Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Знаки отличия имеются
На материк
2 июля 2011 года, 12:33
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
На материк уезжают сразу два необыкновенных сотрудника никелевого завода – инженер делопроизводства Полина Романова и начальник хлорно-кобальтового цеха Владимир Сидоров. Не зря объектив фотокорреспондента “ЗВ” на юбилее ХКЦ выхватил их, сидящих в зале рядом. И увольняются они практически одновременно – 30 июня и 1 июля, и проводы решили сделать  в один день. У нее – самый большой “никелевый” стаж, у него – самый большой стаж в должности начальника хлорно-кобальтового цеха. И она, и он –  фигуры для никелевого завода знаковые,  настоящие интеллигенты,  а для “Заполярного вестника” оба являлись оригинальными ньюсмейкерами.
Полина Епифановна – уникальный в истории “Норильского никеля” человек уже потому, что проработала на никелевом заводе 62 года и 11 месяцев. Держала в руках, тщательно хранила и проводила экспертизу ценности документов, относящихся к информации ограниченного доступа. Специалист с безупречной репутацией. Держала связь со всеми материковскими ветеранами – по своей инициативе. Такие сведения можно почерпнуть из наградного листа на инженера первой части Романову Прасковью (имя по метрикам) Епифановну. В 2010-м ей был вручен почетный знак компании “Норильский никель” III степени. До этого были другие знаки отличия: звания ветерана труда никелевого завода и комбината,  заслуженного работника комбината, благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ, юбилейная медаль “55 лет городу Норильску”.  
На никелевый Полина Епифановна пришла в 1948 году, закончив школу в Бее. Училась вместе с одним из будущих директоров никелевого Василием Стриго. Вышла замуж за одного из будущих директоров завода Александра Романова.  Здесь трудились и многие из ее родственников, общий “никелевый” стаж династии давно перевалил за 200 лет. Но рекорд самой Полины Епифановны – почти 63 года – вряд ли будет когда-нибудь побит. Про ее исключительные профессиональные и человеческие качества рассказывают товарищи по работе.  
Помнит все:  даты, события, лица
– К ней одно слово подходит – “очень”, – говорит начальник планово-экономического отдела Екатерина Киселева. – Это касается и работы, и отношения к другим. Ей девятый десяток, а какая  память! Она имеет грандиозный опыт работы в кадрах, не человек, а кладезь знаний в сфере делопроизводства, первый помощник, когда возникают вопросы, как правильно оформить бумаги. Сама скрупулезно относится к своей работе и того же требует от других. Как человек – добрая, отзывчивая и всегда внимательная. Если день рождения, всегда поздравит либо открыткой, либо коробкой конфет. Мы стараемся тоже ее не забывать. Как женщине ей могут позавидовать многие. Всегда одета со вкусом, когда мероприятие какое-то – с прической, маникюром. Для нее возраст не помеха.
Инженер по подготовке кадров Лариса Ширшова сделала акцент на важной детали:
– Полина Епифановна по работе очень обязательный и ответственный человек, но мне хочется прежде всего отметить в ней ту удивительную интеллигентность, которая была присуща первым норильчанам – великим, сосланным сюда артистам, инженерам, ту, которая заряжала и поднимала окружающих на определенный уровень. Этому мы по сей день учимся у Полины Епифановны, стараемся на нее равняться. Она не по годам молода и духом, и телом, и здесь она для нас образец: всегда подтянута, стройна, в хорошем расположении духа, всегда оптимистична. Всегда посоветует, очень корректно, ненавязчиво. Все это и является, как мне кажется, составляющей слова “интеллигентность”.
– Широчайшей души и ярчайший человек, – дает характеристику Полине Романовой начальник ХКЦ Владимир Сидоров. – Помнит все, помнит всех: даты, события, лица – все у нее в голове держится. Она сталинской закалки, как за свою работу переживает: “Где у вас бумага такая-то?” – “Э-э-э. Нет. Но найдем”. – “Найдите, срочно найдите!” И не успокоится, пока бумага не найдется.
  – Ее трудовой активности можно позавидовать, – говорит Евгений Борзенко, исполняющий обязанности директора никелевого завода. – Несмотря на возраст, человек жизнерадостный и дееспособный, говорит: “Уволюсь – не сразу уеду. Мне надо будет еще материалы по истории завода подсобрать, чтобы передать тем, кто остается”. Она хранитель исторических документов, собирала биографии, сведения о значимых  фигурах и событиях. Не всякий проявляет такой интерес к истории.
На днях автор этих строк встретилась с Полиной Епифановной на улице. Мы долго беседовали, и Полина Романова высказала мнение, что это как-то неправильно: про медный завод книга есть, про “Надежду” тоже, а про никелевый так и не написана. Точнее сказать, в рукописном виде кое-что имеется, но не опубликовано и нуждается в дополнении. А дополнить чем – найдется, и если отыщется коллектив единомышленников, она готова поучаствовать в таком проекте. Тем более что повод более чем подходящий – в 2012-м никелевому заводу исполнится 70. Как ни крути, точка отсчета “Норильского никеля”.
Торопись, но не суетись
На счету начальника ХКЦ Владимира Сидорова тоже достаточно солидных корпоративных знаков отличия. Дважды ветеран – никелевого завода и компании, кадровый работник, почетный металлург, лауреат премии генерального директора ОАО ГМК “Норильский никель”, заслуженный работник Заполярного филиала, награжден благодарственным письмом главы города Норильска.  
Работал электролизником водных растворов,  аппаратчиком-гидрометаллургом, слесарем по ремонту оборудования, мастером смены –  прошел все ступени, позволяющие узнать производство изнутри. Относится к редкому типу людей, совмещающих два таланта. Первый – хороший профессионал, второй – обладает  способностью формировать в окружающих оригинальный стереотип поведения.  
– Владимир Валерьевич – высококвалифицированный специалист, человек, который на все имеет свое мнение и готов его отстаивать, доказывать, обосновывать, – говорит Евгений Борзенко. – ХКЦ каждый год первым выполняет годовые планы и все поставленные задачи. Кроме того, Сидоров, если можно так сказать, является “растителем” талантов. Его сотрудники неоднократно побеждали на различных творческих конкурсах, завоевали “Золотую каску” нашего заводского фестиваля. Совершенно не лукавлю – все это  при его непосредственной поддержке. Никогда в цехе не затирались молодые кадры. Все, кто хотел чего-то достичь, в зависимости от своего уровня, таланта, подготовки, образованности, – все достигали. Никогда в цехе не было никаких подковерных игр, он создавал здоровый климат. Они вместе и отдыхают, и свои внутренние цеховые мини-мероприятия проводят. Подобный симбиоз, когда трудовой коллектив является еще и дружеским, достигнут не во многих цехах.
– Мы много потеряли сейчас в том плане, что человек очень хорошо знает технологию, многие новшества – его заслуга, по натуре он прогрессивный, – высказывает свое мнение начальник бюро организации труда и мотивации персонала Елена Смолькина. – Умеет организовать коллектив, это очень важно, и потом, просто человечный. Настолько понимал все проблемы, все заботы. С ним было очень легко, потому что он работал на заводе на других переделах, в том числе в отделе кадров и в ОТиЗе. И вопросы, которые касаются оплаты, он с полуслова понимал.
Кроме того, говорит Елена, Сидоров всегда удивлял. После очередного путешествия приходил на планерку то в арафатке, то в еврейской шапочке, то вдруг брал под свое крыло пацанов-граффитчиков и пускал их в свободное плавание по цеховым стенам. В общем, не боялся показаться смешным, а это, как известно, не многие могут себе позволить.
– Граффитчики – это здорово, – говорит Елена. – Со смыслом сделано. Когда идешь и смотришь на рисунки, настроение поднимается. Особенно интересно на участке производства хлора, где нарисован Змей Горыныч. И надписи сделаны с юмором: “Безопасность – прежде всего”, “Торопись, но не суетись”. Есть настрой на рабочую обстановку. А когда читаешь “Хочу на Мальдивы” –  на отдых.  
– Владимир Валерьевич – человек замечательный, тонко чувствующий состояние других людей, – рассказывает Полина Романова. – Он один из тех руководителей, кому всегда были небезразличны люди. Особо отличает его трепетное отношение к истории цеха – бывшим работникам, а ныне пенсионерам. Например, приезжая в Санкт-Петербург, он по возможности бывает в Отрадном, где живут бывшие работники ХКЦ, и даже привозит им материальную помощь, которую, как мне кажется, он отдает из собственных средств. Он помнит практически всех бывших работников и их истории жизни, о каждом ему есть что рассказать. Я думаю, что такое же отношение у него к людям, которые и сейчас трудятся в цехе. Мне трудно оценить его как производственника, но к документам у него всегда отношение серьезное и вдумчивое. С ним легко, приятно работать. Сказал – сделал. Мы уезжаем на постоянное место жительства в один город – Санкт-Петербург, и мне бы хотелось, чтобы наши теплые отношения не прерывались и там. Я всегда буду рада его видеть.
Любимая земля
Владимир Сидоров пребывал в должности начальника ХКЦ 11 лет. Побил рекорд Изосима Чалкина (9 лет), которого считает своим  учителем.
–  Владимир Валерьевич, уезжаете с удовольствием?
– Как сказать. Здесь ведь здоровенный кусок жизни прошел, больший и лучший, наверное. Поэтому чувство двоякое. С одной стороны, это удовлетворение: долг свой исполнил, где-то ошибался, где-то вырывался вперед, но достаточно честно отработал. С другой – наконец все производственные проблемы, мучения останутся позади. Наверное, к этому привыкнуть надо будет. Точно так же с отъездом из Норильска. С одной стороны, радуюсь, что на материк уеду, с другой – здесь огромное количество коллег, друзей, знакомых остается. Конечно, тяжело. Помните, у Симонова есть стихо-творение “Поручик”. Там последние строчки: “Для боевого действия к отряду был прислан из России капитан, а старому поручику в награду был полный отпуск с пенсиею дан. Он все ходил по берегу, бедняга, все медлил влезть на сходни корабля. Холодная казенная бумага, нелепая, любимая земля”. Действительно, тяжеленько будет уезжать. Думаю, это совершенно нормальное состояние для человека, который достаточно долго и не совсем зря здесь отработал.
– Ваши подчиненные интересуются, что будете делать в Петербурге? Путешествовать?
– Не без этого. Насколько здоровье и финансовые возможности позволят, конечно. Из тех задач, которые предстоит решать, – сын там вроде бы за дачу зацепился. Будем себе “окоп полного профиля” копать. Естественно, более широкая возможность по театрам походить, по концертным залам. При том что я очень люблю наш норильский театр, но в Питере мне больше всего понравился Акимовский, в БДТ был, в Пушкинском, Комиссаржевской, Театр Европы немножко знаю, тоже очень нравится. Буду расширять кругозор в этом деле. Сейчас задача – разобрать библиотеку, я контейнер в сентябре отправил. Это же такое удовольствие: распаковываешь, распаковываешь –  ах! – какая-то книга, сел, посмотрел, вся работа коту под хвост, сидишь, разглядываешь, перечитываешь.
– Пожелаете что-нибудь остающимся друзьям, коллегам, знакомым?
– Безаварийной, бестравматичной работы. Пока существует  “Норильский никель”, все остальное приложится.
Владимир Сидоров
0

Читайте также в этом номере:

Внимание к Северу (Екатерина СТЕПАНОВА)
Душа изволит покататься (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Кто поможет выпускнику? (Елена ГОРЕМЫКИНА)
Степень защиты (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск