Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Крутой маршрут в Арктику
ПОЛЯРНЫЙ ПРОЕКТ
30 сентября 2008 года, 14:36
Фото: Леонид КРУГЛОВ
Текст: Юрий ВЕСЕЛЯНСКИЙ
С восточного побережья Таймыра вернулась экспедиция под флагом «Заполярного вестника»
Очередной маршрут Норильского экспедиционного клуба во главе с его президентом Юрием Веселянским от Хатанги до мыса Цветкова еще раз подтвердил истину, что нигде человек так не зависит от случайностей, как в Арктике. Наши земляки не одни сутки провели в лагере в ожидании погоды, пережили осаду, организованную белым медведем, и много еще чего, но проект-2008 осуществили.
 
Отправившись по следам отряда Великой Северной экспедиции, которым руководили Василий Прончищев, Харитон Лаптев и Семен Челюскин, в качестве исходных данных  мы использовали архивные материалы этого легендарного похода. На протяжении нескольких лет наши предшественники вели борьбу с суровой стихией, терпели неудачи, нужду. В отличие от нас им самим приходилось строить свои суда и сооружать зимовья. Попав в  непривычные условия, первопроходцы сумели их преодолеть и выполнили свою задачу до конца, действительно не жалея живота своего. Им было поручено обследование и изучение самого северного и самого труднодоступного района Сибири – Таймырского полуострова, о котором тогда практически ничего не знали, и вся его береговая черта рисовалась на карте прямой линией. Работа этого отряда увенчалась научными достижениями выдающегося значения: весь Таймырский полуостров был обследован и нанесен на карту.
 
Планы меняет ветер
30 июля команда из пяти человек вместе с продовольствием, снаряжением, оборудованием и даже транспортными средствами (лодками, моторами и машиной «Бронто») погрузилась в морском порту Хатанги на теплоход с символическим названием «Таймыр».
Но уже в районе Сындасско выяснилось, что из-за тяжелой ледовой обстановки теплоход дальше не пойдет. Пришлось нам перегружаться с «Таймыра» на речной буксир «Тикси». А потом еще раз – на «Лесной». И еще раз – на «Созидательный». Этот морской буксир, оправдывая свое название, высадил нас у мыса Сибирского. Устья рек Новая и Журавлева, указанные в маршруте, так как именно там предполагалось искать стоянки отряда Харитона Лаптева, были забиты льдом, поэтому «прорыв» к мысу Сибирскому и для команды буксира, и для нас стал настоящим успехом.
Географически этот мыс  является границей Хатангского залива и моря Лаптевых. Здесь залив после 50-километрового простора на самом выходе сужается встречными мысами до 13 км. Предупреждения нашего научного руководителя и наставника гидрографа Сергея Троицкого о сильных встречных течениях подтвердились гигантским ледовым затором, которому очень  способствовали непрерывные в течение 40 дней северо-восточные ветры, на протяжении всей экспедиции бесцеремонно вмешивавшиеся в наши планы.
Не подозревая о скором отливе в самом опасном, как потом выяснилось, месте, мы начали операцию по десантированию экспедиции на мыс Сибирский. В разгар выгрузки  начавшийся  отлив привел в движение массы льда, как бы отрезая судно и лодки с грузом от берега, и только выдержка экипажа позволила успешно завершить операцию.
 
Туда нельзя, сюда нельзя
Далее события развивались предсказуемо, и график экспедиции был выдержан. Машина ушла к намеченной базе своим ходом, а оставшаяся группа с основным грузом была переброшена туда  вертолетом  2 августа. Лагерь базы на косе Цветкова был развернут в течение суток, после чего началась собственно исследовательская работа трех отдельных отрядов. Поддержка, взаимопомощь, страховка друг друга – основные черты взаимодействия, позволившие максимально продуктивно провести экспедицию. Удачное расположение базы позволило осуществлять маршруты (пешие и водные, в зависимости от ледовой обстановки) как в южном направлении, к мысу Сибирскому, так и в северном  – к устью реки Цветкова. Были обследованы выходы древних обнажений скал Цветкова, долина рек Чернохребетной,  Короткой, Осипа и Цветкова. Осуществлялись и радиальные маршруты вглубь материка, в сторону гор Бырранга.
Попытки пройти севернее вдающихся в море кос в районе устья реки Прончищева, в сторону Кульдимы и бухты Прончищевой, были безуспешными из-за льдов. Попытка 19 августа на вертолете достичь северного входного мыса бухты и провести там поиски аварийного лагеря отряда Харитона Лаптева   также не удалась –  район бухты был покрыт плотным туманом.
Четыре дня мы просидели в лагере из-за шторма, а еще три – из-за белого медведя, блокировавшего все входы и выходы на базу. Незваный гость оставил нас в покое только  к исходу третьего дня, отправившись «по делам» на север своих бескрайних владений.
 
Как триста лет назад
Находясь на границе Хатангского залива и моря Лаптевых, мы оказались в географическом центре исторических событий почти 300-летней давности, когда к берегам Таймыра впервые подошло исследовательское судно – дубель-шлюпка «Якуцк». И не случайно в наших планшетах под рукой находились страницы «Записок Харитона Лаптева», написанные Владиленом Троицким.
Здесь, на побережье, глядя на визитную карточку Таймыра – величественный остров Преображения, с которого началась история открытия самого северного полуострова Евразии, мы тоже в который раз вчитывались в строки «полярной библии» – журнал Харитона Лаптева, вглядывались в берега,  которые не изменились со времен Великой Северной экспедиции, вслушивались в звуки первозданной природы.
 
Из книги Владилена ТРОИЦКОГО: «Закончив опись залива Нордвик, Х. Лаптев приказал идти на север. Дрейфующего льда по мере движения на север становилось больше. Пройдя около 30 миль на север вдоль нынешнего острова Бегичева (считаемого материком), дубель-шлюпка уперлась в громадную «ледяную гору», наторошенную напором льда с моря, высотой более 10 сажен. Гора прикрывала судно от напора льдов, и Х. Лаптев решил отстояться за этим естественным укрытием. Здесь простояли с 29 июля по 5 августа, когда льды несколько отнесло и появилась возможность продвигаться на север между «стоячим», припайным льдом, окаймляющим северный берег острова Бегичева, и чистой водой, окружавшей величественный скалистый остров, известный морякам еще по плаванию 1736 года, но оставшийся безымянным.
Понимая, что географическое открытие тогда только полноценно, когда открытый объект получает собственное название, Х. Лаптев по примеру испанских и португальских мореплавателей, дававших открытым землям названия по именам святых, на дни которых приходились такие открытия недолго думая заглянул в святцы. Увидев, что на 6 августа приходится День Святого Преображения Господня, он приказал под этим названием занести остров в судовой журнал. Весь день «шли благополучно около стоячего льду в Хатангскую губу и острову Св. Преображения и как стали меж острова и льду, то расстояние чистой воды было не больше 2 миль. Перешли в Хатангскую губу к западному берегу и стали у зимовья». Это было небольшое «отъезжее» зимовье. Большое «коренное» зимовье, построенное туруханским торговым человеком Василием Созоновским, располагалось в устье реки Балахни, в сотне верст южнее, а от него к северу через каждые 20–25 верст имелись «отъезжие» зимовья. На последнее к северу зимовье Конечное «наткнулись» моряки «Якуцка» еще в плавание 1736 года. Прокладка пути «Якуцка», по данным его журнала на современной крупномасштабной навигационной карте, показывает, что зимовье Конечное располагалось в 12 км севернее мыса Сибирского, в устье нынешней речки Осипа».

Нам не удалось на надувной лодке зайти вглубь устьевого залива реки Осипа, поскольку песчаная коса, скрытая приливом, образовывала серповидную отмель вдоль всего правого берега реки. Оставив лодку, мы прошли от южного входного мыса до зимовья («отъезжего»), расположенного в устье безымянного правого притока.
 
Из книги Владилена ТРОИЦКОГО: «Х. Лаптев намеревался выгрузить здесь часть провианта с перегруженного судна на тот случай, если бы дубель-шлюпка погибла на севере во льдах, а экипажу пришлось бы добираться сюда пешком. Эта мера была отнюдь не лишней. Однако с моря подул восточный ветер, появился лед, и пришлось спасаться от него на юг, в Хатангский залив, где вскоре заметили другое зимовье в устье нынешней речки Журавлева. Х. Лаптев приказал промерить глубины в ее устье с ялбота, а когда выяснилось, что глубина в речке 7–8 футов (2–2,5 м), немедленно ввел в нее судно. Отдали якорь и приступили к разгрузке муки, которую складывали в сарай при зимовье, хозяин которого помогал морякам. А на горизонте всю видимую часть Хатангского залива запрудило льдом. Служители «Якуцка» благодарно смотрели на командира, чья находчивость и решительность помогли избежать неминуемой гибели судна, а возможно, и многих из них, не введи он своевременно дубель-шлюпку на пределе ее осадки в устье этой речушки.
13 августа задул сильный юго-западный ветер, и через сутки лед унесло. До горизонта расстилалась чистая вода.
Покинув речку Журавлева, участники похода оставили у зимовья, куда намеревались вернуться зимовать, большой ялбот.
14 августа «Якуцк» вышел из своего укрытия и, подгоняемый попутным ветром, со скоростью 4–5 миль в час устремился к северу вдоль восточного берега, того самого, вдоль которого три года назад проходили моряки в своей первой попытке обойти неожиданно возникший перед ними далеко протянувшийся к северу неведомый выступ материка, который им предстояло теперь исследовать и положить на карту.
Лед почти не встречался, и «Якуцк» на всех парусах шел вдоль высокого скалистого берега. В судовом журнале записано: «…берег прикрут». Так охарактеризовано побережье между нынешним мысом Сибирский и бухтой Марии Прончищевой. Здесь, у мыса Цветкова, есть почти отвесные обрывы высотой до 40 метров».

За мысом Цветкова наша экспедиция нашла старинное зимовье. Расположено оно на задернованной террасе южнее правой входной галечной косы реки Цветкова. Бревна фундамента не менее чем на треть свисают над морем, которое вплотную подступило к зимовью. Видя такое бедственное положение, мы приняли решение вскрыть аномалии, выявленные металлодетектором по периметру зимовья. Всего было найдено пять предметов. Тщательные поиски (тем более раскопки) не проводились, предметы извлекались из тех мест, на которые указывал металлоискатель.
…25 августа наша команда двумя отрядами ушла с Цветкова к мысу Сибирскому.  После погрузки мы еще сутки ожидали на берегу вертолет, который после облета острова Бегичева, бухты Нордвик и Анабарского залива доставил нас в Хатангу.
Так закончилась экспедиция нашего клуба и наших товарищей по маршруту: научной экспедиции Санкт-Петербургского университета, туристической группы москвичей и фотографа-путешественника Леонида Круглова.
Эта нерпа попала в сети и была отпущена в море Лаптевых
Поход вглубь материка
Этот знак участники экспедиции установили на косе Цветкова
Находки на косе Цветкова
Обследование зимовья металлоискателем
0

Читайте также в этом номере:

В Ирландию за языком (Инна ШИМОЛИНА)
А вот в наше время… (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск