А чой-то вы во фраках?
ЭТО ГОРОД НАШ С ТОБОЮ
26 июня 2010 года, 12:05 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Именно в этот парадный костюм облачилась часть мужской труппы Норильского Заполярного театра драмы, занятая в последней премьере сезона, – спектакле по пьесе Александра Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского”.
Собственно, до свадьбы ни в известнейшей пьесе, ни в спектакле дело не дошло… Михаил Васильевич Кречинский к сорока годам чувства подрастерял. Кроме одного – страсти к карточной игре. Таким опустошенно-возбужденным его и играет заслуженный артист России Сергей Ребрий. Ничего святого за душой! Впрочем, и не без благородства, свойственного аристократам карточной игры. Во имя этой любви он готов горы свернуть, а уж обольстить двадцатилетнюю провинциалку – достаточно одной мазурки. Роль влюбленной и обманутой Лидочки в норильской версии “Свадьбы…” досталась молодой актрисе Юле Новиковой, органично чувствующей себя и в бальном платье с кринолином, и в амплуа “лакомого кусочка”. Ее тетушку Анну Антоновну играет Нина Валенская. Когда режиссер Александр Исаков задумывал спектакль, еще не было известно, вернется ли в город заслуженная артистка России. Напомним, что актриса простилась с норильским зрителем в конце прошлого сезона, к счастью для него и театра, ненадолго. И вот уже вторая, после “Вдовьего парохода”, премьера. Сказать, что Атуева-Валенская влюблена в жениха племянницы мало, она его, как говорил незабвенный Велюров, “вожделеет”. Хотя сама же благословляет на брак с Лидочкой. Но как! С одной стороны подойдет с иконой в руках, с другой… Душераздирающее зрелище, как говаривал еще один известный персонаж. Режиссер и актриса не пожалели красок для создания образа женщины бальзаковского возраста. Любви, как известно, все покорны, а в душе тетушка, без сомнения, ровесница своей племянницы... Ради “птенцов” Но спектакль (и пьеса) не столько о женской, сколько о мужской доле. Кречинский. Отец Лидочки Муромский (Александр Глушков). Соперник-разоблачитель Кречинского Нелькин (вторая большая роль в нашем театре Степана Мамойкина). Купец Щебнев (Павел Авдеев). Ростовщик Бек (Денис Гончаров). Федор, преданный камердинер главного героя (Иван Розинкин). И, наконец, Расплюев. В пару шулеру-аристократу в театре нашелся и артист на роль шулера мелкого. “Лишен! Всего лишен!” – скоропостижно по совету режиссера переходит от слез к смеху и наоборот Денис Чайников. На репетициях Исаков не скрывал удовольствия от игры этого дуэта: “Молодцы!” И для страховки: “Очень прилично на этом этапе”. Но было понятно, что все получается более чем прилично. Для этой пьесы всегда было важным ее режиссерское прочтение. Такой профессионал, как Александр Исаков, ставший в этом сезоне в норильском театре практически очередным режиссером, не случайно выбрал “Свадьбу Кречинского”. Во-первых, жизнь, положенная на алтарь игромании, это разве не о сегодняшнем дне? Карточную игру можно при желании заменить любым другим пристрастием. Во-вторых, сколько сегодня вокруг расплюевых, отцов семейств, раболепно ползающих перед каждой денежной купюрой и проливающих настоящие слезы по “птенцам-деткам”, которым они “пищу таскают”… Поворотное кольцо в действии Для того чтобы спектакль стал не просто приличным, репетиции в театре шли и днем, и вечером. Реплики и движения оттачивались под неусыпным оком режиссера и балетмейстера Николая Реутова. Художник Ирина Долгова (коллега режиссера по Санкт-Петербургскому театру музыкальной комедии) сочинила замечательные костюмы (не только фраки) и практически классические декорации. А какую динамику создает использование давно бездействовавшего поворотного кольца сцены! Особенно в прологе. Думаю, зритель непременно обратит на это внимание, как и на музыкальное оформление “Свадьбы…”. Первоначально речь шла о музыке Александра Колкера из одноименного мюзикла, но Николай Реутов предложил Шнитке, Исаков согласился, а Андрей Федоськин использовал это в работе над спектаклем. На последних репетициях режиссер кроме замечаний все чаще позволял себе реплики: “Прекрасно и даже более чем…” Так показалось и корреспонденту “ЗВ”, пока не видевшей весь спектакль от начала до конца, но получившей огромное удовольствие от двух его репетиций. Было так увлекательно наблюдать за работой постановочной группы с актерами. Очень хорошо! Александр Исаков в свое время прошел актерскую школу профессора Рубена Агамирзяна, окончив его курс в бывшем ЛГИТМиКе и сыграв не одну роль в знаменитых постановках мэтра. Второй диплом – режиссерский – Исаков получил 20 лет назад. С тех пор им поставлено немало не только драматических, но и музыкальных спектаклей. И не только в родном Питере. С конца прошлого года кроме Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии заслуженный деятель искусств России еще и должность главного режиссера Екатеринбургской драмы занимает. Работу питерского гостя в Норильске можно сравнить с хорошо срежиссированным спектаклем, легким и глубоким одновременно. Он знает практически весь текст и готов сыграть любую роль (даже Лидочку!), легко вбегая на сцену в нужный момент. Артисты с интересом и увлечением повторяют одну и ту же мизансцену, если она в чем-то не устраивает маэстро. На одной из репетиций Рамиль Кагарманов в роли швейцара Тишки неоднократно падал вместе со стремянкой на пол, продолжая по указанию режиссера “ходить по лестнице даже в бессознательном состоянии”… А как доставалось бедному Денису Чайникову, обползавшему на четвереньках практически весь периметр сцены, пока режиссер не сказал: “Очень хорошо!” И главное, что при этом участники процесса сохраняли хорошее настроение, а на сцене все срасталось, пока не срослось окончательно. |
0 | Твитнуть |