Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Полвека и один день
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
21 декабря 2011 года, 12:52
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Владимир СОЛДАКОВ
Цех по ремонту подъемно-транспортных машин и техники ПО “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт” стал для Вениамина Трофимовича ИВАНОВА за несколько десятилетий работы родным предприятием. По-родственному относятся здесь и к старейшему работнику. Недавно руководство и коллектив производственного объединения поздравили ветерана с 75-летием.
Семьдесят пять – возраст солидный. И помоложе работники давно на заслуженном отдыхе. А Вениамин Трофимович Иванов по-прежнему каждое утро приходит в цех, надевает спецодежду, забирается в кабину железнодорожного крана ЕДК-500 и приступает к работе, ставшей привычной за много лет. Работе напряженной и ответственной, так как кроме опыта и навыков она требует концентрации сил, внимания и четких, выверенных действий.
В Дудинском морском порту Иванов – человек известный. Считай, всю жизнь здесь. Отработав в строительном управлении “Портстрой”, отучившись на курсах, он пришел в ремонтно-механические мастерские и портовую механизацию, которые пережили с тех пор не одну реорганизацию. Но задачи у нынешнего коллектива, где трудятся 85 человек, остаются теми же, что и 20–30 лет назад, – ремонт подъемно-транспортных машин и техники, работающих на причалах Заполярного транспортного филиала ОАО “ГМК “Норильский никель”.

Трудяга-цех

Андрей Семененко, начальник цеха по ремонту подъемно–транспортных машин и техники ПО “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт” (больше известного дудинцам как РММ и ПМ Дудинского морского порта), посвящает корреспондентов в производственно-структурные тонкости. И вместе с заместителем Владиславом Сухарем устраивает нам небольшую экскурсию по ремонтному цеху, а по сути настоящему заводу, где высококвалифицированные специалисты – токари и слесари, фрезеровщики и мастера кузнечного дела могут изготовить буквально все – выточить, отфрезеровать, отшлифовать любую деталь для любого технического средства, работающего в порту.
В цехе ремонтируют даже самую сложную технику, задействованную на причалах. И надо сказать, что дел ремонтникам хватает. Кроме того, весь такелаж, все грузозахватные механизмы и приспособления, используемые в повседневной работе докерами-механизаторами, также изготавливают и ремонтируют здесь.
– Ремонтируем, реставрируем, восстанавливаем узлы и детали машин, которые выходят из строя, даем им новую жизнь, включая, конечно же, и зарубежную технику, – поясняет молодой руководитель. – Для этого наши специалисты прошли специальный курс обучения, получили соответствующие сертификаты, дающие право проводить ремонтные работы на австрийских кранах “Либхерр”.
В день нашего визита в цех как раз ремонтировали опорную платформу “Либхерра” и еще два погрузчика – четырехтонную японскую “Тойоту” и шведский “Кальмар”-пятнадцатитонник, автомобильный кран “Като” грузоподъемностью 75 тонн. Техника проверенная и надежная, хорошо зарекомендовавшая себя в наших условиях, но не застрахованная от поломок.
Рядом в этом же помещении электрогазосварщики работали с громадным грейферным ковшом, предназначенным для работы с сыпучими грузами, чтобы, как отметил Семененко, продлить ему жизнь. А в кузнечно-прессовом отделении, куда повел нас начальник цеха, гудела печь, жадно пожирая кислород, монотонно стучал по раскаленной заготовке тяжелый молот, придавая ловко удерживаемому кузнецом куску металла требуемую форму.

Техника и люди

В такелажном отделении, где изготавливают большие и маленькие, короткие и длинные стропы самых разных диаметров, не так шумно, как в кузнечном. Тут не напрягаясь можно услышать собеседника, посокрушаться вместе с ним, что не стремится нынче молодежь заполучить рабочую специальность. И потому, несмотря на массовую безработицу, в цехе остро ощущается нехватка молодых кадров. К примеру, средний стаж специалиста токарного отделения составляет 20 лет.
– Престиж рабочей профессии упал, – говорит Андрей Семененко. – Я уж и не помню, когда у нас были школьники на экскурсии. А в былые годы их проводили регулярно. Профориентации такой, как прежде, сегодня нет. Но не всем же быть юристами и экономистами. Производству не обойтись без слесаря, токаря, фрезеровщика... Мы готовы взять молодых ребят на работу, обучить этим специальностям. Здесь хорошие перспективы, – продолжает Семененко, и сам молодой, немного за тридцать, руководитель.
Он отмечает, что в последние годы укрепилась материально-техническая база предприятия. Заботами и стараниями коллектива при активной поддержке руководства ООО “Норильскникельремонт” в цехе появилось много нового, современного оборудования.
– Этот токарный станок совсем недавно получили, – Семененко подводит нас к новенькому, отсвечивающему блеском стали агрегату. – Кому, как не молодым, осваивать такое оборудование!
Но тут же попался на глаза и видавший виды сверлильный станок. Как оказалось, настоящая цеховая достопримечательность. Изготовленный еще в 1946 году, он был доставлен в Дудинку из Германии в уплату по репарациям в качестве возмещения убытков, причиненных Советскому Союзу во время войны. И надо признать, станок до сих пор работает как часы, требуя лишь минимальной профилактики – своевременной смазки да масла. При хорошем уходе еще не один год проработает…
Человек не механизм, хотя иногда может выдержать больше, чем любой металл, с которым ему приходится иметь дело. Помните, у Маяковского: “Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей…” Эти строки не случайно, видать, пришли на ум. Мы уже пожимали руку Вениамину Трофимовичу Иванову.

Дудинка молодости

Пятьдесят лет назад он сошел с трапа самолета и отправился в Норильск на поиски работы.
– Меня, отслужившего только что армию, спросили: “Топор держать умеешь?” – “А чего ж не уметь? На земле ведь вырос, крестьянской породы”. – “Езжай тогда в Дудинку. Не пропадешь!” – сказали. Как сейчас это помню. Как и тогдашний мороз – крутой, сорокаградусный… И надо ж, уже полвека прошло с той поры! – удивляется Иванов.
Удивляется и сам же над собой подшучивает:
– Хочешь верь, а хочешь нет, но теперь, оказывается, я самый старый работник не только в цехе, но и во всем объединении. Быстро время пролетело!
Годы, прожитые в Дудинке, уложились плотно – один к одному. Поначалу была холостяцкая жизнь да мыканье по общежитиям, потом, когда женился на Елизавете Евдокимовой, – спартанские условия в деревянном доме, что на улице Советской. Это уже потом, когда родились сыновья, перебралась семья, не без помощи начальника Дудинского морского порта Александра Кизима, в хорошую благоустроенную квартиру. С жильем в те годы было трудно, ситуация стала меняться лишь в конце 70-х – начале 80-х, когда в Дудинке начался строительный бум. 22 тысячи квадратных метров жилья было сдано за год! Тогда строительным управлением “Портстрой” руководил Анатолий Ноздрачев.
Вениамин Трофимович и Елизавета Ивановна тоже, как говорится, приложили к этому руку. Иванову, к примеру, не раз приходилось монтировать и демонтировать башенные краны. На строительные объекты постоянно отправляли бригаду специалистов, в составе которой был он – слесарь по обслуживанию грузоподъемной техники и машинист. Ну а моторист Елизавета Иванова обслуживала так называемую малую механизацию. Пришлось ей поработать и отделочницей, и штукатуром-маляром в бригаде прославленного строителя Владимира Детцеля. Впрочем, она тоже человек известный. Как раз в те годы Елизавете Ивановне присвоили звание “Заслуженный строитель Российской Федерации”.

Простые радости

В полвека уложилось много разных событий – судьбоносных и обычных. Выросли сыновья, пошли внуки. Первые шаги близнецов еще перед глазами, а ребята уже в армии служат. Вот как время бежит!
Но Вениамин Трофимович часто вспоминает первую таймырскую зиму, длинную, холодную и пуржливую, которая, казалось, никогда не закончится.
– Но вот наступил апрель, – рассказывает Вениамин Трофимович. – Все мое существо уже дыхание весны ощущает. А на дворе мороз под тридцать да снег скрипучий. И мы на берегу Дудинки шпалы грузим. Поднимаешь шпалу, а под ней трава – сухая, прошлогодняя, уже бледно-зеленая местами, к солнцу тянется. И запах такой весенний, материковский! Радость такая, аж голова кружится. Вылезаю из кабины – и на землю, весну нюхать.
От такого необычного признания Вениамин Иванович чуть конфузится. Но тут же продолжает вспоминать. Какой была тогда Дудинка! Старая, деревянная, с разъезжающими по улицам лошадьми и множеством повозок. Чему тут удивляться: они были самым распространенным транспортным средством в ту пору. На них возили уголь, воду, доставляли другие грузы. Аж две конные базы были в Дудинке – на теперешней улице Морозова и в районе Ароматного ручья.
Полюбилась Вениамину Трофимовичу богатая грибами, зверьем и рыбой тундра. Был помоложе – постоянно пропадал на природе: рыбачил, охотился. Занятие увлекательное – пуще неволи, как говорится. Интерес даже не в том, чтобы добыть чего-нибудь, поясняет Вениамин Трофимович, а чтобы выследить, перехитрить того же самого зайца. Кто умнее, ловчее и хитрее окажется…

Оптимист по жизни

Но то, без чего Иванов не представляет своей жизни, – железки. Он так и говорит: “Люблю возиться с железками”. И “возится”, надо признать, с ними профессионально. К примеру, собрал из подручных узлов и деталей аэросани. С большой охотой рассекал на них по тундре. Сейчас, правда, угомонился, вылазки на природу стали реже. Но в летнюю пору Вениамин Трофимович никогда не отказывает себе в удовольствии съездить на лодке на рыбалку.
Получается, что работа в цехе, где Иванов постоянно имеет дело с железками, и увлечение техникой, изобретательством слились для него в одно целое. Все это очень нравится Вениамину Трофимовичу, и оттого он, слесарь по ремонту подъемно-транспортных машин, машинист железнодорожного крана, считает себя счастливым человеком, нашедшим свое место в жизни.
– Я всегда сам вел себя по жизни, – говорит он. – Лепил ее, в общем-то, как хотел, как считал необходимым. Постарался сделать ее по-своему. И не стыдно за себя. Работаю и всегда работал в охотку. Да и сейчас мне это не в тягость. Но надо завершать свою рабочую эпопею, хотя не считаю, что семьдесят пять – это возраст, что выгляжу как динозавр. Вот если бы девяносто пять стукнуло, тогда можно было бы расстраиваться… А так можно было бы еще поработать. Силы есть. Только это, извините, уже как-то неприлично. Надо молодым дорогу уступать.
Иванов надевает теплую одежду, валенки, привычно забирается в кабину своего родного ЕДК-500 и приветливо машет нам рукой на прощание…
В цехе нужны рабочие руки
Мужская работа
0

Читайте также в этом номере:

Новая строка в платежке (Лариса ФЕДИШИНА)
Елочные настроения (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
35 лет на татами (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Современный подход (Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск