Давно хотел поработать с Эдуардом Степановичем еще, но как-то не получалось: то он чем-то занят, то у меня какие-то проблемы. И вдруг в Норильске все срослось... Мне с ним безумно интересно. Эдуард Кочергин – великий художник. Практически все спектакли  Георгия Товстоногова в БДТ оформлены им. Он много работал с Агамирзяном в театре Комиссаржевской, с хорошо знакомым норильчанам Львом Додиным. Вместе с нынешним художественным руководителем БДТ Темуром Чхеидзе они не так давно выпустили прекрасный спектакль «Власть тьмы». Там же, в Большом драматическом, но на Малой сцене, в оформлении Эдуарда Степановича идет спектакль «Ангелова кукла» по его же книге. «Ангелова кукла» имеет подзаголовок «Рассказы рисовального человека». В их основе лежит непростая жизнь очень талантливого человека. Это очень хорошая литература. Норильску я вдвойне  благодарен за возможность совместной  работы с лучшим театральным художником России.
В Норильск осуществлять авторский надзор от имени главного художника БДТ прилетел его ученик Фемистокл Амудас.
В постановочную группу «Мистификатора» вошел еще один петербуржец – хорошо знакомый норильскому зрителю балетмейстер Николай Реутов. А это значит, что в «Мистификаторе» нас ждут великолепно поставленные танцы, пластические монологи, диалоги и прочие невербальные отражения душевных переживаний героев.
Теперь только дворецкий
Санкт-Петербургская музкомедия, которую с 2003 года возглавляет Александр Исаков, в следующем году готовится отметить юбилей. Норильчане, часто бывающие в Питере во время отпуска, смогут попасть на открытие его 80-го сезона, намеченное на 13 августа. На собственно юбилейные торжества  театр планирует пригласить всех своих партнеров, в том числе и зарубежных – из Австрии, Венгрии. Кризис поспособствовал их более тесному сотрудничеству.
– Оперетту невозможно выпустить без денег в отличие от драматического спектакля. Мы поставили кальмановскую «Баядеру» и отправили декорации и часть костюмов в Венгрию, они таким же образом поставили у нас «Парижскую жизнь» Оффенбаха.
На посещаемости нашего театра этот самый кризис  никак не отражается, потому что жанр обречен на успех. Все спектакли Санкт-Петербургской музыкальной комедии идут с аншлагами. И все в театре, слава богу, живы и здоровы. Активно работают. Вот только Боря Смолкин теперь просто дворецкий. «Прекрасная няня» окончательно переманила его на телевидение. Боря очень хороший артист, но хотелось, чтобы он выходил на сцену. Один-два спектакля в год в нашем театре – маловато.
Кроме 80-летия музкомедии Александр Исаков в следующем году отметит и свой личный юбилей. О нем гость города говорить отказался, так как не любит персональных дат. Вот и в этом году в день рождения, 12 марта, он был в Норильске, где никто ничего не заподозрил.
0

Читайте также в этом номере:

Берег левый, берег правый (Андрей СОЛДАКОВ)
Готовимся к сезону (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Нашим бы пенсионерам такой обед (Ирина ОСТРЯНСКАЯ, флорист, Швейцария)
Удачной охоты… (Андрей СОЛДАКОВ)
Материковские каникулы (Людмила ИЛЬИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск