Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Лучшие идеи для Долгого
Инициативы
21 июля 2010 года, 11:41
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА
Итак, конкурс идей по обустройству территории  вокруг озера Долгого, объявленный в рамках проекта “СЕВЕР.док”  медиакомпанией “Северный город”   и поддержанный Заполярным филиалом “Норильского никеля”, успешно состоялся. Самые интересные идеи имеют все шансы обрести реальное воплощение.
Конкурсная комиссия под председательством директора Заполярного филиала Евгения Муравьева лучшей идеей признала эскизный проект Константина Бычкова “Площадь Надежды”. Поощрительные призы получили проекты Михаила Волгина “Продолжение” и Ольги Губенко “Волшебный сад”.
 
То, что мы оставим после себя
Шансы на реализацию у идей, предложенных авторами проектов, высоки –  будет ли взята за основу лучшая из них или это будет симбиоз нескольких удачных решений. Во-первых, процесс обустройства территории вокруг озера набирает обороты. Вот и девушка-геолог торжественно вернулась на свое место. Это событие, кстати, оценили почетные гости, прилетевшие в Норильск на 75-летие комбината. За несколько праздничных дней не один раз довелось услышать: “А вы знаете, что девушку на место вернули? Надо же!”
Во-вторых, обнадеживает заинтересованность и участие в масштабной программе по возрождению Долгого людей неравнодушных. Как и тот факт, что для приложения сил выбраны не абстракции вроде “придумай город-сад”, но вполне конкретные городские объекты, нуждающиеся во внимании.
 
Настоящее дело
Задачу, которую предстояло решить конкурсантам – а к участию были приглашены исключительно профессиональные люди: норильские архитекторы и дизайнеры, – организаторы сформулировали четко: предложить идею для обустройства территории, прилегающей к озеру Долгому со стороны Октябрьской площади. Представить ее местом отдыха горожан – со всеми атрибутами: зеленой зоной, скамейками, видовой площадкой, неплохо бы также предусмотреть сцену и не забыть про массовые гулянья. Площадь размером два с половиной гектара давала простор для фантазии. Хотя и усложняла задачу своим соседством со сталинской архитектурой (здания в начале Ленинского проспекта), сурово-промышленным пейзажем и недостроем. Один из критериев, по которым затем оценивались работы, так и был сформулирован – учет особенностей места и прилегающей территории. Не меньшее значение отводилось реалистичности и функциональности проектов.
Конкурсантов напутствовали: “Творите!” – и дали на разработку эскизных решений две недели. Достаточно ли было времени, трудно сказать, но, как говорится, дела, которые откладываются в долгий ящик, так в этом ящике и остаются. В случае с “Новой площадью” (так назывался конкурс идей по ландшафтно-архитектурному дизайну) все сложилось наилучшим образом: с задачей справились практически все. Хотя среди участников, по словам координатора конкурса Натальи Федяниной, были люди разного профессионального уровня – и маститые архитекторы, и молодые дизайнеры. Участникам пришлось немало потрудиться, но всех вдохновила возможность поучаствовать в настоящем деле.
 
Новая площадь
К назначенному сроку на оценку жюри было представлено 15 проектов для “Новой площади”.
“Новая” в случае с площадью Октябрьской имеет, конечно, значение “возрожденная”. По сути это историческое лицо города: в 50-х годах здесь был въезд в Норильск, отсюда берет начало Ленинский проспект. В праздники здесь собирались нарядные горожане для променада. А еще раньше именно в этом месте соорудили небольшой вокзал с высокими посадочными платформами. От станции Октябрьской ходили электрички до Дудинки, Кайеркана и Алыкеля. Кстати, если судить по градостроительному плану 1940 года архитектора Непокойчицкого, территория у озера Долгого задумывалась как центр города с роскошной набережной. К сожалению, роскоши не случилось, да и особого благоустройства у Долгого к настоящему времени не сохранилось. Пустырь, недострой и уныло-промышленный пейзаж – вот и весь “круазет”.
Предложение превратить пустырь во что-нибудь более полезное и радующее глаз участники конкурса восприняли с одобрением. Ведь предстояло не только участвовать в настоящем деле, но и применить свои профессиональные силы. Людям, мыслящим творчески, непременно нужна возможность для самореализации. А при умелом подходе да в умелых руках, как говорится, и городу польза, и творцу приятно. В конечном счете подобные инициативы на пользу всем. И компания, как сказал директор Заполярного филиала, также заинтересована в идеях, которые помогли бы компенсировать промышленное воздействие на окружающее пространство. Так почему бы “Новой площади” не стать одним из таких проектов.
 
Функционально
Члены конкурсной комиссии не знали регалий и имен авторов, так как проекты представлялись под порядковыми именами, и, заявляем ответственно, были максимально объективны. Судейству, как водится, сопутствовали бурные дискуссии и расхождение во мнениях. При этом критерии оценки: реалистичность воплощения и функциональность – выдерживались жестко.
У каждого проекта были свои плюсы и минусы. Однозначных лидеров, идеальных работ не было. Да в принципе и не могло быть. Комиссия понимала, что имеет дело с творческой идеей, которую предстоит еще доработать, соотнести с финансовыми возможностями и затем вынести на общественное обсуждение. Тем не менее важный шаг вперед сделан.
Под первым номером значился, как оказалось потом, проект-победитель: “Площадь Надежды” Константина Бычкова была признана “Лучшей идеей” конкурса и получила первую премию. Он учел все требования – здесь есть зеленые зоны, прогулочные и велосипедные дорожки, место для кафе, детский городок. Недостроенные здания автор предложил “облагородить” с помощью граффити. Основная часть площади вымощена белой плиткой, а изящество всему проекту придает композиция из трех аркад в центре, которые образуют “площадь на площади”. Если бы аркады были выполнены в стиле окружающей архитектуры (вспомним дома на Ленинском, 1 и 2), то придраться практически не к чему. Жюри сочло за плюс отсутствие в проекте фонтанов: они функционируют лишь малую часть года, а ухода требуют изрядного.
Кстати, именно из-за фонтана на йоту уступил лидеру проект Михаила Волгина “Продолжение”. Он получил поощрительную премию за функциональность и комплексный подход. Справедливости ради отметим, что между этими двумя проектами развернулась нешуточная борьба, поставившая конкурсную комиссию в сложное положение. Плюсов в работе Михаила Волгина масса: эскизный проект органичен, изящен, флагштоки и выложенная мозаикой роза ветров выглядят очень стильно. Совершенно оригинально решена видовая площадка, вынесенная в сторону озера длинным прогулочным пирсом. Председатель комиссии сразу обратил внимание на этот прием, оценив его по достоинству: “Видовая площадка весьма интересна – она вынесена за пределы коммуникаций, идет над трубами. И в исполнении она не сложная”. По словам самого автора, идея состояла в том, чтобы оформлять видовые точки как багет картины. А вообще, Михаила Волгина, председателя Таймырского отделения Союза архитекторов России, очень заботит судьба не только “подшефного” пустыря, но и всей территории Октябрьской площади. И здесь он предлагает свои решения, которые председатель комиссии также заметил и оценил: “Обратите внимание на комплексное решение задачи. Ведь автор совершенно прав. С тем, что расположено по другую сторону, нам тоже обязательно нужно будет что-то делать”.
 
Концептуально
Восемь из 15 представленных проектов предлагают в том или ином виде разделить парк на множество зон. Торговые, спортивные, детские, прогулочные, для тихого отдыха и подвижных игр, с развлекательными центрами и бассейнами, конечно, большими массивами зелени. Члены конкурсной комиссии, сами большие поклонники биосферы (в составе судейской коллегии, кстати, были профессиональные экологи), сочли, что во многом предложенные идеи нереалистичны и малофункциональны. Интенсивное зонирование создаст сложности при снегоочистке (не будем забывать, где живем), обилие зеленых насаждений – при всем желании – вряд ли достижимо, к тому же по проекту забирает под себя большое пространство.
По мнению членов комиссии, это и был главный минус многих работ – непривязка к территории и, соответственно, трудная в будущем реализация. “Как можно на двух гектарах разместить бассейны, множество площадок, фонтанов? Для разнопланового парка это недостаточная площадь”, – справедливые, на наш взгляд, рассуждения. Тем не менее обстоятельность, с которой конкурсанты старались позаботиться в своих проектах обо всех горожанах, была отмечена.  Как и тот факт, что в каждой работе были свои изюминки.
К примеру, “Экопарк” Екатерины Павлуцкой спроектирован в виде шестеренок огромного механизма. Оценить масштаб задуманного можно, конечно, только с высоты. Да и в практическом исполнении проекта наверняка появилось бы немало вопросов. Но оригинальный подход заслуживает внимания. В такой же стилистике выполнен и “Солнечный парк” Олега Хисамова. Он имеет четкую, радиальную структуру, которая складывается в геометрически правильный, завершенный рисунок. Вероятно, в реальном воплощении эта идея могла бы произвести гораздо больший эффект, чем в эскизном варианте. Изюминкой здесь служат беседки с авторскими скульптурами из металла (попросту – из металлолома), имитирующими в уменьшенном варианте известные башни – Останкинскую, Эйфелеву, Пизанскую. Зимой, конечно, вся эта красота снегом заметалась бы нещадно, но в каком-нибудь южном материковском уголке наверняка произвела бы фурор.
А вот “Жизнь под открытым небом” Ромины Ашуровой, напротив, отличается минимализмом. По мнению автора, в городе не хватает открытых пространств, он словно сжался. Ромина предлагает оставить вымощенную площадь максимально свободной, со стороны озера оборудовать видовую площадку, по периметру пустить зеленые насаждения. Проект, надо отметить, вызвал интерес у членов жюри, особенно у тех, кто по роду службы заботится о чистоте города. Очищать зимой от снега свободную площадь сподручнее, чем лавировать меж мелких архитектурных форм. Однако одинокий фонтан посреди, похоже, подпортил дело, так и не став концептуальным элементом.
Прямая противоположность минималистическому эскизный проект, получивший поощрительную премию за оригинальность, – “Волшебный сад” Ольги Губенко, разработанный в соавторстве с Александром Голубем. Огромная крытая оранжерея уже сама по себе – формой и цветовым решением – создает ощущение живого дышащего организма. Внутри, конечно же, обилие зелени, прогулочные дорожки, кафе и прочие приятности. Воздух в этом замечательном сооружении, считает автор, был бы необычайно вкусным, а жители радостными – еще бы, заполучить такую достопримечательность. “Несомненно, достоин поощрения!” – решила комиссия, но сочла проект неактуальным для претворения в жизнь – затратно, сложно, к тому же свежи в памяти неудачные попытки накрыть куполами отдельные места в городе. Хотя известен успешный опыт Швеции, Финляндии, других северных стран накрывать куполами целые улицы.
Еще один проект, на наш взгляд, однозначно претендует на оригинальность. Такой площади нет ни в одном городе мира. Концептуальные “Крыши” Александра Александрова нашли своих горячих защитников среди членов комиссии. По мнению генерального директора ООО “Медиа платформа” Натальи Олейниковой, “Крыши” не только бы украсили окружающее пространство и стали для норильчан особым местом, что непременно должно быть в каждом уважающем себя городе. Успешно реализованный, этот проект наверняка заявил бы о себе в современной городской архитектуре. Все объекты площади стилизованы под элементы крыш. Недострой закрыт макетами домов, а трубы вдоль Долгого – щитами в виде скатных крыш с красной черепицей (очень неожиданный и симпатичный ход, надо сказать). Главная сцена выполнена также в виде крыши, на которой выступали “Битлз”. Эта площадь могла бы дарить горожанам ощущение свободы и “близость” к небу, считает автор. Хотя ничто не мешает использовать ее и как основание для снежного городка зимой.
Оригинальным и концептуальным сочли этот проект и другие участники, собравшиеся по приглашению медиакомпании “Северный город” обсудить итоги конкурса и поделиться впечатлениями.
 
Начало
Главный плюс конкурса “Новая площадь”, считает член конкурсной комиссии – генеральный директор “Северного города” Сергей Панченко, это разноплановость представленных идей и очевидная заинтересованность его участников.
– Есть в этом замечательном начинании и такой важный момент, – говорит руководитель медиакомпании. – Основная идея конкурса состояла в том, что для участия мы пригласили именно норильчан и предложили им высказаться, какой бы они хотели видеть эту площадь. Пусть горожане решают и созидают – согласитесь, это совершенно иное, чем если бы кто-то со стороны водружал у вас под окнами, на вашей улице, в вашем городе какие-то строения.
Сами норильчане-участники к мероприятию отнеслись, по их собственному признанию, “с аппетитом”. Он у творческих людей всегда в активном состоянии. Михаил Волгин, к примеру, рассчитывает, что Октябрьская площадь – это только начало. И будет замечательно, если в будущем проект расширит свои границы до озера Долгого и станет полноценной набережной. Идеи, похоже, действительно витают в воздухе.
Творческая мысль развернулась на площади в два с половиной гектара
“Площадь Надежды” стала лучшей идеей конкурса
“Волшебный сад” получил премию за оригинальность
Проект “Продолжение” содержал массу интересных решений
0

Читайте также в этом номере:

Круче, чем в метро (Марина БУШУЕВА)
Фильмы в полном объеме (Юлия КОСТИКОВА)
Под крышей (Ольга Полянская)
Поговорили по-взрослому (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск