Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бедность по-нашему
ТЕНДЕНЦИИ
11 июня 2008 года, 14:17
Текст: Владислава ТОЛСТОВА
Российские политики и обозреватели деловых изданий снова заговорили о бедности. Тенденция многозначительная. Если говорят об очередном «походе на бедность», а до выборов еще далеко, значит, что-то опять придумали. Значит, недолго ждать мер, которые, как правило, эту самую бедность объективно увеличивают: роста тарифов естественных монополий или ужесточения мер по выдаче банковских кредитов (если бедные не смогут получить кредит, скажем, на покупку квартиры, они так и останутся бедными).
Недавние инициативы «Единой России» об удвоении с начала 2009 года МРОТ (минимального размера оплаты труда) сегодня объявляются как главный рецепт от бедности. Где-то даже читал, что предлагается составить некий «паспорт бедности» – перечень социальных критериев, которые относят человека к этой категории. Это уже интересно. Сколько писали о феномене российской бедности! В неформальном «рейтинге популярности» исследования, посвященные бедности, встречаются ненамного реже исследований, посвященных, скажем, богатству. Понятно почему. Бедность – это не только экономическое понятие. Это социальный феномен. Бедные люди – они ведь, как правило, представляют серьезную опасность для государственного благополучия. Бедные, как известно, всегда активно голосуют против действующей власти, вдобавок именно они пополняют ряды тоталитарных сект и экстремистских организаций.
Интересно посмотреть, как «впишутся» в общероссийский «паспорт бедности» (если его все же составят) норильские бедняки. Лет шесть назад социологи Заполярного филиала провели исследование, досконально изучив быт и повседневные заботы людей, находящихся за чертой бедности, то есть тех, чей ежемесячный доход не превышает регионального БПМ (бюджета прожиточного минимума). Тогда многих неприятно удивил социальный портрет норильского бедняка. Оказалось, что среди них большинство составляют даже не пенсионеры (что было бы понятно: пенсионеры в России, если можно так сказать, «статусно бедные»). Большую часть норильской бедноты составляют мужчины и женщины трудоспособного возраста, воспитывающие детей, живущие в собственных квартирах, и, как правило, занятые полную рабочую неделю. То есть бедный человек в Норильске, по меркам общероссийским, вполне обеспеченный. Он может не пить, он может вести здоровой образ жизни (насколько позволяют доходы), но при этом все его усилия вырваться из заколдованного круга материального неблагополучия остаются тщетными.
Если «паспорт бедности» составлять для Норильска, необходимо учитывать наши региональные особенности. Например, то, что в Норильске почти сто процентов доходов семьи составляет зарплата его работающих членов по основному месту работы. То есть у наших бедных нет ни дач, ни огородов, с которых обычно подкармливаются материковские бедняки. Надо учитывать и то, что в расходах семьи есть такая статья, как приобретение авиабилетов. Шесть лет назад даже самые бедные семьи старались откладывать деньги «на дорогу», чтоб хотя бы раз в три года вывезти детей на материк. Еще одно отличие норильских бедняков: какой бы малообеспеченной ни была семья, как правило, она посылает деньги родственникам, живущим на материке. Это тоже настолько привычная традиция, что ее необходимо закрепить в норильском «паспорте бедности».
Еще необходимо внести в этот паспорт расходы на ЖКХ (впрочем, малообеспеченные семьи получают жилищные субсидии из бюджета), покупку фруктов-овощей в зимние месяцы (тут тоже понятно, насколько жизненно важными являются такие траты, особенно когда в семье есть маленькие дети). Надо сделать поправку на то, что в Норильске в отличие от материка нет маленьких оптовых рынков, где можно купить, скажем, яйца и масло очень дешево, потому что их привезли на продажу из ближайшего совхоза.
И никуда не деться от такого явления норильской экономической жизни, как отложенный спрос. Это когда семья копит деньги на переезд, на материковскую квартиру. Здесь в последние годы наблюдается необычное явление в мире норильской бедноты. Люди, которые по доходам могут считаться вполне состоятельными, берут ипотечные кредиты на покупку квартир в Москве и Питере. И тут же превращаются в бедных: выплаты по кредитам съедают практически все деньги, кроме тех, что тратятся на еду, одежду и недорогие развлечения. Это тоже очень норильское явление (много ли людей в Минусинске озабочены будущим переездом?), и его также следует учитывать. Придумать ему название. Например, «функционально бедные». И внести в местный «паспорт бедности». Если, конечно, кто-то станет такой паспорт составлять.
0

Читайте также в этом номере:

Три восьмерки на удачу (Инна ШИМОЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск